Ошибка с Перельманом

Вулеву Кушер
Ведущая. Напоминаю тем из нас, кто подключился после выпуска новостей,  что сегодня в эфире мы обсуждаем проблему Перельмана. Проблема в том, что в этой стране в Купчино прописан Григорий Яковлевич Перельман, который заперся в своей квартире и отказывается от общения с людьми, хотя люди всё ещё хотят с ним общаться. Потому что он очень интересный математик, он знает, как, вычисляя пустоты, можно управлять нашей Вселенной, и ему совершенно не нужен достаток.
Перельман нигде не работает, но регулярно пренебрегает очень большими суммами денег, которые ему буквально навязывают из-за рубежа нашей Родины. В числе прочего, например, ему выслали перевод на миллион долларов за решение одной из семи математических задач тысячелетия, но он так и не пришел за ним на почту. Всё, что нам известно об этом феномене сейчас, так это его регулярные пешие прогулки до ближайшей «Пятерочки» в поисках хлеба и кефира.
В первой части передачи мы поговорили о месте Перельмана в пантеоне магов Хогвардса и колдунов Средиземья, а также успели затронуть тему влияния на организм русского человека зеленого луча мегадоллара и возможностей защиты от него с помощью бифидокефирной оболочки.
Итак, мы продолжаем разговор по проблеме Перельмана, и у нас в студии шериф района Купчино. Скажите, пожалуйста, предпринимаются ли правоохранительными органами какие-либо попытки?

Шериф Купчино. Да, предпринимаются. Нашей стране очень важно задействовать мозг этого ученого, мозг, по оперативным данным ещё оставшийся после частичной утечки в интернет, задействовать, повторяю, для решения сугубо мирных задач дальнего радиуса действия. Есть специальная программа. Ну…, я не могу здесь, сами понимаете, говорить обо всех секретах. Могу сказать об одном: недавно под Новосибирском после десятилетий перерыва возобновила работу одна шарашка, простите, особое техническое бюро РОСНАНО, и мы собираем сейчас материал, чтобы привлечь туда Перельмана за тунеядство.

Ведущая. Это было бы замечательным решением проблемы Перельмана для всех нас. Хотелось бы пожелать успехов в вашем нелегком и благородном деле. И кстати, как вы предполагаете обойти отсутствие в ныне действующем законе статьи о тунеядстве?

Перельман увеличил громкость радиоприёмника.

Шериф Купчино. Ну, эээ, хороший вопрос. Я. Мы…

Ведущая. Мы все верим, что вы обязательно выкрутитесь, и проблема Перельмана станет проблемой для Перельмана. Это будет тема нашей следующей передачи, спасибо, что нашли время заглянуть к нам в студию.
Тут у нас звонок от радиослушателя. Виктор из Внутренней Монголии спрашивает, каким дао Перельман постигнул пустотную сущность мира? Это такой вопрос, такой это вопрос… кто возьмется ответить? Может быть, вы, муфтий дзэнской синагоги?

Муфтий дзэнской синагоги. Полагаю, что Перельман идёт путем единственной Торы от единого Творца, благословенно имя Его. Он читает Книгу Вселенной языком математики. Полагаю, что выявляемая им пустота – это то, что он ясно прозревает в Книге между строк.

Ведущая. Это очень поэтично, и давайте уточним для слушателей, уходя путем от единого творца, до чего Перельман может дойти?

Муфтий дзэнской синагоги. Э, я тут вижу какую-то игру словами, милочка. Тора нам дана Творцом, да светится имя Его. Вот почему мы говорим про Тору от единого Творца. Это вы так не правильно поняли, что Перельман идет от Творца, ведь я сказал, что он идет дорогой Торы, которая дана нам Творцом, я не говорил, что он уходит от Творца. Окиньте взглядом жизнь Григория Перельмана, и вы убедитесь, что это жизнь настоящего праведника. Превыше всего Григорий ставит изучение Торы, ясно вам?

Ведущая. Да, разъяснение понятно. Вы как-то защищаете Перельмана, что ли. Но скажите, как же тогда быть с самоостракизмом, которому добровольно подверг сам себя Перельман? Ведь что мы видим? Что происходит с Перельманом? Да ведь любому непредвзято мыслящему ясно, что Перельман сам на себя положил. Херем положил. Посмотрите в википедии. Согласитесь, этого не стал бы делать идущий путем Торы к творцу. Так поступил бы только идущий этим путем в противоположную сторону.

