Шостакович

Константин Рыжов
                1.

Дмитрий Дмитриевич Шостакович родился в сентябре 1906 года в Петербурге. Отец его был талантливый инженер-химик, один из молодых сотрудников Менделеева, а мать до замужества училась в фортепианном классе Петербургской консерватории. Хотя музыка в доме Шостаковичей звучала постоянно, никакого интереса к ней мальчик поначалу не проявлял. «Моя мать… настояла на том, чтобы я начал учиться игре на рояле, - писал Шостакович. – Я же всячески уклонялся… Мать все же настояла и летом 1915 года стала давать мне уроки игры на рояле. Дело пошло очень быстро. Оказался у меня абсолютный слух и хорошая память. Я быстро выучил ноты, быстро запоминал и выучивал наизусть без заучивания – само запоминалось. Хорошо читал ноты». Успехи проявились так скоро, что через пару месяцев Шостакович поступил на пианистические курсы Гляссера, а на следующий год уже играл сложные вещи Моцарта и Гайдна. Тогда же проявилась тяга к сочинительству, которая сразу стала упорной и неукротимой. Одним из первый произведений Шостаковича была фортепианная пьеса «Солдат» (навеянная событиями первой мировой войны). В 1918 году он начал заниматься у профессора  Александры Розановой, а в 1919 юный 13-летний вундеркинд поступил в Петроградскую консерваторию сразу на два факультета – композиторский и фортепианный. Одновременно он  продолжал учебу в школе. В то тяжелое время, при катастрофическом недоедании, это была тяжелейшая нагрузка и последствия ее не замедлили сказаться. В 1923 году у Шостаковича открылся туберкулез. Потребовалась срочная операция. Затем,  с большим трудом, продав многие вещи, мать отправила его лечиться в Крым (отец к этому времени умер). По возвращении Шостакович должен был подумать о самостоятельном заработке и в течении  двух лет отработал пианистом-иллюстратором в кино. В 1923 году он сдал выпускные экзамены по классу фортепиано. Его материальное положение постепенно поправлялось. К 1926 г. он сумел  подготовить обширный репертуар, и начал выступать с самостоятельной концертной программой, в которую, наряду с чужими, были включены и его собственные произведения. Заканчивая в 1926 году композиторский факультет, Шостакович представил в качестве выпускной работы свою Первую симфонию. Впервые сыгранная в мае месяце, эта (в общем-то, еще ученическая) вещь была хорошо принята как в Ленинграде, так и в Москве, а в 1927 году под управлением Бруно Вальтера ее впервые исполнили в Берлине.

     Шостакович покинул консерваторию в тот момент, когда  молодое советское искусство переживало бурную эпоху становления. Художники и композиторы напряженно искали такой стиль, который бы наиболее полно выражал образ эпохи. Большой популярностью пользовался конструктивизм,  отличавшийся графичностью, жесткостью линий, ясными и чеканными  ритмами, четкими движениями и антилиричностью. Видными деятелями этого направления в музыке были тогда такие композиторы как Стравинский, Прокофьев, Мосолов, Берг. В их произведениях слышался звон металла, гудки и работа машин. (Даже название их произведений: «Завод», «Лед и сталь», «Симфония гудков» говорили сами за себя). Дань этому новому направлению отдал и Шостакович, который после выхода из консерватории вдруг ощутил ограниченность той системы, которая его воспитала. Стремление во что бы то ни стало уйти «за пределы канонов» видно в его сочинениях этих лет: сонате для фортепьяно «Октябрьская» и цикле фортепьянных миниатюр «Афоризмы», вещах открыто полемических, полных жесткости и парадоксов. В 1927 году, к широко отмечавшемуся десятилетию Октябрьской революции Шостакович пишет свою Вторую симфонию «Посвящение Октябрю». Идея и тема ее не были оригинальны и находились вполне в ключе музыкальных исканий тех лет: Шостакович старался показать разворот гигантских сил, движение от мрака к свету, от стихийности к революционной сознательности. (Средства, использованные для этого, отличались максимальной простотой: тьма и хаос передавались жестокостями гармонии и мощным гудением басов, борьба и подъем – моторными движениями вверх и вниз, сверкание победы – гиперболическими звучаниями хора, который скандировал: «Октябрь – Коммуна – Ленин»; здесь был весь конструктивистский набор – скрежет, шум, гудки и т.п.).  Опусов, подобных «Посвящению», тогда появлялось много, однако симфония Шостаковича все же  оказалась ярче и талантливее других  и была отмечена первой премией Агитотдела музсектора Госиздата.

