Из жизни марафонца. Финская шестисотка

Светлана Соловей
За окном льет дождь… Он льет с самого утра, как будто кто-то не хочет отпускать нас и горько плачет. Я сижу, поджав ноги в уюте туристического автобуса, и смотрю на заплаканное окно. Рядом дремлет Андрей, в багажнике спят наши велосипеды, автобус сквозь дождь уносит нас в столицу страны Суоми. Завтра у нас не простой день и мне тоже надо бы выспаться... Завтра моя первая шестисотка.
Испытание не простое, по этому мы тщательно готовились. Закуплены новенькие непромокаемые чехлы на велотуфли, велосипеды переобуты в новые слики, сто раз обсуждено, что одеваем, чем будем кормиться, что брать, что не брать, зачитан до дыр переведенный на русский и распечатанный маршрут, в GPS забиты карты, трек бревета. Даже место для завтрака запланировано не «где-нибудь», а конкретное кафе, что бы не тратить время и энергию на поиски перед стартом.
Дождь всё идет и идет, всю ночь, пока мы завтракали, пока регистрировались и разглядывали выставку, посвященную провинции Сатакунта. Официальное фото тоже под дождем.
И вот он – СТАРТ. Моя первая шестисотка началась. Едем!
Первые 25 километров – выезд из Хельсинки. Мы едем группой, нас сопровождают финские парни. Хельсинки, в смысле передвижения на велосипеде, очень отличается от наших городов: очень густая сеть велодорог, развязки в несколько уровней, специально для велосипедистов... Ориентироваться с непривычки в этом не просто, поэтому нас «ведут» гостеприимные финские рандоннеры, внимательно наблюдая, что бы ни кто не потерялся. На выезде из Хельсинки Юкка дает отмашку, мол всё, пора разъезжаться и наша промокшая группа медленно начинает разваливаться. Мы с Андреем начинаем потихоньку отставать. Едется, прям скажем не очень. Холодно, мокро, ветрено и с постоянным набором высоты. Воздух сырой и холодный, очень трудно дышать. Мне кажется, что мы не едем, а ползем. Андрюха на ходу разбирается в легенде, она на английском, и в Андрюхином лексиконе появляется новое словечко чекпойнт. И вот он первый КП, нет, извиняюсь, чек-пойнт... Подъем,спуск, опять подъем, немного вниз и снова вверх... и опять вверх... кажется, что уже и выше-то некуда, но мы едем снова в подъем... На форуме кто-то ругал Пушкинскую двухсотку, что мол многовато горок... Ну, ну... велком, и даже не побоюсь этого слова терветулоа (tervetuloa - финск. добро пожаловать) сюда, в окрестности Хельсинки, все наши Горные, Холмистые и тем более Пушкинские рельефы – детские игрушки по сравнению с этим апхилом. Первые 100 километров уже позади. Здесь мы встречаем всех тех, кто ехал впереди нас. Оказывается, мы не очень-то и отстали, в такую погоду всем ехать тяжело, даже сильным. Но, сильные, они на то и сильные, они могут собрать силы и сотворить рывок, а мне, чем дальше, тем становится труднее и труднее, мы начинаем отставать от графика и я начинаю роптать. Ближе к ночи, мои роптания переходят уже, ну не в истерику, но почти в рыдания.
- Если ты больше не можешь, давай я тебя сдам Тёмычу и поеду один, - Андрей не выдерживает моего нытья. Я уже готова даже сойти, но мне не хочется, что бы Андрей ехал ночью один, раз уж из-за меня он отстал от ребят. Второе КП закрывается в 22.00, на него мы уже наверняка опаздываем. По дороге нам на встречу выезжает мерседес Тёмыча. Ребята, если бы вы только знали, КАК я рада вас видеть! Родные лица посреди финского дождя и бесконечной дороги. Спасибо, что вы были с нами, это очень и очень помогает, когда знаешь, что тебе всегда придут на помощь, угостят бананом и мармеладом, и эти бананы и мармелад самые вкусные и, как нельзя, вовремя. Нет, я поеду дальше, теперь всё хорошо, теперь снова есть силы ехать. Едем. А до Пори еще так далеко... В голове крутятся любимые стихи:
Дойти есть шанс у каждого сейчас.
И пусть иные не пройдут и половины,
Терять надежды нет у нас причины...