Муфтий дзэнской синагоги. Любому непредвзято мыслящему, как вы изволили выразиться, ясно, что Перельман положил на себя херем из-за миллиона долларов.

Ведущая. А какая тут связь?

Перельман подкрутил настройку зашумевшего приемника.

Муфтий дзэнской синагоги. Полагаю, Перельман математически вычислил, что миллион долларов – это эквивалент его доли в Грядущем мире. Взяв миллион у американцев, он тем самым отдал бы им свою праведность, и в итоге остался бы в Грядущем мире ни с чем. Поймите, не может же он вот так взять и, идя по пути Торы, потерять!

Ведущая. Да-да, не взять легче, чем потерять. Мы все согласимся, что отдавать своё - это очень жертвенно. Но, зачем класть на себя херем? Зачем весь этот самоостракизм? Вот что требуется разъяснить.

Муфтий дзэнской синагоги. Полагаю, что Перельман никак не ожидал, что на своем пути познания Б-га, он столкнется с мамоной. То есть, это он заранее не вычислил, и ему пришлось на ходу импровизировать. А может быть, наоборот, это давно подготовленная реакция. В любом случае, он явно узнал что-то такое, что требуется скрывать от непосвященных, от тех, кто не идет по пути Торы.

Ведущая. И поэтому он вычеркнул себя из общества?

Муфтий дзэнской синагоги. Он дал ясный знак тем, кто способен этот знак увидеть и понять. Как математик, он сознаёт, что чем меньше информационный шум, тем сильнее, чище сигнал. Поэтому он сократил до самого минимума своё взаимодействие с обществом, он расчистил фон для своего сигнала. Посмотрите, что нам видно. Он ходит до магазина и покупает хлеб и кефир. Вот и всё. Трудно придумать более чистый фон, и трудно дать более сильный сигнал. Я вижу этот сигнал. Он в кефире.

Перельман приоткрыл дверь из клозета.

Ведущая. С вами не соскучишься! То Тора между строк, то херем на миллион, теперь кефир. Причем здесь кефир-то? Запутываете простой вопрос. Давайте побыстрее, время передачи не резиновое.

Муфтий дзэнской синагоги. Столкновение с мамоной показало Перельману, что он движется в правильном направлении, и что на своём пути Торы он зашел уже достаточно далеко. Достаточно далеко, чтобы обосновано ожидать преследования еще более сильными демонами, более сильными, чем мамона. Перельман решил сбить своих преследователей со следа. И нашел изящное решение: он сошел с пути Торы, в то же время оставшись на нем. Он стал носить домой кефир, и при этом перестал общаться.

Ведущая. Ну и что?

Перельман выскочил из клозета, путаясь ногами в раскатившемся по полу рулоне, исписанном какими-то интрегрирующими знаками.

Муфтий дзэнской синагоги. Кефир – это измененное от куфр, так идущие по пути Торы называют самый большой грех, грех неверия, отрицание единого Творца. Хотя в более праведном смысле, человек, отрицающий Творца, тем самым просто сам от себя скрывает свое знание о Б-ге.
Нарочито публично унося к себе домой кефир, Перельман вроде как заявляет: я отрицаю Б-га. Тем самым он как бы ушел с пути Торы. Но поскольку за своё отрицание Б-га Перельман сам себя тут же и наказывает положением на себя херем, то очевидно, что он всё же остается на пути, а значит, своей покупкой кефира сигнализирует: я не отрицаю Б-га, а скрываю свое знание о Нём. Григорий Перельман что-то узнал, что-то такое, что не каждому расскажешь.

Ведущая. К сожалению, у нас мало времени, и мне приходится свернуть этот важный разговор, чтобы дать слово ещё одному участнику нашей программы. Это известный попо-, э, простите, популизатор науке. Давайте обсудим, что можно сказать о творчестве Перельмана с позиций современной доказательной медицины?