     В то же время Шостакович спешил попробовать свои силы в оперном жанре. Советские оперные театры находились тогда в затруднительном положении. Репертуар дореволюционной эпохи, казался устаревшим, новые оперы создавались туго – громоздкий, освященный традициями меломанов жанр, с трудом поддавался обновлению. Шостаковичу выпала честь сказать здесь первое слово.  В 1928 г. он закончил оперу «Нос» по  повести Гоголя, которая была немедленно принята к постановке Ленинградским Малым оперным театром. На первый взгляд опера Шостаковича имела  все, что положено иметь приличной опере: оркестровые вступления, арии, ансамбли и пышные финалы. Но все это было подано в утрированном, фарсовом виде: мотивы канканов, галопчиков, полечек стремительно сменяли друг друга,  оркестр верещал, поражая самыми немыслимыми тембрами, в каждом  действии присутствовали эксцентрика и буффонада. Все это могло бы выглядеть как пародия на старую классическую оперу, однако общий дух музыки настолько органично соответствовал фантасмагории Гоголя, что этого не могли не отметить даже недоброжелатели -  озорная и задиристая опера Шостаковича сразу стала событием в культурной жизни. Премьера «Носа» состоялась в январе 1930 года и породила многочисленные отклики. Большинство из них было отрицательными и сводилось к тому, что оперу ни в коей мере нельзя считать «советской», а сюжет ее «ни в какой доле не имеет отношения к тематике, которая может интересовать современного зрителя». Всего «Нос» был поставлен шестнадцать раз и затем надолго исчез со сцены.

    Шостакович между тем пробовал свои силы в других жанрах. Он пишет музыку для кинофильмов «Златые горы» и «Встречный» (1929), сочиняет Третью «Первомайскую симфонию» (1929), создает музыку к пьесе Маяковского «Клоп»(1929), работает над балетами «Золотой век» (1930) и «Болт» (1931). Оба они были написаны в стиле обычного в те годы массового действа с элементами кино, цирка, мюзик-холла, танцевальной сюиты и  отличались плакатной ясностью идеи. Так, например, в «Золотом веке» излагалась незамысловатая история о том, как советские спортсмены выезжают за рубеж на всемирную выставку, где сталкиваются с фашиствующими представителями западного мира. (Музыкальные темы двух непримиримых лагерей были выражен в балете с декларативной однозначностью: представителям капиталистического Запада соответствовали чувственно-томные джазовые, гротесковые фокстротные ритмы, а советским – упругая четкость марша). В результате целого ряда приключений советские спортсмены выигрывали все соревнования и в заключении исполняли танец солидарности и дружбы с западными рабочими.

     В 1932 году Шостаковича окончил вторую оперу «Леди Макбет Мценского уезда» по известной повести Лескова. Объясняя свой интерес к этому сюжету, композитор писал, что его увлекла тема всеохватной, всепоглощающей любви. Она и стала главным стержнем оперы, заставив по новому расставить музыкальные акценты. Так, например, Шостакович сильно разошелся с Лесковым, в трактовке образа Катерины – он поднят в опере  до истинно трагической высоты. Катерина у Шостаковича - единственный светлый образ, противостоящий миру затхлого уездного быта. (Этот пошлый мир олицетворяется в опере блатными мотивчиками, пародийно осмысленными вальсочками и полечками). Лишь с одной Катериной Шостакович связал высокую и волнующую лирику, так что ее роковая преступная страсть и ее гибель воспринимаются  зрителем с горячим сочувствием.

