Фото из интернета
Отдохнув всего неделю после получения диплома, я направился в город Грязи Липецкой области. В моём распределении было указано: «Направляется в распоряжение Управления сельского хозяйства Грязинского района». В отделе кадров мне было предложено несколько вакантных мест в разных совхозах. Колхозов в районе вообще не было. Это были должности механиков отделений, заведующих ремонтными мастерскими, инженеров по технике безопасности и механиков по трудоёмким процессам в животноводстве.
Выпускники техникумов, как впрочем и институтов, меняли специалистов – практиков, не имеющих специального образования. Местом своей работы я выбрал совхоз «Плехановский», где требовался механик по трудоёмким процессам в животноводстве. Совхоз расположен невдалеке от Липецка, а должность для меня особого значения не имела, так как любая из названных мной была пока незнакомой.
Совхоз «Плехановский» был довольно крупным хозяйством. В его состав входили четыре отделения: Плехановское, Ссёлковское, Бутырское и Желтовское. Посевная площадь составляла восемь тысяч гектаров. В хозяйстве было 90 тракторов различных марок и 50 автомобилей. В каждом отделении имелись животноводческие фермы для КРС (крупного рогатого скота) с общим поголовьем 600-700 голов дойного стада и около тысячи молодняка. Техническим обслуживанием ферм мне как раз и предстояло заниматься.
На каждой ферме был слесарь–наладчик, который отвечал за имеющиеся технические приспособления и оборудование, ну а я, выходит, был у них за руководителя. Так в неполные девятнадцать лет, я стал величаться по имени и отчеству. А отрасль сельского хозяйства, в которую меня угораздило окунуться, была самой сложной, технически несовершенной и с санитарной точки зрения дурнопахнущей. Из - за частых поломок скребковых транспортёров на фермах скопилось огромное количество навоза, а около самих ферм навоза было, как на Мамаевом кургане. Все подходы к фермам представляли собой хлюпающее болото, преодолеть которое можно было только в резиновых сапогах выше колена. Продавались такие в те времена.
Ну, думаю, попал я в жир ногами. Вот тебе и невдалеке от Липецка. Уж лучше бы подальше, да что-нибудь почище. Однако деваться было некуда, да и в армию мне скоро призываться, так что переживём… И всё- таки хоть что-нибудь я должен сделать за эти несколько месяцев до призыва в армию. От более опытных коллег я был наслышан, что скребковые транспортёры для удаления навоза в принципе работали бы исправно и долгосрочно, если бы на фермах было тепло. Просто плюсовая температура должна быть. На самом же деле и того не было. Доходило до того, что навоз замерзал, а транспортёр включали, и, соответственно, рвалась цепь или сгорал двигатель. На фермах гуляли сквозняки, окна были застеклены кое-как, а то и вовсе были плёнкой обтянуты.
В одну из поездок в районную сельхозтехнику я познакомился с пожилым механиком из совхоза «Правда», Скомороховым Николаем Васильевичем. Он- то мне и посоветовал провести на фермах подвесную дорогу с вагонетками для вывоза навоза. Устройство несложное, конечно уже устаревшее, но самое надёжное в данных условиях. Посмотрел я у них, как это устройство выглядит, и был приятно удивлён чистотой внутри фермы, да и около фермы можно было пройти в ботинках, а не в сапогах.
Просчитав количество необходимых материалов и их стоимость, я обратился к директору совхоза Афанасьеву Виктору Васильевичу с предложением закупить комплектующие детали на две животноводческие фермы. По затратам это было порядка четырёх-пяти тысяч рублей. Для сравнения, автомобиль «Москвич-407» стоил такую же сумму. Для совхоза это были небольшие деньги.
Все комплектующие детали закупили в Воронеже и приступили к монтажу. Бригада слесарей из трёх человек справилась с монтажом всей системы за две недели. Какое же облегчение получили работники ферм, когда без особых усилий вагонетки «поехали» вдоль прохода. Конечно, в техническом плане это был вчерашний день. Но день надёжный! А сегодняшний, современный и безотказный ещё не скоро придёт на фермы.
