Записки Афганистанца ч 38 Будь, Афганистанец!

Игорь Исетский
      39. Будь здоров, Афганистанец!
      
     Пару дней я провёл дома, а потом вышел в город. Надо же становиться на воинский учёт.
    
     Ещё через несколько дней я с двумя друзьями
       добрался до своего дяди Славы, с которым по-настоящему дружил с детства.
    
     Кого-то удивит, но я с малых лет нередко находился у него дома.

     Любил ходить в его мастерскую. Он иногда давал мне проволочку, которую я подставлял к точильному камню. И я смотрел, как летят струи огненных брызг.
    
     Как мог дружить малолетний пацан, растущий довольно быстро?
    
     Я часто обращался к дяде Славе по многим вопросам, которые требовали его мастерства и ума.
    
     Разговаривать с ним – одно удовольствие.
    
     Всё знает плюс его неповторимые приколы, парочку из которых я воспроизведу несколько ниже.
    
     Но пока по делу.
    
      Лет в 14 папа купил мне взрослый велосипед.
   
     Домой привели его, а у него колёса не накачиваются, у нового.
   
     Я кое-как доехал до дяди Славы.
    
     Он тут же разбортовал камеру.
    
     И что выяснилось?
    
      Заводской брак. – Камера под покрышкой была свёрнута несколько раз вокруг.
    Владислав быстро всё устранил и сказал: «Катайся, на здоровье!»
    
     О тёте Нине несколько слов.
    
     У них не рождались дети какое-то время.
    
     Не важно: потом появились два сына Игорь и Слава.
    
     И стали моими лучшими друзьями.
    
     Они росли с рождения на моих глазах.
    
     И сейчас пусть и большие, но мы всё ещё считаем их не такими.
    
     Славу до сих пор зовут «маленьким Славой» (большим являлся - его отец), хотя у него уже один сын учится в Университете, а другой заканчивает детский садик.
    
     Игорь женился до армии, родил дочь, которую потом привёз  к родителям и с зиму прожил у них.
    
     Игорева дочка, под руководством тёти Нины окончила первый класс, и написала маме  в далёкий город письмо свей рукой.

     Тогда или чуть позже Игорь разошёлся с первой женой.
      
     А после он снова женился далеко, в Анапе, где и живёт и работает сезонно в музыкальном ансамбле. Вот почему я и поставил его фото с гитарой, когда он только начинал свой путь в музыке.

      Он, однажды поучаствовал в домашней записи ансамбля, состоящего из меня и друзей. Ему  доверили постучать на бубне. Игорь настолько влюбился в музыку, что за два года, пока я служил в армии, научился довольно прилично владеть мандолиной, гитарой, а позже и другими инструментами.
    
     Тут он в отца, который всегда очень хорошо играл на гармошке, баяне. На слух.
   
     Дядя Слава с женой Ниной и двумя сыновьями Игорем и Славой проживали в частном доме в черте города.
         
    Когда я вошёл в избу после двухлетнего отсутствия, то заметил дядьку возле окна на кухне, читающим газету А передо мной стоял незнакомый молодой парень, который сразу улыбнулся и сказал:
    
     - ЗдорОво!
    
     Только тут я узнал двоюродного братца Игоря.
    
     Как он вымахал за два года. Модные тогда длинные волосы… Попробуй – узнай.
    
     Дело в том, что и меня не сразу признал дядька.

     Ведь нас-то нас вошло в его дом трое парней, один из которых находился в форме работника гражданской авиации.

     Это дядю и сбило толку.
 
    Но он тут же взял себя в руки и спросил, слегка удивившись, поднимаясь со стула:
    
     - Вы, молодые люди, к кому…
    
     Я не дал ему окончить вопрос и воскликнул:
    
     - К тебе!
    
     Дядя Слава мгновенно узнал меня, в чувствах сплюнул в сторону, засмеялся и выдал:
    
     - Афганистанец грёбанный вернулся!

    
     С тех пор он меня иначе и не называл.
    
     Когда бы я ни заявился, к нему или братьям, он всегда встречал меня одной и той же фразой:
    
     - А… Это ты, Афганистанец! Будь здоров.

     И так много лет, пока не разъехались его выросшие дети со своими жёнами.
    
     Я переехал с родителями в другой город. Дядька нередко приезжал к нам. Да и я порой навещал его, подбрасывал ему любимых сигарет "Прима" определённой фабрики. Кажется, он предпочитал ярославские.

     Дядя всегда курил папиросы и сигареты без фильтра.
    
     В пору, когда в продаже имелись невообразимо крепкие кубинские сигареты "Партагас" и "Лигерос", он пристрастился к ним.

