Собаки-люди или Пятиминутная пьеса

Кирилл Снурницын
ТрагикомедиЯ
 
 
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА
   
Марья Ивановна Тявкина, в девичестве Чау-чау, домохозяйка.
   Степан Николаевич Тявкин, муж Марии Ивановны, покойник.
   Никитка, ее сын, подросток.
   Ася, ее дочь, подросток.
Женька, собака Тявкиных в человеческом обличии.
   Надежда Ивановна Будкина, женщина преклонного возраста, бывший партийный работник, соседка.
   Герман Сергеевич Гав, бывший военный, участковый в деревне Лайкино.
   Софья Софьевна Таксина, сотрудник управления занимающегося «всеми вопросами».
 Игрушечные щенки.
   Действие происходит в деревне Лайкино.

АКТ 1.
 
   Дом Тявкиных. В центре декораций дома - окно. Разбросанная посуда, старый диван. В правом углу - кровать, на ней лежит покойник. Несколько стульев. Обеденный столик, в центре которого красный телефон. За столом чумазые дети, в руках держат погрызенные деревянные ложки. В левом углу будка, на цепи сидит собака Женька, возле нее два щенка и забор. Полупьяная Тявкина готовит еду.
   Дело близится к обеду.
 
   Тявкина. Хорошо, что мы Женьку Женькой назвали, не промахнулись! Думали – то, что кобеля взяли, а оказалось - сучка! (заливается смехом)
(Женька искоса смотрит на хозяйку)
   Ася. Мам, дай Женьке поесть!
  Тявкина (изменившись в лице). На веревочку повесь! Самим жрать нечего, еще этот кобель, два рта подкинул, кто эту всю ораву кормить будет?
 Никитка. Мам, а нам-то поесть дашь???
Тявкина. Дам, может быть… Сейчас все будет готово, ложки пока грызите!
(Минуту спустя)
Ася. Мам, ну что, готово???
Тявкина. Нет.
(Минуту спустя)
Никитка. Мам, ну а теперь готово?
Тявкина (с явным раздражением). Нет, я же сказала, сидите, ждите!
(Минуту спустя)
Ася и Никитка (с ехидной улыбкой в один голос). Мам, ну а теперь готово???
Тявкина (бросив половник). Пошли вон отсюда! Жрать сегодня не будете. Вон, как ваш отец, от недостатка еды и переизбытка жидкости помрете, и будете лежать, никто не похоронит - денег нет!
Дети в слезах подбегают к собаке, гладят щенков, а Женька их прижимает к себе. Тявкина в слезах падает к кровати с покойником, берет за руку мертвого мужа.
Тявкина (Захлебываясь слезами). На кого ты нас оставил??? Зачем пил столько? Если бы не пил и Буренку бы сдавать тогда не пришлось, а ты… Эх, теперь я одна осталась, с этими выродками. Они только и делают, что издеваются надо мной и едят, едят и издеваются! Не могу я так больше, по твоим стопам иду, скоро рядом с тобой лягу!
Дети (бегут к матери, кричат). Не надо мамка, не надо!!! Мы тебя любим!
Тявкина. Уйдите от меня, лживые гады! Сколько ж можно так над матерью издеваться? Сейчас я вам устрою!
Вой собаки. Гаснет свет.

АКТ 2.

В это же время. Дом Будкиной, практически ни чем не отличающийся от дома Тявкиных, только лишь будка без собаки и на кровати нет покойника. Будкина сидит на диване, с умным видом читает газету, но думает о криках, доносящихся из соседнего дома.

