Этапы духовной зрелости А. С. Пушкина

Валентина Яроцкая
Этапы духовной зрелости А. С. Пушкина. На уроке литературы.

   Вера Пушкина… Христианское мировоззрение? Пушкин и церковь? Пушкин и христианский аскетизм? Возможно ли даже предположить о совмещении жизнерадостного, полного гармонии пушкинского мира с самоограничением и самоотречением христианства? Был ли Пушкин христианином? Правильно ли мы понимаем значение слова  «христианство»? Что это – отречение от радостей жизни или радостное восприятие мира, который вечен, как сама  душа? Верил ли Пушкин в бессмертие души?
На эти вопросы, волнующие тех, кто соприкасается с творчеством Поэта, и  приходится  отвечать учителю литературы. Главный урок, который получаем мы, изучая духовный опыт Поэта, будет заключаться в  осознании способности человека к самосовершенствованию, покаянию, в его способности преодолевать свои заблуждения.
Пушкина в полной мере можно назвать нравственной личностью, потому что он был способен преодолевать свои заблуждения через покаяние, был действительно человеком гармоничным. Замечательна  оценка  духовной биографии поэта, данная архиепископом Камчатским и Сеульским Нестором ( Анисимовым ) в 1937 году: «Его мятущаяся, его многогранная душа, как в зеркале, отразила всю полноту русской души, и самый жизненный путь его, исполненный то нравственных падений, то высочайших взлётов духа, - так ярко отображает исторический путь нашей Родины, которой одинаково близки и глубокие пропасти, и высочайшие вершины духа».
      В одном из  ученических  сочинений  я прочитала  размышление о  том, почему   русский  народ раз и навсегда  назвал Пушкина  своим Поэтом: «Чтобы слиться с народом, надо разделять его верования. Общая вера – одна из причин проникновения в души людей». Действительно, любовь народа к Пушкину – явление необычайное, что особенно ярко проявляется  во время  подготовки к  Пушкинским  юбилеям.
Нельзя оставлять без внимания отношение Пушкина к Библии. Общеизвестно высказывание поэта: «Есть книга, в которой каждое слово истолковано, объяснено, проповедано во всех концах земли, применено ко всевозможным обстоятельствам жизни и происшествиям мира, из которой нельзя повторить ни единого выражения, которого б не знали все наизусть, которое не было бы уже пословицею народов; она не заключает уже для нас ничего неизвестного.
Книга сия называется Евангелием – и такова её вечно новая прелесть, что если мы, пресыщенные миром или удручённые унынием, случайно откроем её, то уже не в силах противиться её сладостному влечению и погружаемся духом в её божественное красноречие».
Пушкинский взгляд на Библию – это не только взгляд Поэта, но также взгляд человека, которому близки нравственные заповеди христианства. Он мог нарушать их, но, несомненно,  видел их  ценность, значимость, сознавал, что  «грех алчный» гонится   за ним  «по пятам».
Обращаясь к биографии и творчеству  Поэта,  нужно избегать тенденциозного подхода.  Название книги «А.С.Пушкин: Путь к Православию» (М.,1996) само по себе пытается опровергнуть атеистический подход к духовной биографии Поэта. Но тенденциозность является характерной чертой не только атеистических изданий, поэтому задача учителя: вместе с учащимися заново перечитать стихотворения Пушкина, отличить достоверные факты от подделки, освободить картину гения от мазков художника-варвара. Очевидно, что в исследовании духовной биографии Поэта необходимо опираться именно на стихи, ведь каждый истинный поэт в своей лирике фактически оставляет миру исповедь. Следуя по этому пути, учитель вместе с учениками будет открывать уникальность пушкинского гения. Будучи светским поэтом и писателем, Пушкин исполнил великое духовное предназначение, выразил суть «русской души», которая через безверие, сомнение, падения совершает восхождение к покаянию и христианским нравственным ценностям.
Условное деление жизни А.С.Пушкина на отдельные временные отрезки позволит дать  представление не только о его развитии как личности и поэта, но и о его становлении как православного христианина.
Детство                1799 – 1811 Рождение веры
Лицей         1811 – 1817 Безверие
Петербург после Лицея 1817 – 1820 Безверие
Южная ссылка 1820 – 1824 Смятение
Михайловская ссылка 1824 – 1826 Прозрение
Годы странствий 1826 – 1830 Скитания
Последние годы 1830 – 1837 Мудрость