На этом и закончились мои первые шаги в профессии механика. В середине июня 1967 года я получил повестку из военкомата о призыве в Советскую Армию. Коллеги - механики и главный инженер Попов Василий Трофимович устроили мне проводы на берегу реки Воронеж, где мы «злоупотребили» энное количество горячительного под шашлычок и ушицу.
С первой попытки вступить в ряды доблестных Вооруженных сил я потерпел фиаско. Причиной стали какие-то подозрения на болезнь сердца. Сам я никогда проблем со здоровьем не наблюдал, но врачи пришли к выводу, что я должен лечь в областную кардиологию для обследования. С неделю я обследовался в кардиологическом отделении областной больницы. Были выявлены первые признаки стенокардии напряжения, а отсюда - ограничения для некоторых родов войск. Доктора рекомендовали бросить курить и дали другие рекомендации. Курить я, к сожалению, не бросил и почти сорок лет травил себя этой гадостью. Только в 55 лет смог справиться с этой вредной привычкой по рекомендации своего уставшего сердца и созревшего ума для этого решения. Легко начать, а бросить – проблема!
Летний призыв в армию закончился. Возвращаться в совхоз мне было как-то неудобно, и июль я пробыл дома. Домашнего хозяйства, кроме десятка кур, к тому времени у родителей уже не было, и я, действительно, отдыхал. Ловил в Дону рыбу, купался, загорал. Вскоре мне это надоело, и я решил поработать несколько месяцев до очередного призыва в армию.
В совхоз «Ульяновский», а это в восьми километрах от моего Донского, требовался механик отделения. («Плехановский», «Ульяновский» - революционная последовательность). Вот туда я и был принят в качестве механика Рогожинского отделения. В бухгалтерии этого совхоза, кстати, работала моя средняя сестра – Анна. Собственно говоря, она и содействовала моему устройству на работу. В администрации совхоза понимали, что работник – то я временный, но всё же приняли меня.
Главный инженер, Страхов Дмитрий Митрофанович, приметил во мне пробивные качества, и весь август я колесил по базам снабжения и районным отделениям «Сельхозтехника» в поисках запасных частей к тракторам и свеклоуборочным комбайнам. Основным транспортом у меня была машина ГАЗ-51,АПМ (Автопоходная мастерская) с таким же молодым, как я, водителем Пожидаевым Сергеем.
Дефицитные запчасти достать было не так-то просто. Кладовщики превращали всё в дефицит. Они, а также заместители управляющих РО «Сельхозтехника» по торговле не брезговали ничем. Возил я мясо, живых поросят, сахар, зерно, комбикорм. И это ещё не совсем полный перечень продукции. Процедура эта очень неприятная, унизительная,во всех сферах жизни
советских людей присутствовал дефицит, блат и прямой подкуп, в любой форме.
В сентябре-октябре я отвечал за работу свеклоуборочных комбайнов в отделении. Надо сказать, что свекловичные комбайны КС-3, КСТ-3 были очень несовершенны. Корни извлекались из почвы за ботву лапами теребильного аппарата после подпахивания. Потери при уборке были большие, лента теребильного аппарата часто обрывалась. Соединять ленту приходилось путём огромных усилий с помощью лома (а против лома нет приёма, как говорят). И всюду у нас требовался лом и кувалда. Небо бороздили современные самолёты, в космос летали космические корабли, а на земле работали на технике, не выдерживающей никакой критики, с ломом и кувалдой.
К середине ноября уборка свёклы всё же была закончена. За несколько месяцев предармейской работы мне пришлось окунуться в реальную жизнь на селе, узнать настоящую цену хлеба и другой сельскохозяйственной продукции. Впечатления, конечно, были не из приятных. В конце декабря я получил повестку и был призван в Советскую Армию.