Будкина. Опять самогонки нажралась и орет на всю деревню. Сколько хоть пить можно?! Бедные дети! Вот Бог мать послал… Мужа уже «мутная» погубила и ей недолго осталось. Глядишь, потом детей в приют заберут, им там лучше жить будет. А собака? Несчастная Женька такая худая, будто только что из концлагеря сбежала.
Будкина (поднимается с дивана и смотрит в окно). Ой, что же эта пьянчуга делает!? Куда она щенков поволокла? Ужас, то какой! Ай-ай-ай, что же делать-то!? Никитку ударила!? Аську к будке отшвырнула! А щенков-то, щенков куда тащит!? Что, к речке несет что ли??!! Нет, надо участковому звонить.
(Будкина в суматохе хватает телефонную трубку и с дрожащими руками набирает номер).
Будкина. Алё!? Сергеич!?
Гав (пьяным голосом). Да, я слушаю, а кто, собственно говоря, говорит??? А?
Будкина. Кто, кто…конь в пальто! И ты тоже нажрался, скотина!? Тут Маруська, напилась и пошла щенков топить, дети мешают ей, за руки хватают, а она их бьет. Что делать-то?
Гав. И правильно делает, нечего им под пьяную руку лезть. Малы еще. А щенков не жалко, еще нарожает, Женька у них молодая, а им самим есть нечего! Ивановна, тебе чё, больше всех надо что ли? Не понимаю я тебя! Хочешь, Таксиной звони, та разберется, а у меня еще пол-литра стоит!
Будкина. Эх…пёс ты, а не человек, Сергеич!
(Будкина бросает трубку, хватает ее вновь и судорожно набирает номер телефона Софьи Таксиной)
Будкина. Алё!? Софья Софьевна??? Вас Будкина беспокоит. Тут такое дело, Марья Ивановна Тявкина напилась самогона и пошла щенков топить, дети мешают ей, за руки хватают, а она их бьет, что делать?
Таксина. Разберемся Надежда Ивановна. Скоро буду, ждите!

Вой собаки. Гаснет свет.

АКТ 3.

Дом Тявкиных. В доме только Женька и покойник. Женька сбрасывает с себя цепь и выползает в слезах на четвереньках в центр сцены. Выпрямляется и становится на ноги.

Женька.

Мне не было по счастью равных,
Когда, вас, дети, родила!
И тех минут, больных и славных,
Я б не за что не отдала!

Я помню, вы слепые были,
Искали сиську у меня!
Теперь, с течением уплыли,
Рассудок горем мне пьяня…

Не слышу ребятишек голос,
Не слышу: «Мамка, дай поесть!»
И побелел на лбу мой волос,
И не могу ни лечь, ни сесть.

Стою я тут и волком вою!
Чего печаль в душе таить?
Я больше ни чего не стою,
Не суждено мне больше жить…

Женька подходит к будке, надевает на шею цепь и вешается на заборе. Покойник встает с постели, снимает цепь с мертвой Женьки, садится рядом.

Тявкин. Ты в Рай не попадешь, и я там не окажусь. Самоубийц туда не пускают…

Гаснет свет. Вой собаки.




АКТ 4.

Тявкина с детьми возвращается в дом. Видит мертвую Женьку и живую Таксину, сидящую за столом, заполняющую какой-то документ.

Тявкина.Эээ, а ты кто такая? Зашла в дом, села, пишешь тут сидишь! Что тебе надо?
Таксина. Я, Софья Софьевна Таксина, сотрудник «Управления занимающегося всеми вопросами». Мы лишаем вас  материнства, детей забираем в приют. Есть у вас нечего, антисанитарные условия, покойник в доме, даже собака и та не выдержала, повесилась.
Тявкина (быстро трезвея и приходя в себя). То есть, как забираете? Навсегда? Я вам никого не отдам! Нет, ни за что!!!
Таксина. Да я смотрю вы еще и пьяны вдобавок!? Разговор окончен, я забираю детей.
 Тявкина берет половник и бьет по голове Таксину, насмерть. В дом врывается Герман Гав, в военной куртке, семейных трусах, кирзовых сапогах и с бутылкой. Дети в слезах.
Гав (пьяным голосом). Все на пол! ВДВ! Ой, милиция!

АКТ 5.

Дом Будкиной. Марья Ивановна у окна. Вытирает слезы.

Будкина. Вот и закончилось все. Дай Бог детишкам счастья, в интернате выучатся, может людьми станут. А этой…Этой поделом, пускай посидит, глядишь образумится.
 Что за люди пошли, хуже собак стали…