Меня читают мои земляки!

Роза Левит
" Писатель ежедневно должен прикасаться к вечности или чувствовать, что она проходить мимо него." 
Эрнест Хемингуей.
 
 Еленa одна из тех неизвестных читателей,которых я ждала на  Проза ру.
 
"Все наши встречи не случайны, наверное, и Вы Елена  не случайно нашли меня"
писала я ей в ответ на письмо.



Сегодня Елена прислала мне рассказ отрывки из которого я обязана поместить кo  Дню памяти жертв Холокоста - 2 мая.


Из письма Елены

Во время немецкой оккупации в Гольшанах было создано еврейское гетто. 

Евгения Александровна вспоминает, что в то время уже была  взрослой девушкой.  Одежду  негде было  купить – все магазины были еврейскими и их  немцы закрыли. Поэтому её родители, как и многие другие в то время, поехали в гетто, и там у евреев купили дочери пальто (футра).

Пленные евреи продавали личные вещи.
По гетто распускались слухи, что скоро всех будут перевозить в Палестину.  Но их ждала совсем другая судьба…


  Я поблагодарила её за беседу и сказала, что будто со своей бабушкой снова увиделась – она улыбнулась, разрешила приходить ещё.

Все наши встречи не случайны, наверное, и эта женщина встретилась мне неслучайно.

Будто что- то потянуло меня зайти в незнакомый двор и заговорить со старушками.

В прошлом году мой муж ехал по дороге, которая шла по краю поля, его автомобиль  застрял.

Когда он шёл в соседнюю деревню за трактором, увидел на краю поля в тени деревьев обелиск.
Это было захоронение евреев, расстрелянных фашистами недалеко от Ошмян, если я правильно определила по карте, то вблизи Бунян (километра 4 от города). Через неделю муж повёл меня на это место.
Я специально взяла фотоаппарат, чтобы сделать несколько фотографий.

Был, наверное, май. Все деревья были зелёные и отбрасывали густую тень на выгравированные на памятнике фамилии. Вокруг – только широкие поля, поблизости нет ни одного дома. Только шумит ветер в листве, и покой на все оставшиеся времена для тех, кого привели сюда на муки.
Мы немного постояли у аккуратно окрашенной ограды. Об этом захоронении заботятся.

Так хорошо, что люди хранят память о тех событиях и приходят прочесть имена невинных погибших.  Я положила собранные по дороге сюда  полевые цветы, и мы молча пошли обратно так и не сделав ни одного кадра.

От мыслей, которые не выходили из нашей головы, мы и не вспомнили, что хотели сделать.
Если я не ошибаюсь, Роза, то в одном из своих рассказов вы пишете о том, как после войны все оставшиеся в живых евреи приходили на место одного из таких расстрелов.
И ещё раз: не всё в нашей жизни случайно, не бывает случайных событий и  встреч…               
               






Личные наблюдения:  когда я попросила у Евгении Александровны разрешения её сфотографировать, она немного засмущалась, но согласилась, быстро поправила халатик, приосанилась и отбросила в сторону тоненькую палочку, на которую опиралась при ходьбе – женщина и на девятом десятке хочет хорошо выглядеть на фотографии.

Женщина всегда остаётся женщиной, сколько бы лет ей ни было.

Эта старушка была очень похожа на мою бабушку Геню: и лицом, и фигурой, и тем, как разговаривала и улыбалась. Бабушка умерла почти пять лет назад.

Их даже звали одинаково. Я поблагодарила её за беседу и сказала, что будто со своей бабушкой снова увиделась – она улыбнулась, разрешила приходить ещё.

Все наши встречи не случайны, наверное, и эта женщина встретилась мне неслучайно.

Будто что- то потянуло меня зайти в незнакомый двор и заговорить со старушками.


***

Я помню то время, когда на улицах моего города  слышалась торопливая и в то же самое время певучая еврейская речь, идиш.   
На нем говорили люди прибывающие на центральную  площадь  возле нашего дома.               
Город в этот день была иной. 
Это сложно описать,  но даже в  мои шесть лет я чувствовала это.         
Я помню большие грузовые машины  на площади,помню ряды скамеек вдоль открытого кузова  машины, помню, как люди сидели на скамейках вдоль кузова и как мы ехали по улицам города.
Я помню, как люди пели и помню песни с красивыми мелодиями на языке, который был почти неизвестен мне, но приятен для   слуха. 


Потом мы приехали к лесу. Недалеко от дороги автомобили остановились.
Люди вышли из  машин и начали идти к лесу, и вдруг стало тихо.
В этой тишине мы шли. Когда мы были ближе к лесу, я  слышала,  как  некоторые плачут....... 

http://www.proza.ru/2010/09/24/215

http://www.proza.ru/2010/05/09/439


***