Слабые ученики в школе

Гадаев Алексей Вениаминович
 Что мешает слабым ученикам адаптироваться в школе?
Л.С. Славина считает, что интеллектуально пассивные дети - это дети, не прошедшие в течении жизни до школы определённый путь умственного развития, не умеющие совершать мыслительную работу, которая строится на основе умственных знаний и умений и которая необходима при обучении. От детей в течении организации их жизни, в которой требовалось очень незначительное участие собственно интеллектуальной деятельности ребёнка и которая к этой деятельности не побуждала. Таким образом у детей создалась модель праздного поведения и безучастности.[1,с.124].
Майкл Раттер считает,что разделение детей в классе на слабых и сильных учеников провоцирует сопротивление у менее способных. Этот факт обязывает учителей и воспитателей к поиску и нахождению путей обеспечения слабых учеников такими же положительными эмоциями при обучении в школе, как и сильных. Существует много различных способов, например, вознаграждение детей за самый незначительный прогресс в учебной деятельности, а не за совершенство в ней; активно поощряя достижения в творческой деятельности (рисование, резьба по дереву, лепка и т.д.), в спорте, в различных школьных мероприятиях. Задача заключается в том, чтобы дети получали положительные эмоции и одобрение за то, чем они занимаются в школе.
 Второй момент  - это воспитание теплых чувств к школе у слабых учеников. Этого можно добиться, позволив детям принимать участие в самых важных делах школы, наделив их определённой долей ответственности. Принятие ответственности меняет социальные установки у всех учеников, которые начинают включать всё больше ценностей при обучении в школе. Даже выполнение какой-то социальной роли сказывается на положительных социальных установках учащихся.
Третья из рекомендуемых мер - это не присваивать детям никаких ярлыков и делать упор на поощрении, а не наказании. То есть, не следует разделять учеников (путем объявления оценок или путем разделения на группы). Такое разделение поощряет учеников, отнесенных в более сильную группу, однако всегда будет оставаться более слабая половина, и дети, оказавшись в ней, будут лишены необходимой учебной мотивации. Именно полезно находить сильные стороны слабых учеников и хвалить их за то, с чем им удается справляться. Дети стараются дотянуться (или опуститься) до тех ожиданий, которые есть у окружающих в отношении к ним. Если ребенку присвоить ярлык "слабого ученика", то очень может быть, что в результате он действительно им станет.
Еще один аспект касается конфликта между прививаемыми школой нравственными ценностями и моралью, и ценностями, которые молодежь усваивают вне школы. Подростки отвергают школьные ценности и нормы. Ситуация может измениться, если школа включит в себя больше элементов, удовлетворяющих социальные интересы подростков. Это может быть достигнуто путем расширения внеклассных форм деятельности подростков и привлечения их к организации такой деятельности.
Для многих детей существует расхождение между системами ценностей в школе и дома. Ребенок в этом случае сталкивается с конфликтом двух систем ценностей с разными установками. Дуглас и другие авторы показали, что успеваемость значительно выше у тех детей, чьи родители проявляют к их школьной жизни интерес и участие. Единственный и самый важный фактор, от которого зависит постоянное интеллектуальное и эмоциональное развитие ребёнка в учёбе, - это степень активного участия родителей  в образовательном прогрессе ученика в школе. Таким образом, разрушение стены между семьёй и школой, принесёт ощутимую пользу.  Одним из возможных путей достижения названой цели являются следующие: привлечение родителей к активному участию в школьных делах, создание условий для того чтобы родители могли рассказывать детям о своей работе, организация посещения детьми места работы родителей, передача родителям ведущей роли в организации внеучебной деятельности детей и вообще создание такой обстановки, когда родители становятся для детей важными партнёрами в процессе образования[2,c.240-242].
1. Н.П. Локалова. Школьная неуспеваемость: причины, психокоррекция, психопрофилактика. Спб.:Пирер,2009.
2. М.Раттер. Помощь трудным детям. М.: Апрель пресс,1999.

Я маленький, мир большой
Материал "Я маленький, мир большой" – одно из распространённых видений (внутренних картин) отношений человека и мира, характерное в первую очередь для людей с психотерапевтической установкой. Под "миром" обычно имеется в виду: внешний объективный мир, внутренний мир чувств, глубинная область бессознательного, Высшие силы (Вселенная, Бог, Карма и прочая Судьба).

