Хомячок

Владимир Убогий
Однажды  Алёнка увидела у подружки хомячков. Ей  так понравились эти зверьки, что она мне не давала покоя: купи да купи! Как-то я был в командировке в Ростове. Ехали мы на "Рафике". На обратном пути, когда мы проезжали мимо зоомагазина, я вспомнил просьбу дочери и попросил шофёра остановиться.
В магазине с острым запахом зверинца было  множество аквариумов и птичьих  клеток, а в уголке стоял сухой аквариум, в котором дно было устлано ватой. Там копошились хомячки. Я заплатил два пятьдесят, и продавщица протянула мне небольшую картонную  коробочку.
- Держите!
Потом пинцетом взяла одного хомячка и пихнула в коробку. Я накрыл его крышкой, а она перетянула коробку черной резинкой, какими девушки перевязывают "конский хвост" на голове. Коробку я положил  в деревянный ящик с  тяжелой крышкой, слегка приоткрыв, чтобы проходил воздух.
Часа через полтора мы приехали домой. Я вытащил коробку и обнаружил, что она  в  нескольких  местах  прогрызена, а из одной дыры торчала голова с перерезанной ноздрёй. Весь хомячок был в крови. Оказалось, что он грыз коробку, пытаясь выбраться из темницы, и порезал нос об одну из скрепок, которыми была скреплена коробка.
Алёнка радовалась  хомячку  и жалела  его.   Да и как  было  не  радоваться! Пушистый  рыжий  зверек  с белыми пятнышками,   с  острыми,   торчащими,   как у  рака, черными глазками,   такой неугомонный  - от него нельзя было  оторваться.
Теперь встал вопрос, где ему жить. Для начала мы посадили  его  в   широкое ведро, подстелили травы,   набросали хлеба.  Но  зверёк всё время беспокойно  тянулся вверх, царапал стенки ведра  и не хотел есть.
Пришлось  попросить  у  соседа клетку из-под  птиц, которых  когда-то держал   его   сын,   который  теперь   служит  в  армии.   Теперь зверька было хорошо  видно.  Клетка была просторная.   Между  прутиками можно было подавать   корм.
Так  он  прожил  несколько  дней.  Алёнкины подруги гурьбой приходили к  клетке  и, окружив   её,   любовались   зверьком,   пока Алёнка не   сообрази¬ла вынести  его  на улицу   "погулять".   Когда  она  опустила хомячка на  землю,   он   сначала  испуганно  расставил лапки,   словно  боясь  упасть,   тщательно  обнюхивал   землю,   потом быстро  побежал  и  стал  рыть   нору в  грядке.
После  этой прогулки зверька  словно  подменили.   Он   стал   отчаянно грызть  клетку.   Почти ничего  не  ел  и  только грыз,   грыз,   грыз.
Однажды утром мы  проснулись и не  обнаружили хомячка в  клетке. При  этом было  не понятно,   как  он выбрался,   так  как  дверца клетки была закрыта.   Стали искать.   Его  выдал  шорох  и шипение  в  дальней комнате под  шифоньером.  Вытащили  его.   Усы у  него  были в  паутине,   сам он   топорщился,   шипел  и  кусался.   Мы снова посадили его в  клетку.   Он   сразу же бросился грызть   её.   Грыз   он её как-то особенно.   Подгрызал  планку в   том месте, куда был воткнут прутик,   а потом захватывал прутик  зубами и  тащил вверх,   пытаясь  выдернуть   его  из  планки.  Наконец, ему  это удалось,   и он вылез из  клетки у нас на глазах.  Пришлось  укрепить  прутики.
На другой день хомячок  снова исчез  из  клетки.  Нигде под мебелью его не было.  Мы  стояли в коридоре, глядя на пустую клетку. Вдруг со старого шкафа  сверху что-то  свалилось  на стиральную машину.     Это был хомячок,  он ползал поверх  шкафа.  Скраю лежала картонка.  Когда он  залез  на  неё,   она перевернулась,   и он  упал. Но  как  он   мог  взобраться на шкаф высотой два метра с гладкими   стенками?
