Знакомство с профессией

Виктор Некрасов
Фото из интернета

Отдохнув всего неделю после получения диплома, я направился в город Грязи Липецкой области. В моём распределении было указано: «Направляется в распоряжение Управления сельского хозяйства  Грязинского  района». В отделе кадров мне было предложено несколько вакантных мест  в  разных совхозах. Колхозов в  районе вообще не было.  Это были должности механиков отделений, заведующих ремонтными мастерскими, инженеров по технике безопасности и механиков по трудоёмким процессам в животноводстве. 



Выпускники техникумов, как впрочем и институтов, меняли специалистов – практиков, не имеющих специального образования.  Местом своей работы я выбрал совхоз «Плехановский», где требовался механик по трудоёмким процессам в животноводстве. Совхоз расположен  невдалеке от Липецка, а должность для меня особого значения не имела, так как любая из названных  мной была   пока незнакомой.


  Совхоз «Плехановский»  был довольно крупным хозяйством. В его состав входили четыре отделения: Плехановское,  Ссёлковское, Бутырское и Желтовское. Посевная площадь составляла  восемь тысяч гектаров. В хозяйстве было 90 тракторов различных марок и 50 автомобилей. В каждом отделении  имелись животноводческие фермы для КРС (крупного рогатого скота) с общим поголовьем  600-700 голов  дойного стада и около тысячи молодняка.  Техническим обслуживанием  ферм мне как раз и предстояло заниматься.


На каждой ферме  был слесарь–наладчик, который отвечал за  имеющиеся технические приспособления и оборудование, ну а я, выходит, был у них за  руководителя. Так в неполные девятнадцать лет, я стал величаться по имени и отчеству.  А отрасль сельского хозяйства, в которую меня угораздило окунуться,  была самой сложной, технически несовершенной и с санитарной точки зрения дурнопахнущей.  Из - за частых поломок  скребковых транспортёров на фермах скопилось огромное количество навоза,  а около самих ферм навоза было, как на Мамаевом кургане. Все подходы  к фермам представляли собой  хлюпающее болото, преодолеть которое можно было только в резиновых сапогах выше колена. Продавались такие в те времена.


   Ну, думаю,  попал я в жир ногами. Вот тебе и  невдалеке от Липецка. Уж лучше бы подальше, да что-нибудь почище. Однако деваться было некуда, да и в армию мне скоро призываться, так что переживём…  И всё- таки хоть что-нибудь я должен сделать за эти несколько месяцев до призыва в армию. От более  опытных коллег я был наслышан, что скребковые транспортёры для удаления навоза в принципе работали бы исправно и  долгосрочно, если бы на фермах было тепло. Просто плюсовая температура должна быть.  На самом же деле и того не было. Доходило до того, что навоз замерзал, а транспортёр включали, и, соответственно, рвалась цепь или сгорал двигатель. На фермах гуляли сквозняки, окна были застеклены кое-как, а то и вовсе были плёнкой обтянуты.


 В одну из поездок в районную сельхозтехнику я познакомился с  пожилым  механиком из совхоза «Правда», Скомороховым  Николаем Васильевичем. Он- то мне и посоветовал провести на фермах подвесную  дорогу с вагонетками для  вывоза навоза. Устройство несложное, конечно уже устаревшее, но самое надёжное  в данных условиях. Посмотрел я у них, как это устройство выглядит, и  был приятно удивлён чистотой  внутри фермы, да и около фермы можно было пройти в ботинках, а не в сапогах.


Просчитав количество необходимых  материалов и их  стоимость, я обратился к директору совхоза Афанасьеву Виктору Васильевичу с предложением  закупить комплектующие детали на две животноводческие фермы. По затратам это было порядка четырёх-пяти тысяч рублей. Для сравнения, автомобиль   «Москвич-407» стоил такую же сумму. Для совхоза это  были небольшие деньги.


Все комплектующие детали закупили в Воронеже и приступили к монтажу. Бригада слесарей из трёх человек справилась с монтажом всей системы за две недели. Какое же облегчение получили работники ферм, когда без особых усилий вагонетки  «поехали» вдоль  прохода. Конечно, в техническом плане это был вчерашний день. Но день надёжный!  А сегодняшний, современный и безотказный  ещё не скоро придёт на фермы.


