Таёжный перегон. Глава 10. Приём лошадей

Виталий Гадиятов

После обеда ребята снова пришли в загон. Солнце стояло уже высоко, и воздух так раскалился, что обжигал. От зноя всё вокруг притихло, будто притаилось.
— Саша, вот наш табун, — показал Антон на поляну за изгородью. Лошади заметно успокоились и, разбившись на три группы, разбрелись по всему загону.
Удовлетворенный увиденным, Дубовик потирал руки, едва сдерживаясь от накатившей радости, сказал:
— Да я уже с ними познакомился. Как только пришёл из посёлка, первым делом посмотрел.

— Ну и как впечатление? — спросил подошедший  Костя.  —  Понравились?
Геолог невольно подался навстречу коневоду и усмехнулся:
— Откровенно говоря, я думал, будут хуже. Мы столько натерпелись в ожидании этих лошадей, что я не надеялся на что-то хорошее. Думал, пригоните по принципу на тебе, Боже, что нам не гоже, но, к счастью, ошибся. Прости, Костя, я был не прав. Вот только один серый мне не понравился.  Это что за животина такая? — Он показал на лошадь, которая, как отшельник, стояла в стороне, понуро опустив голову. Можно было подумать, что все, от неё отвернулись, и в знак протеста она ни  к кому не примкнула. — Посмотри, впечатление такое, будто ее только пригнали из  Бухенвальда: кожа да кости. Костя, я его не возьму, замени другим.
— Да ты что, Саня, этот конь совсем молодой, еще не окреп, — бурно отреагировал коневод, однако было видно, что он переигрывает.

— Какой там, чёрт, не окреп? — жестко сказал Дубовик. — Он же больной, еле на ногах держится, того и гляди упадет. Как вы его пригнали?
Понимая, что лошадь забраковали, коневод начал упираться.
— Нет, ты не прав, он ещё наберет в весе, зима только кончилась. Снега было много, поэтому он не смог копытить корм.
— А те что, не зимовали? — возмутился Александр, встретив упорство коневода. — Гляди, вон какие они исправные! Или, может, всю зиму вы их кормили одним овсом? Костя, сокола видно по полету.
Доводы геолога были более чем убедительными. Только слабые лошади не могут добывать себе корм из-под снега и отстают в весе.  Коневод усмехнулся:
— Вы так всех наших лошадей забракуете. Антону вот Атара не понравился, тебе этот серый, а Роману еще кто-нибудь...

— Кто Антону не понравился? — спросил его Дубовик.
Коневод показал на лошадь, стоявшую в другой стороне загона. Осмотрев  со   всех  сторон  Атару, Дубовик заключил, что тот еще потянет.

— А серого я не беру. Зачем нам такой доходяга? По договору вы должны предоставить лошадей средней упитанности, прошедших полную санобработку, не моложе трехлетнего возраста. А что получается? Ты мне даешь какую-то дохлую клячу, которую я и до базы-то не догоню, а нам же с ними все лето работать. Зато после поля вы принимаете лошадей согласно договору. И не дай Бог, если кто-нибудь окажется ниже средней упитанности, - хлопот не оберёшься. Я уже имею печальный опыт: один раз  в  Борылахе недели две лошадей откармливал, прежде чем их приняли. Полтонны овса перевёл. Так что, дорогой Костя, чтобы не повторился второй Борылах, давай придерживаться договора. Как заменишь серого, я подпишу акт приёмки всех лошадей.

Коневод нехотя согласился и, когда со всеми разобрались, предложил свою помощь.
— Давай сразу наденем недоуздки. Тащите их сюда, мы с Августом покажем, как надо правильно работать с лошадьми.

Ближе всех, опустив голову, стоял Хромой. В руки он дался легко, но, видно, для приличия помотал рыжей головой с белой полосой, проходившей между глаз до самого носа, и попытался вырваться. Костя быстро его перехватил и натянул на голову новенький недоуздок, сшитый из сыромятных ремней, обвязанных капроновым фалом. Лошадь, потоптавшись на месте, еще сильнее замотала головой.

— Теперь, любезный друг, ты у нас меченый, и поймать тебя  будет  гораздо проще, чем голенького. Вы вообще-то неплохо придумали с этим фалом, — обратился он к  Дубовику, — недоуздки не порвутся. А то за него схватишься, а он остался в твоих руках, потом ищи ветра в поле.
С помощью Дубовика Костя поймал так же легко вторую и третью лошадь. Труд-ней пришлось Августу. Здоровенный толстый конь, заросший густой шерстью, спрятался  за скучившимися животными и забился в самый дальний угол загона. Вытащить его оттуда было непросто.

— Ну, Тойон давай выходи, хватит тебе дурить, — уговаривал его коневод. Он пытался подойти к нему вплотную, но тот зло храпел и подставлять свою морду, чтобы на нее надели какие-то ремни, не вызывавшие у него  доверия, совсем не собирался.

