Запахи мегаполиса

Серж Ван Гик
Почти все вещи имеют свой запах. Лес, море, трава, даже камни. Мы окружены ими. Правда, чаще всего они просто фон, на котором разворачиваются драмы, трагедии и комедии нашей жизни. Но иногда они влияют на нас, порою заставляя нас вспоминать что-то, думать о чем-то, вновь испытывать прежние чувства или хотя бы их отголосок, воскрешая призраки прошлого из архива памяти нашего бытия. Зачастую они могут послужить дополнительным стимулом для движения вперед или наоборот, сдерживают нашу жизненную активность, напоминая нам снова о чем-то, что гасит наши порывы. В общем, мы на это не обращаем внимание, как и на то, что в каждом доме, в каждой квартире свой, присущий только ей запах. Я это заметил еще в раннем детстве, заходя в гости к соседям или друзьям. Запах квартиры бросался на меня, едва я переступал ее порог. Причем это не были какие-то выдающиеся ароматы или, наоборот, миазмы, которые нас раздражают, либо, наоборот, приходятся нам по душе, в диапазоне от пота и плесени до свежезаваренного кофе или хорошего парфюма. Нет, это были не всегда уловимые запахи, которые были почти не менялись со временем и не зависели от того, что у хозяев на ужин или от того, насколько давно они меняли свою одежду. Это было что-то, не всегда поддающееся разумению но, тем не менее, явственное.
Свои запахи есть и у метро. У входа в него это, конечно, табак и вездесущие чебуреки, шаурма, куры-гриль и прочий уличный фастфуд.  Когда мы заходим внутрь, их сменяют разнообразные слойки с их разлитым в воздухе привкусом соды. Но стоит нам пройти чуть дальше, и мы чувствуем собственно запах метро. Он не всегда заметен, так как порой теряется сначала в запахах продуктов, затем в миазмах вагонов с их то тут, то там встречающимися неопрятными субъектами или опрокинутыми недопитыми бутылками с пивом или коктейлем. Но если эти неприятные вещи нам не попадут прямо под нос, то мы ощутим этот «резиново-каменно-пластиковый» запах метро. Больше всего он чувствуется весной или летом, когда не слишком жарко. Зимой из-за разницы температур, возможно, мы просто не обращаем на него внимания. Еще он чувствуется особо остро при возвращении в город после отъезда.
Вообще в мегаполисе запахи просыпаются в основном с наступлением весны и почти засыпают в конце осени. В городах малых и средних  даже зимой сильны либо запахи природные, либо промышленные выхлопы. В мегаполисах их заменяет воспетый «Танцами минус» «запах бензина и дорогих духов». И, конечно, запах офисных центров. Иногда он чувствуется даже рядом, когда мы еще не заходим туда. Это сочетание запахов искусственных покрытий и отделки помещений с бумажной пылью и практически вездесущим ароматами кофе. Последнее, разумеется, радует наше сердце, душу и нутро более прочего. Все это в большей степени касается Первопрестольной, ибо в Северной столице запахи быстро разгоняются балтийскими ветрами, в воздухе чаще чувствуется просто сырая прохладная свежесть.
Все это, конечно, очень субъективно и зависит от нашего настроения. Но часто утренний запах весеннего или летнего города, невзирая на то, что жизненный опыт порой нам твердит обратное, заставляет нас двигаться, работать, любить жизнь и мечтать о будущем.