    Как и первая опера Шостаковича, «Леди Макбет» стала заметным культурным событием. В январе 1934 г. она была поставлена сразу в двух театрах - ленинградском Малом оперном и московском Музыкальном имени Немировича-Данченко. Обе премьеры вылились в настоящий праздник советского оперного искусства и были очень благожелательно оценены критикой. «Советское искусство» писало, что «Леди Макбет» «…по сути дела первое, крупное, по-настоящему талантливое и отмеченное печатью огромного мастерства произведение оперного искусства за все 16 лет Октябрьской революции».

    В 1935 году Шостакович закончил третий балет «Светлый ручей» на либретто Лопухова и Пиотровского. Либретто повествовало о забавных перипетиях семьи колхозного агронома, который увлекается приехавшей на гастроли в колхоз балериной, не зная, что его жена тоже в прошлом балерина и может удовлетворить страсть мужа к высокому искусству не хуже столичной артистки. Не смотря на многие недостатки, этот непритязательный балет, понятный тогдашнему неискушенному в тонкостях зрителю, пользовался популярностью. Но в начале 1936 года в «Правде» одна за другой были опубликованы две разгромных статьи с резкой критикой Шостаковича. Первая называлась «Сумбур вместо музыки» и критиковала «Леди Макбет»: композитора обвиняли в «крайнем формализме», «грубом натурализме» и «мелодическом убожестве». Появившаяся позже статья «Балетная фальшь» посвящалась «Светлому ручью». В ней Шостаковичу вменяли в вину «кукольное изображение» жизни и формалистический подход к фольклору. И оперу и балет сняли с репертуара.

                2.

Эти тягостные события обозначили зримый  рубеж в творческой биографии Шостаковича. Изменился он сам, изменилась страна, в которой он жил. Волна репрессий, политические процессы, возрастающая угроза мировой войны – все это не могло не поколебать его юношеского максимализма, и музыка Шостаковича резко меняется –  на место прежней искрометной  шутке и веселому балагурству приходит мотив скорби и острое ощущение драматизма жизни. Ими охвачены все последующие сочинения композитора. В грустном настроении он закончил в мае 1936 года свою Четвертую симфонию – самую жгучую и напряженную по искренности и страстности высказывания:  в поисках истины, раздираемый противоречиями человек мечется от одной опоры к другой, натыкается на жестокость, грубость и вульгарность, в ужасе пятится, снова бросается вперед и, наконец, сникает в совершенном изнеможении. Таково первое действие драмы. Второе не несет утешения. Стремительное моторное движение туманит сознание образами призрачными и саркастическими. Последний акт действия – похоронный марш. Строгое  и печальное шествие проходит сквозь польку, вальсы, галоп, песню, проходит как сквозь строй почти нереальных образов, чтобы наконец добрести до коды, полной глубокой печали. Никогда еще Шостакович не был в симфонической музыке так трагичен, никогда еще не говорил в ней с такой болью и с таким страданием. К сожалению, современники не услышали этой замечательной музыки. Оркестр Ленинградской филармонии начал репетиции, но накануне премьеры исполнение было запрещено.(Впервые симфония прозвучала перед публикой только в 1961 году).

