к ф Агора, 2009

Лев Агни
Исторический фильм Алехандро Аменабара, 2009

     В начале фильма вам может показаться эпичность и масштабность, с которой снят фильм, голливудским блокбастером, но поверьте, как таковых, голливудских штампов там не найдете: четкое деление на плохих и хороших, почти обязательной пары, с возможной любовной нитью он-она, массовых разрушений и смертей, обязательного для шоу псевдоисторических фильмов: колесничих боев ,драк, фонтаны крови и т.д. и т.п., все преподносится в достаточно умеренной форме.

     В чем заключается главное отличие фильма от типичных поделок голливудских а-ля блокбастер и экшн? В том, что данное повествование нельзя поместить ни в какую другую эпоху, но можно найти и провести некоторые параллели с сегодняшним днем, что автор-режиссер и делает. Так, на заре появления новой религии, были свои фанатики, свои радикалы- фундаменталисты. А Джордано Бруно не единственный, кто пострадал за свои убеждения.

     Фильм "Агора" можно назвать действительно, историческим фильмом, а не очередной киноподелкой на историческую тему, где историчностью никакой и не пахло бы. Режиссер думает и заставляет немного "пошевелить" извилинами зрителя. Он не усыпляет его очередным мочиловом, псевдоисторическими шоу-зрелищами, вроде сверхпафосного и помпезного "Гладиатора" Ридли Скотта, массой спецэффектов и т.м. мусором, мишурой, обязательной для коммерческого успеха. Все достаточно грамотно и корректно размещено и преподносится зрителю.

     Во время просмотра не мог отделаться от мысли: а где же подвох? По современным догмам и форматам кто-то должен сказать, что язычники - козлы, а христиане белые и пушистые, ангелы. Ан-нет!.. Поиск правды - удел человечества, а не развешивания ярлыков: язычник - плохиш, христианин - хорошиш. Все мы разные, все мы лжем, не только перед Богом, но и самим себе. Совершаем неблаговидные поступки. Героиня фильма Гипатия не хотела лгать и принимать христианство ради того, чтобы отвести от себя хулу и разного рода подозрения, зная, что за всем этим будет скрываться ложь. Гипатия – ученый, ради своих философских взглядов и убеждений она не стала отрекаться от мудрости (знания) в пользу грязных религиозных дикарей. Стоит задуматься, режиссер сознательно ищет общие точки пересечения в истории двух мировых религий – ислама и христианства.

     В фильме так же достоверно показано как многие люди, чиновники, стяжатели, принимали христианство ради наживы, добиваясь личной власти, либо авторитета в обществе. Все это сосредоточено в фильме, и не только это. Каждому при просмотре будет готова пища для размышления.
                2 мая 2011