Популизатор науке. Здравствуйте. Я бы разбил этот вопрос, на. Давайте без эмоций разберемся с фактами.
Во-первых, заметьте, Перельманом успешно решена только одна из семи проблем за миллион. Она решена в конкретных бытовых условиях. А остальные-то никем не решены! И вот чтобы успешно решить остальные проблемы тысячелетия, ему нельзя ничего менять. Это же азы. Если вам фортит в казино, ничего не трогайте. Вот почему Перельман отказался сейчас разбогатеть: он боится спугнуть музу, которая в итоге позволит ему забрать все миллионы. Он желает решить все задачи тысячелетия, это понятно. И для этого нельзя менять, как мы в науке говорим, выгодную констелляцию факторов. Вот это было у меня во-первых.
Во-вторых, за тот один миллион, от которого он отказался, Перельман уже доказал, что чашка – это тоже самое, что пончик. Посмотрите в википедии. То есть, у чашки форма пончика. По-научному называется тор. Про этот тор сто лет назад Пуанкаре написал, что так из Франции выглядит наша Вселенная. То есть можно утверждать теперь, после доказательства Григория Яковлевича, что наша вселенная – это Тор с большой буквы.
А вот вы знаете, над чем сейчас бьется мысль Перельмана? Она бьется над второй задачей тысячелетия, уже, соответственно, за два миллиона. А что это за проблема? Позвольте каламбур: был тор, а сейчас в чем затор? Хе-хе. Да. Упрощенно говоря, надо доказать, что батон  - это тоже самое, что миллион. Это так называемая топологическая проблема.
Надо доказать, что форма батона переходит в форму миллиона, и обратно. То есть, что в сущности это одно и тоже. В науке такая общая форма называется ядрен батон, и задача в том, чтобы математически описать эту форму. И я вот думаю, ну, анализируя, что сейчас вытворяет Перельман в своем затворничестве, я думаю, что он очень близок уже к решению и этой задачи. Посмотрите сами, он не принял миллион, но он регулярно таскает в пакете батон. То есть вы понимаете, как интересно? Ведь он тем самым вместо миллиона имеет батон! Форма миллиона переходит в форму батона благодаря пакету Перельмана. Ведь вместо миллиона он в пакете таскает батон, вот что мы видим! А что это значит для науки? Это значит как раз, что найдена форма ядрена батона, то есть общая форма для миллиона и для батона. И эта форма – пакет Перельмана. Вы понимаете, каков хитрец? Ведь он, ядрен батон, отказавшись принять миллион за первую задачу, тут же тем самым нашел решение для второй задачи. И теперь ему светит уже два миллиона. Да, а вы говорите…  Одно слово – гений!!!

Ведущая. Это крайне важное соображение, но если, позволите, не могу с вами полностью согласиться. Ваши рассуждения справедливы для московской науки, то есть, будь Перельман коренным москвичом, или хотя бы понаехавшим, то ваши доводы, как мне кажется, звучали бы очень убедительно. Однако, нельзя забывать, что Григорий Перельман, он же ведь ленинградец. Он же не в Кунцево, а в Купчино живет. Это надо всегда учитывать, когда мы делаем далеко идущие предположения о его затворчестве.
Наука – вещь конкретная, тем более такая абстрактная наука, как математика. Её нельзя отрывать от окружающей действительности. Особенно обсуждаемый сейчас раздел математики, топологию. Это очень локальный раздел, да. Здесь очень важно, где именно локализован математик. И если он локализован в Питере, извините, в Санкт-Петербурге, то мы никак не можем допустить в его пакете батон. Он там не допустим совершенно. Потому что в Ленинграде, извините, в Санкт-Петербурге нет батонов. Там, как всем известно, есть булки хлеба!

Со стаканом кефира в руке Перельман подошел к старенькой радиоле и надавил на кнопку «выкл.». Лампа приемника еще некоторое время тускло остывала, потрескивая, а затем вокруг Григория Яковлевича сгустилась черная тишина. Он отступил на шаг в центр комнаты, повертел в руке кефир, как обычно, продолжая что-то обдумывать, встряхнул его и вдруг крутанулся вокруг своей бороды немыслимо одномерной струной худого тела. Кефир брызнул в стороны и в секунду густыми каплями плотно облепил воздух вокруг Перельмана, а он, расставив руки, завращался с нарастающей светимостью, длинными ногтями вспенивая вокруг себя затейливые кефирные кольца и разгоняя в них активность бифидобактерий до субсветовой прожорливости. Всё ярче и ярче вспыхивающие аппетитом белые кефирные тельца, наконец, жадно накинулись на темную материю окружающего Перельмана мира, шипя прожрали в ней космическую дыру, обнажив таинственный бублик вселенского скелета, и шестьдесят шестого года рождения Перельман Григорий Яковлевич спокойно шагнул из мирового кефира Купчино в самый центр гиперпространства Тора.