Вскоре  и это  выяснилось.  Через  пару дней,   когда  он   снова исчез, мы  сразу стали искать  его на шкафу,   но обнаружили не  сверху.  Он висел, зажатый  между  шкафом  и  стенкой. Когда я  тронул   его  линейкой,   он  полез вверх.  В   этом узком пространстве,   которое на  толщину двух  пальцев  отделяло  шкаф от   стены,   он   свободно  помещался,   упёршись  лапками, зависал  и  не падал.   Так  он лазил  на  шкаф.
Так мы радовались проказам хомячка,  хотя  они не  всегда были безобидны.   Однажды  он залез  в старый плащ,   который висел  на вешалке,   касаясь  пола.   Он  залез  внутрь  плаща внизу,   а вылез  вверху,   прогрызя дырку.
Мы уже  не  пугались,   когда не находили  его  в  клетке.  Но  что же делать   с ним дальше?  Унести в   степь   к   его  родичам или купить   ему пару?   Так  мы думали-думали,   совещались,   ничего  не  придумали.   Но хомячок,   видимо,   тоже не дремал  и всё время искал выхода из  плена и одиночества.
Когда  он  исчез  в   очередной раз,   мы  особенно не беспокоились, лишь старались   аккуратно ходить по  комнатам,   чтобы не наступить   на него, когда он, весь в  паутине,   сердито  шипя,   как  старичок,   вылезет из-под шкафа или кровати.   Но  прошел  день,   другой,   третий,  мы  забеспокоились.  Все поиски оказались  безрезультатными. Хомячка нигде  не было. Мы  обследовали всю мебель снизу  и сверху,   заглядывал и даже внутрь в   надежде,   что  он прогрыз  дырку  снизу  и где-нибудь   спит. Всё  напрасно. Прошла неделя,   другая,   третья.  Мы решили,   что  он убежал  через   открытую дверь   во  двор.   А   там  его  могла съесть  кошка,   задушить   собака.
Мы  смирились   с пропажей хомячка и  стали забывать   его.  Как-то  бабушка Люба,   вылезая из  погреба,   который  находился на  веранде,   сказала:
- Никогда у нас  в  погребе  не  водились   мыши,   а  теперь   видишь...- и   показала несколько картофелин,   обгрызенных  мелкими  зубами.
- Надо поставить  мышеловку,- ответил   я безразлично.   Теперь   надо где-то в   сарае искать  мышеловку.   Мне не хотелось,  и я  спросил у матери:
- Может,   это просто порча?
Но нет,   на картофелине был   свежий  след зубов.  И вдруг меня осенило:
- А  хомячки едят  картошку?   -  спросил   я у матери.
- Ты  думаешь,   он   там?
- Не  знаю,   но   если  он   там,   то   есть   ему всё  равно  нечего,   кроме  овощей.
Но   это  всё  были предположения.  Я  несколько  раз  лазил  в  погреб,   но хомячка не  обнаружил.   На  всякий  случал я достал  на работе в   агрогруппе,  где хлебную массу закладывают в  опытную  молотилку,   колосков,  положил  их  в  жёсткий кулёк  из-под  фотобумаги и  закрыл   его,   высунув  один колосок  наполовину.   Если хомячок   там,   то  он   съест   один колосок  и  начнёт  грызть  кулёк,   чтобы  достать   другие,   кулёк  будет хрустеть,   и  мы услышим.  Дыра  в   полу,   ведущая в  погреб,   или,   как  бабушка  её  называет, "ляда",   закрывалась  деревянной решеткой,   сквозь  которую  можно  было видеть  всё.
Мы часто  подходили к  решётке  в  надежде увидеть  хомячка,   но  он  не появлялся.  Однажды поздно  вечером,   когда  все легли  спать,   а Алёнка уже  видела десятый  сон, я,   задремав  в  кресле  с   "Литературной газетой" в   руках,   услышал   через  открытые двери  из  коридора  чёткий хруст.  Что это?   Я  тихонько  подошёл  к   "ляде"  и прильнул  ухом к   решётке.  В  ночной тишине  кулёк хрустел  на весь   дом.   Я  тихонько  зажёг   свет  в  погребе. Возле кулька  сидел  наш герой.  Он  перестал грызть и жмурился на  свет своими  рачьими глазками.   Я пошёл и  разбудил Алёнку.  Мы  сидели перед  погребом  и  смотрели  на хомячка.   Он был  всё  такой же  маленький,   только щёки  у него  были   со  всех  сторон  раздуты.
