Письма длиною в жизнь

Людмила Придворова
В июне  1943 года немцы прорывали оборону в близи г.Белово Тульской области. Рядовой Колосов и Ибрагимов получили приказ от командира полка спрятать в надежное место всю документацию и письма, которые солдаты написали домой. Так же в ящики переложили все документы, которые  вчера добыла разведка на территории расположения  немецких войск. Онищенко больше всех переживал за письма, он в нашем полку был почтальоном. «Ничего, живы будем, отправим», сказал он и ушел готовиться к наступлению.


Наше время  26 июня 2010 года.
Я работаю в компании, которая занимается демонтажем старых зданий. Мы получили наряд на снос старого «Дома пионеров», построен он был еще до войны. Все шло как всегда, ребята работали слаженно и быстро. И вот когда  загружали мусор в машины, на глаза ребятам попался старый железный ящик, который неплохо сохранился. Этот мусор экскаватор зацепил практически с самого дна котлована. Ребята оживились и вручную снимали этот ящик с машины. Версий было много, все кто живет в нашей области, прекрасно знают, что в годы Великой Отечественной Войны  здесь проходили ожесточенные бои. И летом 1943 года полк  капитана Гостеева мужественно сражался за высоту на подступах к г.Белово. И что погибли они все, но не дали прорвать оборону, тоже давно известно.
И так версий о том, что может  находиться внутри этого ящика было много: одни говорили, что там может быть оружие, другие, что там золото, которое наши отняли у немцев, другие говорили, что там документы, может наши, а может и немецкие. Мы открыли ящик, интерес у ребят ослаб, там действительно находились какие-то документы, очень много документов. Самое интересное, что документы действительно оказались не только наши, но и как я понял немецкие, с таким орлом на каждом листе. Так же я заметил, что там лежали солдатские письма, я их так близко никогда не видел. В этот момент со мной что-то произошло, я стал ходить вокруг этого ящика и слышать голоса, крики, выстрелы. Мне хотелось подойти ближе, эти бумаги, как будто манили меня, как в фильмах ужасов. На какое-то время мне показалось, что я схожу с ума. Эти голоса, крики, эти звуки они меня притянули к себе. Вдруг все оборвалось, я перестал слышать их, все куда-то исчезло. Крышку ящика закрыли, да так сильно и резко, что я испугался. Перед ящиком стоял Иван Семенович, наш начальник и громко кричал: «Ну-ка всем работать, что работы больше нет, так я Вам её организую???». Все разбрелись по своим делам. Мы сообщили о находке в Москву, нам велели, убрать ящик в надежное место и до приезда специалистов никого не подпускать и ничего не трогать.
Весь этот день я был сам не свой, я не мог не пить, не есть, и все время думал об этих голосах и документах. Может быть, я давнее не был  в отпуске, может быть, я устал, может быть, я с ума схожу?  Я умылся, посмотрел на себя в зеркало, да нет, все хорошо…Я поймал себя на мысли, что я постоянно думаю об этих письмах, кто их написал, кому, что там написано?? Эти мысли просто разрушали меня, они блокировали всю мою деятельность.
 Мне 35 лет, я обычный молодой человек, который живет современными  проблемами и с войной меня ничего не связывает. Я о ней практически ничего не знаю, так из уроков истории и кино. В том то все и дело, в этот день, что-то перевернулось в моей душе, я никогда не был так близок к войне и тем тайнам, которые могли храниться в этом ящике. Был уже поздний вечер, я все пытался забыть об этой истории, но не мог. Наступила ночь, а я все думал и думал и вот решился на этот, может быть не самый хороший поступок.
 Я вспомнил, что у меня был ключ от кабинета, где находился этот ящик. Я отправился на работу с первыми лучами солнца. Я чувствовал себя, как в шпионском романе, пробрался в кабинет, приоткрыл ящик и взял в руки первые два письма, которые мне попались в руки. Вдруг мой взгляд упал на тетрадь в кожаном переплете, я потянул её на себя. И так, что делать, два письма и тетрадь. Я решил все это очень быстро отсканировать и положить обратно, Слава Богу, время ещё есть. Я пулей влетел в свой кабинет, включил компьютер, я никогда не думал, что он может так долго запускаться, как все долго. Я начал сканировать первое письмо, вдруг я услышал, как заскрипели тормоза машины, кто-то приехал к офису. Я отреагировал молниеносно, дернул шнур из розетки  и пулей залетел под стол. Все отключилось, а УПС  начал  предательски  пищать, я не знаю, откуда взялась такая гибкость и пластика, но УПС  замолчал в считанные секунды.
Я не видел людей, которые так рано приехали к нам в офис, но я слышал их голоса, их было двое и наш директор Иван Семенович. Судя по всему, он очень нервничал и все время твердил: «Не переживайте, всё в целости и сохранности. У нас
Муха не пролетит».
