Абдураим Абдувахобов - Озорник навсегда

Анастасия Павленко
Абдураим Абдувахобов: «Озорник всегда в моем сердце»

С заслуженным артистом Узбекистана Абдураимом  Абдувахобовым мы встретились в холле Национального академического драматического театра. Невысокого роста, круглого телосложения, с добрым взглядом и обезоруживающей улыбкой, которая по прошествии  тридцати трех лет практически не изменилась. Нет, его невозможно ни с кем перепутать. Он – Озорник, тот самый, который своими проделками и находчивостью вызывал у нас, зрителей, неподдельное восхищение и, конечно, смех. Абдураима-ака, мальчиком сыгравшего эту роль, так до сих пор и называют – Шум бола. И что удивительно, он очень счастлив этому обстоятельству.

- Я благодарен тем великим людям, что  дали мне дорогу в мир большого искусства, укрепили веру в свои силы, свое предназначение – быть артистом. Когда смотрю  очередной раз этот фильм, снятый в далеком 1976 году, я продолжаю черпать из этого неиссякаемого источника  киноискусства новые идеи для своих ролей. Ведь в «Озорнике», где сыграли гениальные  народные артисты - Хамза Умаров, Вахид Кадыров, Абдульхайр Касымов, Бахтиер Ихтияров, Эргаш Каримов, Рыхси Ибрагимова и другие – целый  ряд замечательных образов. Само произведение Гафура Гуляма потрясающее. Там есть и комичные, и драматичные моменты. Поэтому я считаю, что мне очень повезло в жизни.

- Считается, что попасть в кино в столь юном возрасте - дело случая. Как вы стали «главным» озорником «Узбекфильма»?

- Это отдельная интересная история. Первоначально мне предрекали роль Амона, друга Озорника. Тысячи ребят прошли пробы, а остались восемь Озорников и один Амон. Но обо всем по порядку. Мне было 13 лет, я учился в шестом классе и уже три года посещал драм кружок, которым руководил Миробод Мирзаахмедов. А тут объявление дали в газете, что собираются снимать кино по повести Гафура Гуляма. Произведение  к тому времени включили в школьную программу и даже создали его телевизионную версию. После многочисленных проб на роль Озорника был сначала утвержден Сагдикарим Саидарипов, однако у режиссера Дамира Салимова возникла идея попробовать на главную роль меня.  Надо сказать, что в телефильме  ее исполнял Хайрулло Сагдиев, то есть образ Озорника уже был воплощен, причем он точно соответствовал литературному герою – худой, лопоухий мальчишка. А тут я – круглолицый, полненький, одним словом, полная ему противоположность. Но  потом пришли к выводу, а почему бы и нет – ведь Озорник никогда не оставался голодным, поэтому вполне мог быть и упитанным. В конце концов, стали снимать сразу две версии, где по одной Озорником был я, по другой  - Сагди. Когда фильм смонтировали и показали худсовету, решили оставить версию с моим участием в главной роли.

- А родители не были против вашего стремления стать актером?

- Я не из артистической среды, правда, говорили, что мой дед увлекался театром, но до  серьезных шагов в искусстве так и не дошло. Мама же всю жизнь проработала учительницей, а отец был проводником на железной дороге. Но еще с раннего детства, по словам матери, все вокруг замечали, что я всегда кого-нибудь копировал, играл какие-то выдуманные роли, подражал известным артистам. Папа умер, когда мне было четыре года, а мама не находила ничего плохого в том, что один из ее семерых детей будет артистом.

- Насколько образ, созданный на экране, соответствует вашему характеру?

- Скажу сразу, я не такой озорной, как на экране. Могу постоять за себя, вовремя сказав нужную фразу, но вот обманывать кого-либо – это не мое. Наоборот, всегда говорю честно и прямо, за что иной раз выслушиваю. Но я считаю, что строить свою жизнь на обмане – все равно, что строить дом на песке. Более того, мне как-то с детства внушили, что, обманывая и обижая других людей, тем самым гневишь Бога, что это большой грех.