На  этом и закончились мои первые шаги в профессии механика. В середине июня 1967 года я получил повестку из военкомата о призыве в Советскую Армию. Коллеги - механики  и главный инженер Попов Василий Трофимович устроили мне проводы  на берегу реки Воронеж, где мы «злоупотребили» энное количество горячительного под шашлычок  и ушицу.


  С первой попытки вступить в ряды доблестных Вооруженных сил я потерпел фиаско. Причиной стали какие-то  подозрения на  болезнь сердца. Сам я никогда проблем со здоровьем не наблюдал, но врачи пришли к выводу, что я должен лечь в областную кардиологию для обследования.  С неделю  я обследовался в кардиологическом отделении областной больницы. Были выявлены   первые признаки стенокардии напряжения, а отсюда - ограничения для некоторых родов войск.  Доктора рекомендовали бросить курить и дали другие рекомендации. Курить я, к сожалению, не бросил и  почти сорок лет травил себя  этой гадостью. Только в 55 лет  смог  справиться с этой  вредной привычкой  по рекомендации своего  уставшего сердца и созревшего ума  для этого  решения. Легко начать, а бросить – проблема!


Летний призыв в армию закончился. Возвращаться в  совхоз мне было как-то неудобно, и  июль я  пробыл дома.  Домашнего хозяйства, кроме десятка кур, к тому времени у родителей уже не было, и  я, действительно, отдыхал.  Ловил в Дону рыбу, купался, загорал.  Вскоре мне это надоело, и я решил поработать несколько месяцев до очередного призыва в армию.


В совхоз «Ульяновский», а это в  восьми километрах от  моего Донского, требовался механик отделения. («Плехановский», «Ульяновский» - революционная последовательность). Вот туда я и был принят в качестве механика  Рогожинского отделения. В  бухгалтерии этого совхоза, кстати, работала моя средняя сестра – Анна. Собственно говоря, она   и содействовала моему устройству на работу. В администрации совхоза понимали, что работник – то я временный, но всё же приняли меня.


  Главный инженер, Страхов Дмитрий Митрофанович, приметил во мне  пробивные качества, и  весь август я колесил по базам снабжения и районным отделениям «Сельхозтехника»  в поисках запасных частей к тракторам и свеклоуборочным комбайнам. Основным транспортом у  меня была машина  ГАЗ-51,АПМ   (Автопоходная мастерская) с таким же молодым,  как я, водителем Пожидаевым Сергеем. 


Дефицитные запчасти достать было не так-то просто. Кладовщики превращали всё в дефицит. Они, а также  заместители  управляющих РО «Сельхозтехника» по торговле не брезговали ничем. Возил я  мясо, живых поросят, сахар, зерно, комбикорм. И это ещё не совсем полный перечень продукции. Процедура эта  очень неприятная, унизительная,во всех сферах  жизни
советских людей присутствовал дефицит, блат и прямой подкуп, в любой форме.


В сентябре-октябре я отвечал за работу свеклоуборочных комбайнов в отделении. Надо сказать, что  свекловичные комбайны КС-3, КСТ-3  были очень несовершенны. Корни извлекались из почвы за ботву  лапами теребильного аппарата после подпахивания. Потери  при уборке были большие, лента теребильного аппарата часто обрывалась. Соединять  ленту  приходилось путём огромных усилий с помощью лома  (а против лома нет приёма, как говорят). И всюду у нас требовался лом и кувалда. Небо бороздили современные самолёты, в космос летали  космические корабли, а на земле работали на технике, не выдерживающей никакой критики, с ломом и кувалдой.


К середине ноября уборка свёклы всё же была закончена. За несколько месяцев предармейской  работы мне пришлось  окунуться в реальную жизнь на селе, узнать  настоящую цену хлеба и другой сельскохозяйственной  продукции. Впечатления, конечно, были не из  приятных. В конце декабря я получил повестку  и был призван в Советскую Армию.