Конечно, данная схема условна, имеет чисто дидактическое назначение и не претендует на завершённость, однако она сделает понятным подбор стихотворений для анализа духовной биографии А.С.Пушкина.
Требуется предельная тактичность в изложении материала, осторожность в подборе стихотворений, дабы не посеять в юные души зёрна скептицизма, не создать впечатление, что учитель через рассмотрение духовного опыта Пушкина навязывает учащимся своё мировоззрение.
«Ты более нежели кто-нибудь можешь и обязан иметь нравственное достоинство. Ты рождён быть «великим поэтом», -  пишет в Михайловское опальному поэту В.А.Жуковский. Замечательно то условие, которое как будто выставляет Жуковский своему молодому другу: чтобы быть «великим поэтом», нужно иметь «нравственное достоинство».
Важные уроки духовности и нравственности даёт переписка (поэтическая) Пушкина и митрополита Филарета, о которой очень подробно и обстоятельно рассказывает М.М.Дунаев.
 Посетившее  Пушкина в  день  рождения  (26 мая  1828  года)  состояние  страшного  уныния выплеснулось  в  знаменитые строчки стихотворения «Дар напрасный,  дар случайный».
Дар напрасный, дар случайный,
Жизнь, зачем ты мне дана?
Иль зачем судьбою тайной
Ты на казнь осуждена?

Кто меня  враждебной властью
Из ничтожества воззвал.
Душу  кто наполнил страстью,
Ум сомненьем взволновал?..

Цели нет  передо мною:
Сердце пусто, празден ум,
И томит меня тоскою 
Однозвучный  жизни  шум.

Это   были  строки  глубокого   уныния, которое не могло быть преодолено  простыми  мирскими забавами. Это  были  строки   поэта,  который  оказывал уже  влияние на  души  современников,  поэтому  Митрополит  Московский Филарет (Дроздов)  не мог  оставить  без  внимания  такие строки. Обладая  сам  поэтическим  даром,   пастырь  церкви написал    ответ-отклик  на  пушкинские строки:

Не напрасно, не случайно
Жизнь от Бога мне  дана,
Не без воли  Бога тайной
И на казнь осуждена.

Сам я своенравной властью
Зло из  тёмных бездн воззвал,
Сам наполнил душу страстью,
Ум сомненьем взволновал.

Вспомнись мне, Забвенный мною!
Просияй сквозь сумрак дум, –
И созиждется Тобою
Сердце чисто, светел ум.

      В строчках Пушкина, написанных в ответ Митрополиту Филарету, -  слова  благодарности за оказанную духовную поддержку:
В часы  забав иль праздной скуки,
Бывало, лире я моей
Вверял изнеженные звуки
Безумства,  лени и  страстей.

Но и   тогда струны лукавой
Невольно звон я прерывал,
Когда твой голос величавый
Меня  внезапно поражал.

Я лил потоки  слёз нежданных,
И ранам совести моей
Твоих  речей благоуханных
Отраден чистый был елей.

И ныне с высоты  духовной
Мне руку простираешь ты,
И силой кроткой и любовной
Смиряешь  буйные мечты.

Твоим  огнём душа палима
Отвергла мрак земных сует,
И внемлет арфе Серафима
В священном  ужасе поэт.
                «Стансы»,  1830.
         От «забав и праздной скуки» к «арфе серафима» - путь трудный, с падениями и взлётами. Изменяется  со временем  мироощущение Пушкина, что  находит  отражение в стихах:
Веленью Божию, о Муза, будь послушна…
    Путь нравственного совершенствования по христианским заповедям открывает пушкинское стихотворение, которое является переложением великопостной молитвы Ефрема Сирина:
Владыко дней моих! дух праздности унылой,
Любоначалия, змеи сокрытой сей,
И празднословия не дай душе моей.
Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья.
Да брат мой от меня не примет осужденья,
И дух смирения, терпения, любви
И целомудрия мне в сердце оживи.
     Пушкинские уроки духовности, нравственности – это тоже часть его творческого наследия. И  подлинное сближение с Богом  обнаружилось у Пушкина перед последней чертой, в    страданиях,  пережитых   умирающим  поэтом после смертельного ранения на дуэли.  Пушкин исповедовался, причастился, просил  не мстить  за его смерть… Обстоятельства последних дней и   минут  жизни великого  поэта  красноречиво говорят о его напряжённой духовной работе.  Нельзя не    вспомнить об  этой  работе  души, предсмертном порыве  к  чистоте  сердца… Ведь  только «чистые сердцем  Бога узрят»…
   Этапы  духовной  зрелости  –   вот  тот  материал из  биографии  А.С.Пушкина,  который  непременно  должен  быть  рассмотрен на   уроках  литературы,  чтобы    молодое поколение   глубже проникло в   строки великого   поэта,  чтобы  чище  становились людские   души…