- Но без шуток, как я знаю, в актерской среде не обходится.

- Конечно.  В компании мы часто подшучиваем друг над другом. Однажды мой близкий друг Дильшод позвонил мне и сказал, что забыл передать нам с Аброром пригласительные на свадьбу, которая уже началась. Поэтому нужно тот час же собраться и ехать в ресторан, иначе хозяева очень оскорбятся, а сам Дильшод окажется в неловком положении. Когда мы приехали в ресторан, там, действительно, полным ходом шла свадьба, но… русская. Мы в недоумении звоним Дильшоду, а он спокойно отвечает, мол, заходите, заходите, я уже давно сижу и вас жду. Мы зашли, стоим в центре зала, озираемся кругом, но Дильшода так и не видим. Опять набираем его номер, и на наше возмущение, он со смехом спрашивает: «А сегодня какое число?» Это было первое апреля.

- Говорят, что вы однажды разыграли зрителей телеканала «Ешлар».

- Да, было такое дело. По каналу прошел сюжет о моем увлечении игрой на скрипке, причем этот факт до того момента я, оказывается, тщательно от всех скрывал. В сюжете брали интервью у моих друзей, которые подтвердили, что – да, наш любимый Абдураим приходит рано в театр, и пока никого нет, виртуозно играет на скрипке, причем музыку пишет сам. Более того, он часто инкогнито играет в оркестре ГАБТа, но только из-за скромности не хочет это афишировать, а ведь у него даже  ученики есть… После выхода телесюжета мой телефон не умолкал целый месяц – все хотели вживую услышать, как я играю на скрипке, а некоторые пожелали, чтобы я стал их личным композитором и аранжировщиком. Долго пришлось всем объяснять, что это был розыгрыш на первое апреля, но некоторые люди до сих пор верят в то, что я играю на скрипке.

- Менталитет народа накладывает свой отпечаток на восприятие юмора – то, над чем весело посмеется европеец, будет смертельной обидой для азиата. Вы согласны с этим?

- Наши люди, действительно, очень серьезны. Есть те, кто вообще не воспринимает шуток, особенно в свой адрес – сразу обижаются, причем до конца своей жизни будут считать вас негодяем. Поэтому с такими товарищами лучше не шутить. Сам же я считаю, что юмор нужно всегда воспринимать как нечто доброе и светлое, однако тут важно   чувствовать тонкую грань, за которую нельзя переходить, иначе это будет пошло, это будет обидно. Ведь над чем всегда смеются люди? Что вызывает задорный смех или улыбку? Неожиданный поворот дела – человек думает одно, а получается совсем другое. Например, некий мужчина бежит к автобусу, который уезжает. Растерянный вид незнакомца, его взъерошенные волосы и детская обида в глазах невольно заставят улыбнуться тех, кто будет в этот момент находиться в автобусе, причем даже самых хмурых. Эти жизненные наблюдения потом помогают мне лучше сыграть образы на сцене или экране.

- Сегодня вас редко можно увидеть в кино. С чем это связано?

- С отсутствием хороших сценариев. Я начинал с профессионального кино, знаю, что такое настоящее киноискусство, работа профессиональных операторов и режиссеров, а тут приносят еле прописанные сценарии с незаконченными образами, непродуманными деталями. Не хочу никого обижать, но я очень требователен к себе, а значит, и с других буду спрашивать качество. Пусть это эпизодическая роль, но она должна быть законченной. Появление персонажа, который  будет в кадре лишь несколько минут, должно быть оправданным, иметь смысл. Ведь говорят – нет маленьких ролей, есть маленькие актеры. И здесь я хочу упомянуть фильм Рустама Сагдиева «Мен бу мен», где я сыграл небольшую, но очень характерную роль слабого человека, который, не выдержав испытания судьбы,  спивается. Этот образ трогает тем, что несмотря на все ошибки, которые совершает персонаж, он остается человеком, способным на добрые чувства и дела.