- Папа,   поймай  его,- попросила Алёнка.   
Я  осторожно   снял  решетку.  Хомячок поднял  голову.   Как  только  я поставил  ногу на лестницу,   он кинулся бежать.   Бежал   суетливо   и  тяжело,   и  скрылся  под пустой перевернутой кверху  дном  кадушкой.   Я  спустился в  погреб.   Так  вот  где  ты  прячешься! Сейчас  мы  тебя  достанем.   Кадушка стояла  на камнях,   между которыми был ход.   Я  осторожно  поднял  кадушку,   но  хомячка  там не  было.  А  где же  он? Под кадушкой была нарыта куча  земли,   а в  углу погреба небольшая норка.   Я взял  палочку,   поширял в   неё.   Она была глубокая.  Вот  где он построил   себе жилище.
Так как впереди была  зима,   уносить  хомячка в степь было  уже поздно,   да  и поймать   мне  его  не  удавалось,   мы  решили   оставить   его  на зиму в  погребе. Так и прожил он там всю зиму.
Мы подкармливали его колосками, сухариками и прочим. Он уже не сильно пугался, когда мы смотрели на  него  сверху,   но все-таки убегал,   когда спускались  в  погреб.
Подошла весна.   Кругом журчали  ручьи,   лопались   почки,   пели  птицы. Жалко  было,   что  наш зверёк   так  и будет  пленником  сидеть  в   подземелье.
Но  как  его  поймать?   Я  решил   сделать   заслонку,   чтобы перекрыть  ход  под кадушку. Взял  кусок  тяжелой доски,   подвязал  к  нему бечёвку  и вывел наверх.  Дощечку поставил  между  кирпичами наискось   так,   чтобы хомячок мог  выходить.  Потом я потянул за бечевку,   дощечка выровняется и закроет ход.   Когда хомячок вышел  обедать,   я  осторожно  потянул  за бечёвку,   но дощечка застряла,   я потянул   сильнее,   она загремела. Хомячок  услышал и бегом побежал под дощечкой в  нору.
Я поправил  дощечку,   порепетировал.   Теперь   она срабатывала безотказно.  Но   сколько  я ни  заглядывал  в  погреб,   хомячок  не выходил.   И только через две недели я услышал  знакомое  шуршание в  погребе.  Осторожно включил в погребе  свет,   потянул  за бечёвку и опустил дощечку.  Когда я   спустился,   хомячок заметался.  Но  вход  был закрыт.  Он кинулся в  один угол,   в  другой  - деваться  некуда.  Я  схватил  его  руками.   За  это  время он  совсем одичал:  вырывался,   царапался,   пищал,  выплёвывая изо рта зерно.   То-то  у него   такие  щёки  толстые.  Видимо,  живя в  погребе,   он полностью  перешёл   на дикий режим.  Находя  колоски,   он  набивал  зерном щёки и  таскал его  в  нору.   Потому-то  его   так  редко   и можно было увидеть! Может,   быть,   в   норе у него  был   целый  склад  припасов.
Я посадил  хомячка в  ведро.  Он  суетился,   пытался вылезти,   щурясь  от непривычного  света.
Посовещавшись   с Алёнкой,   мы  решили отнести  его  в живой уголок  парка.  Когда мы туда пришли и  обратились   к  смотрительнице,   она весело сказала:
- О!   Где ж   он  раньше был?   Тут   его  невеста ждет.
В  стеклянном  террариуме действительно  сидела белая зверушка.  Она и  впрямь  была  похожа  на невесту.  Хотя в  зверинце было  довольно грязно, самочка каким-то  чудом  сохранила в  чистоте  свою белоснежную  шубку,   которая  теперь   смотрелась,   как   свадебный наряд.
Когда Алёнка посадила  нашего хомячка в террариум,   бросив   туда  и колоски, зверьки настороженно  приблизились,   обнюхали друг  друга,   потом дружно  захрустели  колосками,   приветливо  поглядывая друг   на друга.
Мы  посмотрели на них  ещё  некоторое  время и пошли домой.  Нам было  и грустно,  и радостно.