Классическая культура Вьетнама Донгшонская цивилиз

Ковалева Марина 2
Классическая культура Вьетнама.

1. Древнейшие государственные образования на территории Вьетнама.
Донгшонская цивилизация. – Быт и верования донгшонцев. – Древнейшее государство Аулак. – Столица Колоа.

Древнейшей цивилизацией, возникшей на территории Вьетнама, является донгшонская. До сих пор она мало изучена. Судя по всему, это была земледельческая цивилизация классического восточного типа. Она возникла в начале I тыс. до н. э. в низовьях Красной реки у предков вьетнамцев – лаквьетов. [2, с. 242]
Повседневная жизнь и верования носителей донгшонской цивилизации частично вос-станавливаются на основе найденных археологами ритуальных и бытовых предметов. Донг-шонцы жили в домах на сваях с двускатной или полукруглой крышей. Мужчины носили набедренные повязки, серьги, а волосы укладывали в шиньоны. Женщины заплетали волосы в косы и покрывали головы повязками. Одежной им также служили набедренные повязки, а украшениями – серьги и браслеты.
Предполагается, что основой их религии был культ предков, а средством для общения с ними – «барабаны», имеющие форму усеченного конуса, открытого в нижней части. Найден-ные учеными конусы украшены изображениями боевых кораблей, воинов с луками, копьями, боевыми топорами, животных и птиц. По мнению В.В.Голубева, на «барабане» из Нгоклу изображен погребальный обряд, напоминающий подобный обряд у даяков с Калимантана: « Этот погребальный обряд длится семь дней. Прежде всего строится красиво украшенный дом.; считается, что в этом доме в раю живет умерший. Дом наполняют приношениями. Тело умершего несут, держа оружие и музыкальные инструменты, с музыкой и  танцами. Оружием изгоняют духов, дабы душа умершего освободилась. Колдуют для того, чтобы злой дух – птица не забрал  душу умершего. Одновременно с этим молотят рис, чтобы сварить его и помянуть умершего, а вслед за этим  устраивают  совместную трапезу. Далее следует шествие, как бы переносящее душу умершего в «золотую лодку», которая должна добраться до «Озера облаков», или рая даяков». [ Цит. 7, с. 25]
В IV – пер. пол. III в. до н. э. на севере Вьетнама существовал племенной союз лаквьетов Ванланг, возглавляемый выонгами (правителями) из рода Хунг. Старинная книга «Линьнам тить куай» рассказывает об этих временах: «Когда государство было только основано, пищи для жителей не хватало. Из коры деревьев делали одежду, из сыти плели циновки, из рисовой гущи делали вино, из муки куан ланг (дерево дао) делали лепешки, из мяса птиц, зверей, рыбы и креветок приготовляли соус. Убирали урожай ножами, выжигали травы огнем. Было много риса, в бамбуковых трубках варили рис  (голубой рис), складывали дерево, делая дом (на сваях), чтобы тигры не наносили вреда». [Цит. 7, с. 27]
 В середине  III в. до н. Ванланг слился с племенным союзом ауквьетов Намкыонг, в ре-зультате чего образовалось государство Аулак. Его первым правителем был глава Намкыонга Ан Зыонг. Он основал столицу – город Колоа, окруженный девятью земляными валами, каж-дый из которых защищал ров с водой. Город  по форме напоминал свернувшуюся улитку. К настоящему времени сохранилось три земляных стены из девяти. Рвы, связанные между собой, позволяли плотам и лодкам защитников в случае надобности выходить в реку. Дворец правителя скрывался за тремя мощными крепостными стенами.
Власть выонга на местах опиралась на родовую знать. Большая часть населения проживала в деревнях, входя в состав соседской общины с выборными старейшинами. Женщины занимали в обществе высокое социальное положение.
Прежний способ обработки земли, когда трава выжигалась, а участок заливался водой и рыхлился копытами буйволов, постепенно заменялся пахотой и боронованием. Наряду с бронзовыми орудиями стали использоваться и железные. Крестьяне выращивали арековые пальмы, рис, сахарный тростник и тутовые деревья. [3, с. 36]