-  Более десяти лет на сцене Национального театра идет спектакль «Чимилдик», где показан один из ярких национальных обычаев, входящих в  свадебную церемонию. А как вы сами думаете, насколько сегодня актуально соблюдение  всех этих традиций?

- Одно то, что спектакль проходит только с аншлагами, говорит само за себя. Люди ходят на «Чимилдик» по несколько раз, мне даже сказали, что один мужчина двадцать два раза видел спектакль. Значит, все, что происходит на сцене, глубоко волнует зрителя. Образ великовозрастного жениха, решившего жениться на 17-летней девушке и сомнения, которые он при этом испытывает, находят отклик в сердцах людей. Мой герой во время священного обычая, который происходит после всех торжеств, пытается разговорить стеснительную невесту. Но она от страха боится проронить лишнее слово и молчит. Терзания новоиспеченного жениха и его эмоциональность, граничащая с безумством, поначалу смешат зрителя, но потом они понимают – это смех сквозь слезы.  И хотя спектакль, действительно, этнографический, но он поднимает вечные ценности, которые всегда актуальны.

- Как создавалась ваша семья?

- Невесту, как и принято, выбирали мама и сестра. Искали долго и тщательно. И нашли. В соседнем подъезде. Девушка работала в швейном цехе по пошиву кожаных изделий и, как выяснилось, была моей очень дальней родственницей. После свадьбы  сразу сказал, что работу ей придется оставить, потому что я в доме, как квартирант, а огонь в очаге поддерживать нужно всегда. Она полностью со мной согласилась. Сегодня у меня трое детей – два сына и дочь. Я благодарен маме за то, что она научила ценить семью, привила любовь к национальным обычаям, чтить корни.

- Глядя на вас, можно сразу определить – этот человек любит покушать.

- Не только вкусно покушать, но и приготовить. Кормить людей – моя страсть. Поэтому целых пять лет я сначала на телеканале «Ёшлар» вел передачу «Лаззат», а потом на ТВ-марказе - «Галину бланка». Смысл этих передач был не только в том, чтобы научить готовить те или иные блюда. Мы хотели показать, что ужин или обед – это повод устроить для себя настоящий праздник, порадовать себя и других. Сегодня много подобных передач, но они, к сожалению, далеки от самой идеи  и тех требований к качеству съемки, какие мы предъявляли себе. Поэтому я и не веду эти программы.

- Зрителей, смотрящих кулинарную передачу, всегда интересует вопрос – на самом ли деле приготовленное блюдо такое вкусное?

- Мы старались, чтобы это было так. Но бывало всякое. Особенно приходилось помучиться с кубиками «Галины бланка», потому что больше двух их кидать нельзя, но некоторые гости старались не жалеть и, конечно, блюдо оказывалось пересоленным. А однажды мы с одной гостьей варили какой-то корейский суп из рисовой муки и морской капусты. Вид приготовленного блюда был изумительный, но вкус… Как говорится, настоящая кислятина. Однако нас снимала камера, и пришлось играть роль восхищенного вкусом гурмана. Потом выяснилось, что этот суп специально готовят роженицам для поднятия тонуса и сил после родов.

- Логичным завершением кулинарной темы был бы рецепт от Абдураим-ака Абдувахобова.

- Это очень простое, но очень вкусное блюдо. Его, желательно, готовить на костре. Итак, берете нежирную мякоть говядины, нарезаете ее острым ножом на тонкие ломтики и кидаете в кипящее растительное масло. Огонь под казаном должен быть очень сильным, тогда мясо сразу прожаривается. Некоторые перед жаркой отбивают мясо – не делайте этого, уходит весь сок. Итак, считаете про себя до десяти и вынимаете обжаренные кусочки, солите по вкусу и посыпаете тонко нарезанным репчатым луком. Приятного аппетита!

- А чтобы вы пожелали нашим читателям?

- Веселей смотреть на жизнь и  думать всегда о хорошем, тогда все мечты сбудутся, а здоровье никогда не подведет.