Наедине с Богом

Дмитрий Кульпин
      Находясь в созерцательной молитве, на берегу горного озера; сидя спиной, к журчащему потоку вод, падающих с высокой скалы и разбивающихся о прибрежные камни на миллионы мелких капель, я на мгновение почувствовал, будто эти воды не просто рассекают пространство, разделяющее их с землёй, но проходят сквозь мою собственную внутреннюю сущность. В блаженстве, едва переносимом, моим человеческим сердцем я почувствовал, что в шуме вод мне говорит некий голос, призывающий заглянуть меня в глубинную сущность озера. Не выходя из этого необычного состояния, я наклонился над водной гладью.
-  « Что ты там видишь?» - вопросил ко мне голос.
- «Не более чем своё отражение в воде» - ответил я.
- « Гляди дальше» - продолжал голос – «До тех пор, пока твоё отражение не растворится в воде, не сольётся с ней. До тех пор, пока не останется «твоего», но всё будет Едино».

      Оторвавшись от созерцания происходящего, я начал размышлять, чтобы значило это откровение Духа? Первое, что пришло в голову, это наставления православных отцов о безобразности молитвы. Даже находясь перед образами, наша молитва должна быть без образной, иначе любой образ может встать препятствием между нами и Богом. Это относится не только к видимым изображениям, но и к любым образам мыслей, которые от колыбели формируются нашим сознанием.  Это хорошее напоминание для меня, дипломированного богослова, подумал я, чьё сознание перегружено книжной мудростью. Что я несу людям…? Любое вероучение, существующее на земле, столько же говорит о Боге,  сколько о самом авторе этого учения. Особенно ярко это заметно во всех протестантских конфессиях. Оправдание «только верою», гласил лозунг Мартина Лютера, в борьбе с собственным патологическим чувством вины, привитым ему деспотичными родителями, но личная борьба д-ра Лютера со своими комплексами стала достоянием в массах его последователей. Жёсткий, юридический менталитет Жана Кальвина, превращает Бога в бескомпромиссного деспота, который просто потому, что Ему так захотелось, предопределяет одних людей на вечное спасение, других на вечное осуждение. Может быть, они действительно были великими людьми и получали откровение от Бога, но это откровение, преломившись в их сознании, под определённым углом их личного интеллекта, выдало то, что есть. Один восточный мудрец сказал: «Если не почитать мудрецов, то в народе не будет ссор». И это так, поскольку религиозный лидер, куда бывает страшнее любого политика, потому что он владеет душами людей. И даже если он на это не претендует и говорит, слушайте не меня, а Бога, который говорит через Писание, волей не волей, он становиться пророком, посредником, между людьми и тем богом, которого проповедует, вернее своим представлением о Боге и Писание оказывается верным, лишь в его интерпретации. Это было причинами множества кровопролитий и расколов в Церкви, вражды и споров.

      Как же быть подумал я, как лицом к лицу встретиться с реальным Богом избавившись от иллюзий своего воображения. Кто-то подсказал направление мысли, сравнив отношения с Богом, с отношениями супругов.
Я понял одно, что судить о Боге руководствуясь книжной мудростью, пусть даже библейской, то же самое, что судить о любви по мыльным операм и любовным романам. Несомненно, доля истины есть и в том, и в том, но это результат чужого опыта и переживания. Кто-то из древних сказал: «Истину нельзя сказать дважды». Она жива, лишь в непосредственном ощущении, затем подобно застывшей лаве имеет только грозный вид. Влюблённому юноше свойственно идеализировать черты и качества своей возлюбленной, в результате, имея в виду реального человека, он обращается к не реальному, созданному им образу. И наверное, только совместная жизнь, брак, начинает определять все вещи своими именами. Подобно этому, сегодняшние наши познания о Боге – результат вчерашнего опыта. Обращаясь к такому Богу, мы встаём спиной к Тому, Кто сказал о Себе: «Аз есмь Тот, Кто Аз есмь», а если буквально с иврита: «Я буду, Тот, Кто я буду». Заключая понятия о Боге в рамки определений, мы создаём себе идола, божка. Идол может быть и словесным, от этого не чего не меняется. Когда-то Моисей хотел узнать имя Бога. Господь прекрасно понимал, чего ищет Моисей, наученный всей премудрости египетской. С точки зрения языческой космогонии, знать имя бога, значит владеть им, уметь заклинать его, это привилегия посвящённых. Бог дал понять своему пророку, что Он не тот бог, которым можно владеть, но Тот который владеет всем. В кратком тетраграмматоне ЙХВХ – Я есть Тот, кто Я есть – скорее отказ от имени, чем имя. Библейский Бог, в зависимости от ситуаций приходящий под множеством имён, одновременно не имеет ни одного. Посему подходя к Нему, с определённой долей опыта и знаний, в какой-то момент необходимо оставить весь накопленный багаж. Оставить Того Бога, которого мы знали раньше, чтобы встать лицом к лицу к Неведомому, Неизвестному доселе нами Богу, который будет открывать новые и новые грани Своей личности.

      Научись останавливать время, расширять до бесконечности настоящий миг,  не стоит жить ошибками прошлого и иллюзиями будущего, живи вечным. Умей отличить главное от преходящих явлений, не научившись этому, ты не сможешь нести Свет людям. Иначе, чтобы ты не говорил о Боге,  твои знания о Нём будут не более, чем проекция твоего собственного сознания, твоих представлений о Нём.  Это те выводы, которым я пришёл сидя на берегу горного озера.