Терять надежды нет у нас причины... терять наде... я просыпаюсь оттого, что мои руки резко жмут на тормоза, мы с велосипедом едем вниз по травяному склону, в кювет. Время перевалило уже за три и я начала засыпать за рулем. Пару раз меня выносит вправо в кювет, еще раза три влево на встречную полосу, но мудрое, тренированное тело каждый раз успевает затормозить велосипед и спрыгнуть до падения. Ехать невозможно, не ехать тоже невозможно, потому что на улице +2 и, как только встаешь, начинает бить дрожь. Собственно она бьет и на ходу, потому что еду я уже не просто медленно, я еле-еле удерживаюсь в седле, но стоять еще хуже. Андрей пытается меня будить, задает какие-то нелепые вопросы, про каких-то дурацких птиц, которые орут со всех сторон. В другом, более романтичном настроении я бы порадовалась этим соловьиным трелям, но сейчас все мои силы уходят на борьбу со сном и согревание тела. Но, километры, хоть и очень-очень медленно, но наматываются на колесо. И вот уже близко Пори, и вот уже до КП 313 км всего-то 15 км... 14... 8... 5... Нам на встречу едут финские рандоннеры, два Юкки, они уже переночевали на КП и продолжают бревет. Их лица... я не знаю, какие подобрать слова, что бы точно выразить эти выражения лиц, но у меня наверное все еще более запущено, всё таки они пару часиков уже подремали. Короче, уставшие у них лица и вовсе не отдохнувшие. Мы приветствуем друг друга взмахом рук и разъезжаемся в разные стороны. И вот он, вот он чекпойнт, КП 313, кемпинг Юютери, долгожданный отдых, еда, горячий кофе, сон – все радости жизни, которые мы можем себе позволить на бревете.
 Нас встречает очень приветливый парень, как добрый волшебник он извлекает из небытия коттедж, наш рюкзак со спальниками, кастрюлю с, хоть и холодным, но очень вкусным супом, чай, кофе, бутерброды... Вот оно счастье! Спасибо тебе добрый финский волшебник за этот мимолетный праздник души! В коттедже мы обнаруживаем Мишу Кампи и Диму Кимбера. Они тоже, ну не то, что бы свежи, но уже поспали свои пару часов и готовы ехать, мы желаем им удачи, и садимся за стол. Какой же вкусный всё-таки этот суп! Надо на наших бреветах ввести практику такого супа. Даже готова варить, вот! Откушав, мы ставим будильники и засыпаем. Только я принимаю горизонтальное положение и закрываю глаза, будильники начинают наперебой звенеть – наши полтора часа истекли. В путь! Пока мы собираемся, приезжают родители Мики. Мика с отцом удивительно похожи, просто одно лицо. Мама и папа Мики тактично ждут, пока мы соберемся, желают нам удачи, и вот мы уже снова крутим педали. Удивительно, но полтора часа сна и немного еды приводят меня в нормальное боевое состояние, мне снова легко ехать и мы едем. В центре Пори Андрей встречает ржавый гвоздь. Их встреча настолько проникновенна, что Андрей, чертыхаясь, вынужден заняться сменой камеры.
Мне эта заминка дает немного времени оглядеться по сторонам и пофотографировать виды города, который мы, увы, так и не увидим тольком.
Но вот Пори уже далеко позади. И вот оно - следующий чекпойнт – деревенская школа. Сюда мы тоже приезжаем с опозданием в час. Но, Мика нас ждет, ждут нас и наши замечательные Тёмыч и Илья. Спасибо дорогие наши, волшебные Мика, Тёмыч, Илья, как же здорово, что вы тут есть. Без вас эта дорога была бы ну совсем невыносима, по крайне мере для меня. Нас кормят, поят чаем-кофе, желают удачной дороги, и мы снова едем.
Дорога опять вьется по просторам Финляндии и приводит нас в город ***тунен (не побоюсь этого слова). На главной площади (видимо она тут все-таки главная) совершенно замечательная статуя, толстая и почему-то лысая тетка куда-то сосредоточенно идет.
