Единственный музей Пикассо в Германии

Койфман Валерий
  Ровно 130 лет назад в 1881 году в городе Малага, что на юге Испании, родился мальчик Пабло Диего Хосе Франсиско де Паула Хуан Непомусено Мария де лос Ремедиос Киприано де ла Сантисима Тринидад Мартир Патрисио Руис, ставший известным во всем мире художником под именем Пабло Пикассо.
  По результатам опроса почти 1,5 млн читателей, проведённого в 2009 году лондонской газетой «Таймс», Пикассо был признан крупнейшим мастером изобразительного искусства XX века. Художник, скульптор, график и керамист, он оставил после себя около 20 тысяч произведений (не считая множества оттисков его графических работ), хранящихся в музеях и частных коллекциях по всему миру.
  Если вы поклонник творчества Пикассо и, вообще, интересуетесь современным искусством, вам непременно стоит посетить в Германии важный архитектурный, художественный и культурный центр земли Северный Рейн-Вестфалия, город Мюнстер. В XVII веке здесь решалась история Европы, ибо 24 октября 1648 года в городской ратуше был подписан Вестфальский мирный договор, положивший конец опустошительной Тридцатилетней войне.
  Более чем тысячелетняя история, великолепная архитектура, университет, неповторимые музеи, многочисленные рестораны и кафе, рай для велосипедистов – вот что представляет собой Мюнстер сегодня.
  Любителям искусства во всем мире Мюнстер известен, среди прочего, и тем, что в нем вот уже 10 лет работает первый в Германии музей, посвященный творчеству Пикассо – Graphikmuseum Pablo Picasso. На церемонии открытия музея присутствовал сын художника Клод Пикассо (глава т. н. «администрации Пикассо», которая представляет интересы шести наследников).
  Музей  расположился в одном из исторических зданий Старого города на площади имени
Пабло Пикассо. Саму площадь украшает огромный мозаичный портрет художника, набранный прямо на мостовой из 13783 камней.
  В сентябре 2010 года, к своему 10-летию, музей  получил новое имя. Теперь он называется Kunstmuseum Pablo Picasso M;nster (Художественный музей Пабло Пикассо в Мюнстере). Кстати, новую табличку музею презентовал лично внук знаменитого испанца Оливье Пикассо, автор нашумевшей книги «Пикассо. Истинная семейная история».
  По оценкам дирекции, ежегодно музей Пикассо в Мюнстере посещает не менее 80 тысяч человек. Праздновать десятилетие Музея Пикассо в Мюнстере начали еще в августе 2010 года  открытием выставки «Пабло Пикассо – в ателье художника», ставшей главным подарком музея своим посетителям. Здесь было представлено более 160 работ художника (картины, скульптуры, рисунки и гравюры) из знаменитых европейских музеев.
  Важное место на этой экспозиции отводилось серии фотографий знаменитого Дэвида Дугласа Дункана, снимавшего Пикассо в процессе создания своих шедевров. Дункан познакомился с художником в 1956 году, они подружились и работали вместе до самой смерти Пикассо в 1973 году. Всего фотограф издал семь фотоальбомов о жизни и работе великого испанца.
Свой первый юбилей музей отметил также специальными выставками Хуана Миро и Пауля Клее.
История музея, вкратце, такова. Большинство работ Пикассо, вошедших в экспозицию, ранее принадлежало семье коллекционеров из Вестфалии Юте и Герту Хуцинга (Gert Huizinga). Своего «первого Пикассо» молодой художник Герт Хуцинга приобрел еще в начале 50-х годов.
Благодаря знакомству с бывшей спутницей жизни Пикассо Мари-Терезой Вальтер,  Хуцинга стал активно собирать литографии знаменитого испанца.
Знакомство с известным печатником Фернаном Мурло (Fernand Mourlot), работавшим на Пикассо, позволило вестфальцу стать еще и обладателем редчайших и даже уникальных экземпляров пробных и промежуточных оттисков, позволяющих воочию проследить творческий процесс работы мастера.
  В 1997 году, когда  семейная коллекция разрослась и превратилась в значительное собрание графики Пикассо, супруги Хуцинги решили расстаться со своими сокровищами, чтобы открыть к ним доступ широкой общественности. С этой целью вначале они создали специальный фонд, а позднее коллекция Хуцингов стала основой нового музея в Мюнстере.
  Известно, что Пабло Пикассо был фанатично влюблен в графику, упорно изучал ее различные техники (особенно офорт и литографию), пока не овладевал ими в совершенстве.
  Множество своих самых значимых офортов Пикассо создал в 30-ые годы, работая по заказам Амбруаза Воллара, коллекционера, маршана и издателя. Воллар имел многолетние тесные контакты с Пикассо еще со времени его голубого и розового периодов, но кубизм Воллар не принял, и вновь начал работать с Пабло в 1930-е годы.
  Тогда Пикассо создал цикл офортов на 100 листах, т. н. «Сюиту Воллара». Сюда вошли мифы о Минотавре, о Пигмалионе, портреты Воллара и другие листы. В 2001 году мюнстерскому музею удалось приобрести все работы цикла.
  И все же Музей в Мюнстере известен сегодня во всем мире  не столько благодаря богатому собранию офортов Пикассо,  сколько благодаря уникальной коллекции его литографий.
 Этот вид гравюры была изобретен немцем А. Зенефельдером в конце XIX века. Литография относится к так называемой технике плоской печати.
  Матрицу гравюры после многих подготовительных операций выполняют на литографском камне типографской краской по нанесенному специальным образом рисунку. Затем камень, покрытый типографской краской, с помощью особого литографского станка-пресса используется для тиражирования оттисков (собственно литографий) на бумаге. Для получения цветных литографий (хромолитографий), применяли иногда до 30 камней (для каждой краски - отдельный камень).
  После 1945 года литография стала любимой техникой Пабло Пикассо. В Мюнстере выставлены около 800 его литографий, сотни набросков, в том числе знаменитый «Голубь мира», и работы из серии «Женщина в кресле».
  Огромный интерес представляют и другие экспонаты музея в Мюнстере. В марте 2004 года сюда были переданы в долговременную аренду 208 работ Жоржа Брака, друга и соратника Пикассо по созданию кубизма между 1907 и 1914 годами.
  В апреле 2008 года музей в Мюнстере получил в длительное пользование еще одну редкую коллекцию – 137 графических работ Марка Шагала, одного из самых замечательных художников XX века. Большая часть этих работ была создана Шагалом  в той же парижской типографии, где работал над своими литографиями и Пабло Пикассо.
  Сегодня посетители музея могут посмотреть и легендарный фильм "Мистерия Пикассо", снятый Анри-Жоржем Клузо в 1956 году, и считающийся одним из самых значительных документальных фильмов XX века.
  Ни один художник прошлого столетия не притягивал и не притягивает к себе такого пристального всеобщего внимания, как Пабло Пикассо. К нему относятся уже не просто как к человеку, а как к необыкновенному явлению, феномену культуры, законодателю искусства, повлиявшему на развитие практически всех его видов.  Вот почему создание прекрасного «дома Пикассо» в Мюнстере - гарантия того, что множество туристов точно не обойдут своим вниманием этот старинный вестфальский город.