     Смеялся:

     - Больше раза никто закурить не просит.

     Что и неудивительно. Ведь сигареты производились из отходов сигарного производства.

     А в народе те сигареты называли "смерть индейца".

     Когда, в 90-ые годы, курево стало дефицитом, Владислав выращивал в огороде табак. Резал его изготовленным им приспособлением и смолил самокрутки.

     Жена на том же небольшом участке выращивала невероятные огурцы и другие овощи.
    
     Дядя Слава мог говорить без умолку.

     Вспоминаю: копаясь в каком-нибудь механизме на кухне, он попутно вносил ремарки в текст диктора, вещающего из телевизора: «Ты чего несёшь, дура?! Ты читала хоть одну энциклопедию для понта?!.. Наберут тут!..»

     Причём к диктору он обращался как к живому собеседнику.
    
     Так и казалось, что она ответит ему.
    
     Много шутил.
    
     Причём шутки его бывали не совсем обычными.
   
     Рассказывал, помню, мне:
    
     - Сосед вчера заявился. Владислав, говорит, -  сделай мне нож из нержавейки.
    
     Я отвечаю, что по ножам не мастер.
    
     Он: "Так я же видел у тебя на столе. Классные, с наборными ручками…"
    
     "Ах, видел? Хорошо видеть стал, значит?.. Выколоть, на хрен, глаза тогда…"

     Вреда дядька, никому, конечно, не причинял. Просто, зачем ему связываться с изготовлением ножа для соседа?
    
     Мало ли в каких целях тот его используют?
    
     А в доме у него действительно имелись прекрасные кухонные ножи собственного изготовления. Из отличного металла, с красивыми ручками.
    
      Таких и не купить при желании.
    
      Потому что у него всё выходило лучше, чем есть где-то ещё.

     Почти всегда во дворе дядьки стоял чей-то автомобиль или другая техника.

     В округе он имел известность лучшего ремонтника.

     Он запросто мог прилично зарабатывать на этом, но брал сущие копейки.
    
     Мастер на все руки. Однажды он принёс из Вторчермета, где работал,  изломанную бормашину, отремонтировал её. Лично обточил больные зубы (вы бы смогли?) перед зеркалом и  надел на них коронки, которые тоже сам изготовил.
    
     Получается, медицинская помощь ему зачастую и не требовалась. До последнего времени.
    
     Вдруг неожиданно от инсульта умерла его жена, моя тетка Нина. А Владислав в то время лечился в онкологическом центре.
    
     Зашёл в дом, и видит – жена его, стоит на коленях, голова упала на кровать… Собиралась навещать мужа...
    
      Он и пошёл домой, не дождавшись супруги. Видно, чувствовал: что-то тут не так…

     Да, узнай дядя раньше, что у него рак, он бы и тут принял меры. Не дожидался бы безропотно смерти. Но, когда Владиславу поставили неутешительный диагноз, сил у него оставалось совсем немного.
    
      А смерть жены окончательно подкосила его, хотя он ни разу никому не пожаловался.
      
     Просто спокойно умер, испытывая, полагаю, невероятные мучения.
    
     С женой рука об руку прошагал всю жизнь, и  жить без неё не собирался.
   
     Так я считаю.
         
     Этот человек не мог существовать без шуток никогда.
    
     Даже на похоронах жены он, правда, без улыбки, произнёс:
    
     - Вечно бабы торопятся, вперёд норовят пройти, - намекая на то, что ему следовало умереть первым.
    
     Он знал, что смертельно болен, что жить  оставалось совсем немного, а продолжал шутить.
   
     Понятно, что в данной ситуации он скрывал своё настоящее настроение.
    
     Через несколько дней после похорон тёти Нины Владиславу Игоревичу сделали операцию.
   
     Он приходил в сознание. Лежал с открытыми глазами. Ни с кем не говорил и ничего не ел.
    
      Почему? Не знает никто.

      Видно, состояние не позволяло.
    
      Через две недели после смерти жены дядя Слава и сам тихо покинул этот мир.
    
     Вечная ему память, моему неунывающему дядьке, с которым я и родился в один день одного месяца.
    
     Спите спокойно, тётя Нина и дядя Слава, а ваш Афганистанец не забудет вас.


   
     На фото слева вверху: дядя Слава со мной маленьким;
 
     Сын дяди Славы Игорь с гитарой в период моего приезда из армии (1981 г.);

     Дядя Слава у себя в огороде с любимой гармошкой;

     Слева внизу наша бабушка Полина (мать Владислава), тётя Нина на коленях со Славиком и дядя Слава на праздновании 10-летия сына;

     Правее: два Владислава - сын и отец.
    
      Окончание: http://www.proza.ru/2011/05/02/997