Видение "Я маленький, мир большой" имеет множество разнообразных проявлений. Это тема Бессознательного в психической жизни человека с тезисом о том, что разум и осознанность лишь марионетки в руках стихии Бессознательного. Это тема Желаний как основы мотивации и душевного здоровья в целом с тезисом о том, что борьба с собственными желаниями заканчивается тяжелейшим внутренним конфликтом и неизбежным проигрышем. Эта тема проблемных Внутренних Чувств, с которыми также очень опасно бороться и почти невозможно подчинить. Их нужно - понять и принять. Через всю историю человечества идет мотив Любви как великой таинственной силы, которой нельзя избежать и с которой ничего не поделаешь. Как и со своей Судьбой. У каждого есть его Судьба. Того, кто с нею дружит, Судьба ведёт, а всех остальных – тащит.
Другие тема подхода "Я маленький, мир большой" уже практически примыкают к стихийной религиозности, которая, впрочем, также широко распространена в практической психологии психотерапевтического крыла. Это представление о Вселенной, которая заведует человеческими жизнями и посылает нам Знаки Мира. Ничто в нашей жизни не происходит просто так: Мир даёт это тебе зачем-то, для какого-то урока. Если догадаешься – молодец, не догадаешься – тебе же хуже: за не выполненные уроки будешь наказан. Предназначение - также часть замысла Вселенной, которая заведует жизнью каждого человека. Только угадав и найдя своё Предназначение (то, к чему человека задумали Высшие силы), человек может обрести своё счастье.
Подобный подход логично завершается разговорами о выживании - не о созидании, что было бы характерно для мировосприятия сильного человека - а о выживании, единственно возможностей задачи маленького человека в этом большом и опасном мире.
Внутренняя картина "Я маленький, мир большой" внушается многими практикующими психологами когда случайным образом, от невнимательности, а когда-то вполне осозанно. Дело в том, что эта установка имеет свою плюсы и свою привлекательность. Такая установка успокаивает многих тревожных клиентов (и особенно женщин), поскольку убедительно объясняет, что ее проблемы вполне естественны и объяснимы. Она в порядке, мир такой. При этом в сочетании с установкой "Вселенная дружественна" подобная установка может дать дополнительные силы и уверенность: если обо мне заботится моё Бессознательное, если меня ведёт Судьба и берегут Высшие Силы, я могу рассчитывать, что у меня всё будет хорошо.
К сожалению, чем клиенты старше, тем в большей степени данная установка начинает провоцировать негативные эффекты. Дело в том, что с возрастом у большинства людей эмоциональный тон снижается, когда мир начинает восприниматься скорее как враждебный, картина "Я маленький, мир большой" порождает позицию Жертвы и становится источником ужаса: "А что я могу поделать?! Такова моя Судьба...[1]"
Возникает замкнутый круг: психотерапевт формирует установку "Я маленький, мир большой", после чего уже сама эта установка через какое время превращает ранее здорового человека в клиента психотерапевта.
Сильные люди предпочитают воспитывать в себе видение "Мир огромен, я большой",ставить себе большие задачи и учить себя с ними справляться. При этом нужно нужно учесть, что не менее ошибочна и другая крайность, а именно психология всемогущества. Некритичное использование представления "Я большой, мир маленький" приводит так же к спорным результатам. "Все есть яд и все есть лекарство", и любой инструмент, чтобы он оказался полезен, нужно употреблять уместным образом.
Жизненные миры и оси шкалы тонов
Есть гипотеза, что миры, формирующие шкалу тонов, на самом деле строятся на основе двух шкал: шкалы Дружественности - Враждебности и шкалы Соотношение сил.
Шкала Дружественности - Враждебности имеет два естественных полюса, а между ними участок Нейтрального отношения.
Шкала Соотношения сил показывает соотношение сил между моим Я и тем, что его окружает. Я может быть определенно слабее (Я маленький, Мир большой), силы могут быть примерно равны, и Я может быть определенно сильнее окружения.
Я маленький Силы равны Я сильнее
Любовь и дружба Меня любят, прекрасное детство Я и мир прекрасны и любим друг друга Мир - Мастерская, я Солнышко!
Нет отношений Мир скучен Мир обычен Мир хорош (сам себя обслужу)
Вражда и ненависть Мир страшен, меня добивают Мир враждебен Мир прогнулся, враг разбит!
Мир прекрасен - мир любит меня, я превращаю в друга любого, кого встречу на своем пути. У меня на это достаточно сил, ума и любви!
Мир хорош (дружественен) - этот мир бывает дружественным, в нем есть друзья, и у меня есть хорошие шансы их встретить. Надо просто не сидеть на месте!
Мир обычен: ни врагов, ни друзей. Я одинок.
Мир враждебен. Этот мир бывает враждебен, в нем есть враги, но у меня есть хорошие шансы их победить. Надо просто быть сильным, бдительным и осторожным!
Мир страшен. В этом враждебном мире я ничего не могу поделать. У меня нет сил противостоять ему. Если я пока спасаюсь, не очевидно, что я спасусь в следующий раз. Я здесь умру.