Я сидел под столом в соседнем кабинете, и у меня было такое ощущение, что я вор и украл какую-то очень дорогую вещь. Но видит Бог, я ничего не хотел брать, я хотел только посмотреть и отдать. Самочувствие было ужасным, пот градом лился с меня. В кабинете было очень душно, сердце билось так громко, что казалось, что его стук вот-вот кто-нибудь услышит. Дышать становилось невыносимо, я очень боялся потерять сознание и поэтому постоянно кусал губы. Шорохи прекратились, голоса стихли, вдруг как гром, среди ясного неба разрешая сложившуюся ситуацию зазвонил сотовый телефон. Я прочувствовал этот звонок, каждой клеточкой своего тела. Я попытался встать прямо под столом, в спине что-то хрустнуло. Я встал на коленки  и выполз из под стола, одновременно ещё пытаясь достать телефон, но мне это не удавалось. Мне казалось, что мелодия моего телефона слышна на другом конце города. Кое- как я достал его из кармана и уронил на пол, поднял. К горлу подкатил ком, с пиршением и кашлем я сказал: «ДА».
«Что еще дрыхнешь?» спросил голос на том конце.
«Это я Иван Семенович, твой начальник, мне тут с ребятами из Москвы надо отъехать на пару деньков. Так что ты остаешься за главного. К понедельнику буду, да еще… деньги я из сейфа забрал, так что как-нибудь доживете до понедельника. Слышишь?» спросил Семенович. Я махнул головой и громко у-гу-кнул.
Кажется,  пронесло, я сел на пол, со лба капали крупные капли. Всё хорошо. Вдруг мысли побежали в моей голове со скоростью света, а письма, а бумаги,  которые я взял, что с ними делать????????   Кольнуло под правой лопаткой и отдало куда-то в поясницу. Да так и помереть можно, подумал я.
Я вскочил, достал письмо из сканера, взял оставшиеся бумаги и пулей вылетел из офиса.
Что же делать, что делать?? И мое сознание начало меня спасать, все спрятать, нет уничтожить, сжечь. Нет уничтожить нельзя. Все это не просто так, в голове опять голоса, крики и звуки перестрелки, Господи, что это? Я закрыл уши руками, со всей силы надавил на них, нет ехать я никуда не могу. Хорошо, что у меня есть привычка ставить машину во дворе жилого дома, а не возле офиса, точно бы спалился. Я подумал, какой же я все-таки умный, откинул кресло и уснул в машине. Спал я не долго, мне показалось всего несколько минут, меня разбудила дворничиха. Я посмотрел на часы, и понял, что ещё успеваю съездить  домой, принять душ и переодеться. Я продолжал нервничать, я все время думал о том, куда же мне деть эти документы. Я впервые почувствовал себя отцом, отцом оберегающим свое дитя. Сейчас я почему-то вспомнил о маме и о бабушке. Моя мама всю жизнь преподает высшую математику в нашем университете, а бабушка преподавала   
Французский, а теперь она живет у своей младшей дочери Анны в Ижевске. Как давно я её не видел. Бабушка живет в загородном доме, вот туда-то мне и надо, она единственный человек на свете с кем я могу поделиться всей этой историей.
Да, так и сделаю, надо только дожить до понедельника и засмеялся сам себе. Даже фильм такой есть «Доживем до понедельника», но у меня свой фильм, пока не знаю только какой….
Я принял душ и переоделся, но меня не переставало трясти, и под коленями была какая-то слабость. В горле все пересыхало и все время хотелось  пить. Надо заехать в аптеку, но вначале к маме. Нет, вначале в аптеку, а затем к маме. Я зашел в аптеку и попросил что-нибудь успокоительное и бутылочку минералки. Провизор внимательно меня окинула взглядом и начала, что- то говорить про причины, но в голове опять эти дурацкие голоса. Я закрыл уши изо всех сил руками и крикнул: «Давайте все что есть», я протянул ей деньги, она мне пакет с лекарствами и воду. Я встал к окну и взял по две таблетки из каждой коробочки, потом запил каким-то сиропом и минералкой. Увидев эту картину, женщина подбежала ко мне и пряма в лицо начала кричать, что так делать нельзя. Я ничего не хотел ей говорить, у меня просто не было сил. В лучшие времена, я бы конечно спросил её: «А продавать все сразу, одному человеку, можно?»  Но мне было не для неё.
Легче мне не стало, очень сильно затошнило, но голоса и крики  исчезли. Может я действительно сошел с ума???
Чувствовал себя плохо, позвонил секретарше, сказал, что чем- то отравился, буду чуть позже.
Приехал к маме в университет, но её еще не было. Сел как студент у двери и уснул. Я проснулся от поцелуев, мама у меня
такая красивая. Мне кажется, что после развода с отцом, она стала ещё моложе.
«Ну, рассказывай, что случилось», грозно спросила она.
