Мучается прошлым память

Галина Сафонова-Пирус
Ну зачем я привезла от брата мемуары генерала Белой армии Деникина*, который всё перечитывал их, страдал, вписывал новые эпизоды о гражданской войне в свой роман «Троицын день», а теперь и муж, читая их,  выплескивает свои эмоции на меня.
Вот и сегодня, за утренней кашей:
- Когда Крым заняли красные, - и взглянул на меня: не прерву ли? Но я только насторожилась. Тогда, сглотнув, осмелел: - Так вот… Китайцы, которых большевики навербовали в свою армию, прежде чем расстрелять белогвардейских офицеров, вначале уши им отрезали, носы, гениталии, а уж только потом…
- Платон, - прервала: - ты опять за своё? – Опустил глаза в тарелку. - Что, разве не знал всего этого? Зачем же опять…   
- Надо, надо опять и снова, – и голос его окреп: - А как же? Надо помнить…
- Да помню я, помню! – И мой голос задрожал: – Но что бы вот так… каждый день! – Взглянула на него с мольбой: - Тут и так радости мало, а ты… - Попытался прервать, а я аж вздрогнула: - И больше не говори мне об этом! И больше слышать не хочу! Разве можно жить вот так, с головой, повернутой назад, чтобы каждый день терзать себя, перетирая в душе все эти ужасы… в песок, в пыль, в… - И захлебнулась, и слёзы закапали: – Не-хо-чу!
Подхватилась, выскочила на балкон, распахнула створку окна.
Как же не щадит, как не поймёт!
Упругий, прохладный ветерок ополоснул лицо. Ах, как хорошо!.. Облокотилась, взглянула туда, вниз и слезы закапали на кусты: "Как же не хочет понять, что будущего-то у нас - с гулькин нос! А он всё - о мрачном, тяжком! А так хочу радости!" Господи, как влажны, бесстыже голы ветки на деревьях!.. но даже вот в таких, оголенных и озябших полно жизни, ожидания весны, лета? А муж и брат всё - о мучительном прошлом!.. Да и та голубая скамейка под влажным темным каштаном… ведь и она словно – в будущем, словно в предвестии той поры, когда и к ней непременно придёт кто-то!.. А муж и брат – о тёмном, минувшем..  Как же отрадно смотреть и на эти сырые ветки, и на голубую скамейку, ощущать благодатную прохладу наглого ветерка… И как же нелегко возвращаться туда, в эти замкнутые квадраты комнат, в которых бьется, мучается прошлым память мужа.

*Антон Деникин (1872-1947) - Генерал-лейтенант, участник Русско-японской войны, один из главных руководителей Белого движения в России.

Фото автора: брат Виктор.