— Однако плохо тебя учили. Бригадир раскормил, как свиноматку, брюхо висит. Ай-я-я, — стыдил   он   лошадь, — ну   как  тебе   не  стыдно! Ну, давай шевелись, я жду. — Не вняв ни одному его слову, конь стоял не шелохнувшись. Однако с грехом пополам, благодаря помощи Антона и Романа, Тойон вскоре сдался.
С белой лошадью Августу повезло больше: через минуту она крутилась на месте, мотая головой с одетым на нее сыромятными ремнями, и помахивала  лохматым черным хвостом.

— Вот видишь, Тойон, надо брать пример с Магана, он не выкаблучивается, как ты, потому что понимает - надо вкалывать. Отдохнули зиму, и хватит, пришло время поработать. Ты теперь не просто совхозный конь, а геологический конь. В экспедицию пойдёшь, будешь работать в тайге. Это тебе не в табуне носиться по степи.
— Хороша   лошадка! — с восхищением сказал  Антон,   осмотревший  Магана  со   всех сторон. — Такую   впору    ставить только   под   кавалерийское седло, а не вьюки на ней возить.

Роман внимательно смотрел за всем, что делали коневоды, и всегда вовремя оказывался там, где требовалась помощь. Белая лошадь ему тоже понравилась.
— Был бы росточком побольше - можно было бы и на парад, а пока его ждет другая участь.  Вот если в тайге подрастет, тогда его карьера может сложиться иначе.
Слушая геологов, Август тоже залюбовался лошадью.

«Ничего не скажешь, конь и правда хорош! Белый-белый, как снег зимой. Однако как быстро время летит! Когда после армии я пришёл в бригаду Огонёра, он был тоненьким жеребенком, ни на шаг не отстававшим от своей красивой матери. Хотугу Сулус * теперь звездой не назовешь - в табуне есть лошади получше, но все равно, время будто не берет Сулус. Этот белый, видать, в мать, только еще белей ее. Поэтому Огонёр назвал его Маган ат**. Для этого коня лучшего имени и не придумаешь. А для нас он просто Маган, ведь и так понятно».

— Его в тайге хорошо будет искать, залезешь на горку - издалека видать, — вытаскивая из пачки сигарету, сказал он вслух. — Конь что надо! — Он показал  большой палец и закурил. — Я, однако, осенью попробую его поставить под седло, если нормально пойдет, — возьму себе, а то мой Батыр стал уже сдавать.
Геологи постепенно освоились и почувствовали себя уверенней. Раздевшись до
пояса, молодежь обступили Августа.
— Ты  давно работаешь коневодом? — прикуривая,  спросил Роман. Эти молодые ребята, возможно даже ровесники, вызывали у него восхищение, и он хотел узнать о них побольше.

— Да как тебе сказать, наверно, давно. Сколько себя помню, вокруг меня были
лошади. Я, можно сказать, родился в седле. С лошадьми связано все, что меня окружает. Мой дед был коневодом, заслуженный человек. Его тут хорошо знали. Всю
войну прошёл снайпером и ни одной царапины, а перед самой победой ранило вражеским осколком. До последних дней он носил кусок железа под сердцем. Доктора  запрещали работать, а он всё равно бежал к своим лошадям. Видать, не мог без них. —

Август, крепко затянувшись, продолжал:
         — После школы я решил тоже стать  коневодом. Вы же знаете, лошадь испокон  века помогала людям да ещё кормила. Куда без неё?
Отмахиваясь от табачного дыма, разговор поддержал Антон, заинтересовавшийся рассказом коневода. Его дед тоже воевал и также, как отец Августа, был  ранен,  а после войны окончил институт и  работал инженером на закрытом заводе.
— Август это твое имя, что ли?

— А то что же? Так родители меня назвали, потому что в августе родился. По гороскопу, значит, Лев я. — Он снова затянулся и ненадолго замолчал, видно, думая о чём-то далеком. — Тут  ни  у кого  такого имени  нет, — наконец нарушил он молчание, — многие считают, что если имя редкое — значит, хорошее, только мне оно совсем не нравится. Родители придумали, а я всю жизнь мучаюсь, никак привыкнуть не могу. А когда наступает этот самый месяц август, кажется, будто все только говорят обо мне. Вот ведь как бывает, правда, интересно? — усмехнулся он и, помолчав, сказал. — Когда у меня будут дети, я их назову красиво: мальчика

обязательно - Нюргуном, а девочку - Сарданой. Нюргун Боотур - герой нашего национального эпоса, а сардана - созвучно саранке. Это цветок такой, растёт на берегах нашей Индигирки. Яркий-яркий такой. Саранка похожа на обычную лилию, только маленько пониже и цвет у неё оранжевый, а на закрученных лепестках тёмно-бурые пятнышки.  Возможно, видели. Я слышал, что саранку называют еще лесной лилией, а давным-давно - царскими кудрями. Говорят, если ее понюхаешь, станешь сильным и храбрым,  а если девушка съест луковицу это цветка, превратится в красавицу и её сердце заполнит любовь. Вот какая чудесная эта сардана!
________
* Хотугу   сулус – Полярная звезда (якутск.).
* Маган  ат – Белая дощадь (якутск.).