«Ничего, мамуль», быстро ответил, я.
«Я так забежал тебя увидеть, я собираюсь в отпуск, наверное, поеду к бабушке в Ижевск»
«Вот врун!»,  раздосадовано сказала мама. «Не хочешь, ни говори». «Да ты мне месяцами не звонишь, а здесь просто так заехал!!!»
«Выглядишь ты плохо» ели сдерживая слезы, сказала мама, и мне стало её очень жалко. Я прижал её к себе и поцеловал, какая же она маленькая и беззащитная, подумал я.
«Толик, а ты случайно никого не убил?», спросила мама всхлипывая.
Я понял, что это все надо прекращать. Я сказал, ей что чертовски устал и что три года не был в отпуске. Мама  прижалась ко мне ещё сильнее. Я поцеловал её и побежал. Она крикнула мне в след: «Ты когда-нибудь женишься, а?
Ты внуков мне когда-нибудь подаришь или нет?»
«Обязательно!»  крикнул я, «Привезу тебе их из отпуска!»

Приехав на работу, я попросил крепкого кофе, мне стало ещё хуже, но уже на глазах всего коллектива. Меня бесконечно мутило,  и я уехал домой.  Впереди были законные выходные, я никогда им так не радовался, как сейчас.
Мне казалось, что понедельник никогда не наступит, я дал себе слово, что ни прикоснусь к документам до того момента пока не буду на безопасном для них расстоянии, пока не буду полностью свободен.
В понедельник Иван Семенович приехал в офис только к 12 часам и был он чернее тучи, что уж там ему в Москве сказали, я не знаю. Но заявление мое на отпуск он подписал, т.к. Елена, секретарь руководителя, подробно рассказала, как я в пятницу здесь не выходил из туалета. Вообще  отправили меня лечиться и отдыхать.
Я взял  документы, деньги и уехал в Ижевск.
В Ижевске  приняли меня хорошо. Лето, загородный дом, тишина и покой, вот и все, что мне было тогда надо. Тревога моя потихоньку рассеялась, и осталось только любопытство.
Бабушка моя, Надежда Сергеевна, самая мировая бабушка на свете. Она человек старой закалки. Выглядит она хорошо, хотя пережила и войну и голод. Бабушка всю свою жизнь преподавала французский язык в педагогическом институте. К моей бабушке до сих пор приезжают её студенты и всегда поздравляют её с праздниками. Бабушкины выпускники разлетелись по всему миру,  и мы даже не представляли, как нам они ещё помогут.
У моей бабушки есть мечта, она очень хочет увидеть Париж. Она говорит так: «Я всю жизнь говорю на французском,  и знаю о Париже столько, что когда он меня увидит, то обязательно узнает.»  Я ведь знал об этой мечте  всю жизнь, я знал об этом с самого раннего детства. И когда я был маленьким, я обещал бабушке, что обязательно её увезу в Париж, а потом вырос и забыл об этом.  Я умело выкрутился из всей этой истории, сказав бабушке, что надо готовить документы, мы летим в Па-ри-ЖЖЖ. Бабушка со слезами на глазах, приняла мою бредовую затею.
Был вечер, мы сидели в комнате около камина, бабушка была укрыта пледом, а я сидел у её ног. Она гладила мои волосы, и мы просто  молчали. Вдруг она резко сказала: «Принеси мои
сигареты и выкладывай, что там у тебя». Я привстал, и проворчал : «Тетя Аня сказала, что тебе…»
Бабушка меня оборвала «Тащи, давай». Если честно, я не люблю женщин, которые курят, но бабушка делает это так театрально….
«Давай рассказывай!», сказала она повелительно.
 «Да,  рассказывать-то особо нечего», начал мямлить я.
«Вот только этого мне не надо» и она очень смешно начала кривляться. Потом  отклонилась на спинку  кресла и сказала:
«Я готова, выкладывай». Я был безумно рад, что на свете есть такой человек, которому можно рассказать все на свете.
Я рассказал все до последней детали. Бабушка ещё закурила.
«Да-аааааа», сказала она многозначительно.
 «Хорошо, что сейчас не 37 год»- и замолчала
«Давай, показывай свои сокровища, будем разбираться»
Я принес пакет, мы пересели за большой стол и включили лампу. Кроме нас с бабушкой в этот день в доме никого не было. Бабушка одела очки,  и мы начали рассматривать документы. Перед нами лежали два солдатских письма-треугольника и тетрадь в кожаном перелете с орлом во всю страницу. Этими дневниками  Гитлер награждал своих отличившихся солдат. Мы открыли тетрадь, и каково было наше удивление, когда из неё выпала маленькая записная книжечка. И того на столе лежали два письма, дневник немецкого офицера и маленький блокнотик со стихами нашего, советского солдата. Мы аккуратно начали   рассматривать эти документы. Бабушка взяла первое письмо  и начала читать.