Куда она идет, выяснять нет времени, у нас своя дорога и ехать нам надо быстро. Мы всё время отстаем от графика, что бы уложиться в лимит 40 часов нам теперь надо ехать быстро. И мы едем. Вот кусочек грунтовки... Поперек дороги огромными буквами выведено «ЖЕНЯ. МОСКВА.» - Это наш Женя! Конечно, он здесь тоже ехал, он лидирует, а нам, тем, кто позади, оставил свой след. Такая простенькая надпись, а на душе становится радостнее. Хотела сфотографировать, но некогда, надо ехать и ехать быстро. Следующую почти сотню километров мы проезжаем меньше чем за 4 часа, но, мы проскочили КП, нам приходится возвращаться и, с таким трудом накатанный час, мы безбожно теряем. На КП проверяю телефон, в нем свежие СМС, и среди прочих поддерживающих добрых слов: «Осталось еще немного» от Славы ОксигенаАШ из Владимира. Спасибо тебе Слава за поддержку, она мне, сейчас нужна, как никогда. "Светка- ты всё сможешь!" - это уже от Костика а Алтая. "Мышь, я очень за тебя волнуюсь! Береги себя!" Я берегу, Юра, честно, как умею...
Спасибо вам, всем кто прислал мне целый телефон СМС, кто ничего не слал, но думал обо мне и ждал, когда я вернусь и верил, что я смогу. Спасибо, без вас не смогла бы. А нам еще ехать и ехать... От Форсы начинается удивительно красивая дорога, она вьется между озер, скал и леса. Пейзажи вокруг просто потрясают своей красотой. Надо будет обязательно сюда вернуться и проехать этой дорогой еще раз, но, конечно не в таком бешеном темпе, а что бы насладиться каждой крошкой этой красоты. Однако, с точки зрения велосипедиста эта дорога не проста, вверх-вниз, вверх-вниз, снова спуск, снова подъем... Радует то, что обратно, в Хельсинки, мы едем с явным понижением высоты. И подъемов теперь всё-таки чуть меньше, чем спусков. Погода, тоже радует и едется более-менее легко. Настолько легко, насколько вообще могут быть километры после полутысячного пути. Нас догоняет Мерседес Тёмыча. Какой же вкусный у них мармелад! После него даже скорость прибавляется. Вот уже появляются знакомые названия, скоро и Хельсинки. К вечеру опять холодает, или это мне от усталости становится опять холодно. А дорога всё время вниз, это хорошо, но холодно. Я начинаю мечтать о подъемах, что бы хоть чуть-чуть погреться.
А вокруг так много маленьких удивительно приятных и красивых моментов: вот на розовых скалах, освещенных закатным солнцем два черных силуэта – это наши тени, но, сейчас они смотрятся вроде как сами по себе, как будто они живые и не имеют к нам никакого отношения, а просто так, выехали прокатиться на закате. Вот пара любопытных коней... Они сначала внимательно смотрят на нас, а потом пускаются с нами наперегонки, пока им позволяет их загон... Зайцы, белки, енот, перебегающий дорогу... Может быть это к удаче?
Еще немного и вот он третий ринг – окружная Хельсинки. У нас в запасе три часа до окончания лимита. Ура! Мы не зря, из последних сил (по крайне мере я, из самых последних сил) штурмовали эти километры. Мы успеваем! Теперь осталось просто доехать до финиша. Всего-то 20 км. По городским велодорожкам. Надо сказать, что, в другое время проезд сквозь Хельсинки был бы весьма увлекательным квестом. Но, после шестисот километров пути (уже шестисот, ибо вся дистанция вместе получилась больше километров на 30) игра «как проехать к центру, мы сами не местные» совсем не радует. К тому же наступило самое темное время суток и не то что указателей, дорожных развязок то не видать. Но мы едем... Едем напролом, буквально по азимуту. И всё равно час теряем на поиски пути в клубке дорог и дорожных развязок столицы Суоми. И вот он, наконец-то ФИНИШ! Нас встречают ребята. Нас поят кофе и угощают плюшками, мы все рады, потому что мы ВСЕ финишировали, не смотря на холод и дождь, ни кто не сдался. – Если я еще раз соберусь на шестисотку, напомните мне, что бы я этого не делала. – Да, Света, правильно, 600 это уже мелко, надо 1000, - смеется Миша Кампи...
Вот и всё, бревет окончен. Последние формальности, протокол, списки на медали и всё. Мы разъезжаемся. Ребята на машине Темыча, а мы своим ходом. Нам в Тиккурилла. Еще 20 км. Там нас ждет Серега, которого я не видела уже пару лет и который уверен, что мы «нечеловеческие герои» потому что человеческим это не под силу. Уже рассвело. Ехать по рассветному Хельсинки приятно и радостно. Велокомпьютер отсчитывает километры. Считай, велокомп, считай... Пусть их еще будет много.