Древний детектор лжи

Станислав Бук
Я размечтался, представив себе, как это будет…
Экзамен будут вести три профессора.
Но они не зададут мне ни одного вопроса.
Вопросы должен буду  задавать я.
Один профессор ждёт от меня вопросов о создании мира.
Второй профессор ждет вопросов об устройстве мироздания.
Третий – о конце мира.
На мои вопросы экзаменаторы кивают головами. Это значит, что ответ им известен и что я должен формулировать следующий вопрос.
Они уходят, но не сразу. Каждый из них решает для себя, когда пришло время уходить.
Когда я останусь один, это будет означать, что экзамен провален.
Если один, или двое, или все трое экзаменаторов за установленное время не ушли, - я посвящен в магистры. И теперь я буду сам искать ответы на вопросы, на которые они их не знают.
Так было бы, если бы эти профессора для экзаменования будущего магистра, использовали методику Младшей Эды – скандинавской мифологии, написанной скальдом Снорри Стурлусоном*.

Так боги экзаменовали Гюльви - конунга той земли, что люди зовут теперь Швецией. А было это в то время, когда землёй правили высшие боги и богини – Асы, среди которых высшим богом был Один, а его столица и небесная страна – Асгард. Асы были богами добра, но не возводившими добро в абсолют. Они, резвясь, могли пойти на шутку, обман и даже убийство.
Так, например, чтобы не платить великану, безымянному строителю Асгарда, Асы его просто убили, применив для этого хитрость и обман.
Ну, и то сказать, Великан губу раскатал, ожидая по контракту получить за это строительство солнце, луну и богиню Фрею. Но Локи, обернувшись кобылой, настолько активно отвлекала Свадильфари - коня Великана, что тот в установленный срок не уложился и вместо желаемой награды сам лишился головы.

Я представил себе: тут надо срочно подвезти щебенку или цемент для раствора, а транспорта нет. Куда делся? Ясное дело – у кобылки вертится. С таким транспортом трещат любые сроки…

Когда и конунга Гюльви обвела вокруг пальца одна из богинь, он решил сам лично удостовериться, умеют ли Асы творить волшебство.
Для этого он должен добраться до столицы Асов – Асгарда.

Ручей, перегородивший путь конунга, поражал красной водой, как будто в нём растворена кровь. Ни один человек не смог бы перепрыгнуть ручей такой ширины, а заходить в такую воду Гюльви не решился. В поисках переправы он пошел вдоль ручья, который заворачивал то вправо, то влево. Переправы всё  не было, и тогда Гюльви решил исследовать воду.
Он достал из своей походной сумки туесок из бересты. Туесок был сшит белой корой бересты вовнутрь. Когда Гюльви набрал в туесок воды из ручья, он увидел, что она прозрачна, как слеза. Тогда он понял, что вода ручья только кажется кровавой из-за красного песка, составлявшего его дно.
Едва конунг решил войти в воду, и пересечь ручей вброд, или вплавь, природа сама пришла ему навстречу: начался сильный ветер, и толстый ствол сухого ясеня упал поперек ручья, превратившись в удобный мостик.
Гюльви перешел ручей, не подозревая, что Асы уже провели его, изменив направление движения.
Вдруг перед ним возник роскошный дворец, и он входит в его врата.
Там к нему подходит человек, и спрашивает его имя. Понимая, что Асы опять играют с ним, он сам идет на хитрость и называет себя Ганлери.
Встретивший Ганлери человек предлагает ему пройти к местному конунгу.
Но во дворце его встречают три мужа: Высокий, Того-же-роста и Третий.
Чтобы убедиться в мудрости пришельца, а заодно проверить его шпионскую «легенду», мужи просят его задавать им вопросы, касающиеся богов, а также создания и разрушения мира.
Когда вопросы были заданы, вдруг все трое мужей, сам дворец и все его обитатели растворились в воздухе и Гюльви остался стоять один посреди пустоши.
Так он был разоблачен мудрыми Асами и не выдержал предложенное испытание, которое было вовсе не испытанием мудрости, а древне-скандинавским «детектором лжи».
Шпион, если бы отвечал на вопросы, стал придерживаться своей «легенды» и не был разоблачен. Но, задавая вопросы, он выказал свои знания, и мужи поняли, кто он на самом деле.**

__________________________________________________________

*). Стурлусон – не фамилия, а отчество. Древние скандинавы фамилий не имели, а окончание «сон» означало – «сын»; сын Стурлуса.
**). Здесь не пересказ скандинавского мифа, а обработка Автором мифологического эпизода.