    С осени 1937 года Шостакович начал преподавать в Ленинградской консерватории, сначала в классе оркестровки, а чуть позже – в классе сочинения.   В том же году он заканчивает Пятую симфонию. Как и Четвертая она была написана в совершенно ином ключе: пройдя через искус программности и формотворчества композитор вернулся к многочастной и чисто инструментальной композиции. Пятая симфония стала едва ли не первым  в советской музыке классическим образцом трагедийного  и лирико-психологического симфонизма. Ее тема - напряженная борьба со  злом, которое в обличье механического марша надвигается тупой и слепой силой, готовое снести все живое. Однако разум и чувства поднимаются навстречу, чтобы противостоять ему. Музыка финала, энергичная и беспокойная, стремиться в мучительных усилиях к конечной победной ноте и достигает желанной цели  в заключительных, триумфальных звучаниях меди. Завершив симфонию, Шостакович весь 1938 год работал для кино. Его музыка звучала в фильмах «Выборгская сторона», «Человек с ружьем» и некоторых других. В 1939 он закончил Шестую симфонию «Памяти Ленина», а в 1940 году написал Фортепианный квинтет, за который получил в следующем году Государственную премию СССР.

      События Великой Отечественной войны дали новый мощный импульс творчеству Шостаковича. Поначалу он наотрез отказался покинуть Ленинград и остался в осажденном городе. В эти тяжелые дни под нескончаемый вой сирен, взрывы бомб и грохот разрушающихся зданий он пишет свою Седьмую «Ленинградскую» симфонию. До начала октября были закончены три ее первые части. Затем Шостакович вылетел в Куйбышев и здесь в декабре завершил симфонию. Ей суждено было стать самым известным его произведением, прославившим имя Шостаковича далеко за пределами СССР. В первой, самой сильной, части спокойно-величавая тема Родины перебивается темой нашествия, которая воплощается в присвистывающем напыщенном марше (сочетание флейты пикколо и малого барабана). Чудовищная и страшная сила нацизма вырастает из этого, почти безобидного шлягерного мотивчика. Вторая часть симфонии – подернутая элегической дымкой  картина мирного прошлого страны; третья -  спокойное, полное высокого пафоса раздумья; финал  воскрешает – через борьбу, через смерть и страдания – начальную тему первой части, тему Родины, и она в последних тактах симфонии пророчит грядущую победу. Премьера Седьмой симфонии состоялась в марте 1942 года в Куйбышеве. В августе того же года ее под руководством Элиасберга сыграли в осажденном Ленинграде.

     Осенью 1943 года Шостакович начал преподавать в Московской консерватории, но после снятия блокады сразу вернулся в Ленинград. В последний год войны он сочиняет Девятую симфонию (Восьмая появилась в 1943 году), в которой отразил торжество Победы. Она была закончена в августе 1945 года. В интервью корреспонденту «Советского искусства» Шостакович сказал: «По своему характеру Девятая симфония резко отличается от моих предшествующих симфоний – Седьмой и Восьмой. Если Седьмая и Восьмая симфонии носили  трагико-героический характер, то в Девятой преобладает прозрачное, ясное и светлое настроение». Новая симфония стала неожиданностью для современников. Действительно, в то время, когда другие композиторы выражали торжество победы с помощью особых оркестровых средств – колоколов, ослепительных фанфар, импозантных ударных, Шостакович сочинил веселое, нарядное и ироничное произведение. Только в четвертой части ее слышалось траурное шествие и скорбная речь над могилой павших.  Большинство критиков было обескуражено таким решением темы, в их отзывах слышались скепсис и разочарование. Но для многих советских людей, прошедших через ужас и утраты военных лет, музыка Шостаковича оказалась глубоко созвучна их ощущению победы – тихой, далекой от бравурного ликования,   скорбной радости.  Однако чиновники от культуры считали такие чувства недопустимыми.   В 1948 были приняты печально известные Постановления ЦК ВКП (б), регламентирующие культурное строительство и намечающие «конкретные меры для обеспечения развития советской музыки в реалистическом направлении». Среди композиторов, обвиненных в «отрыве от запросов и художественного вкуса советского народа» была названа и фамилия Шостаковича.   

     Следующие восемь лет были для композитора непростыми, но он продолжал работать в разных жанрах. В 1951 году он сочиняет Десять поэм для смешанного хора на слова революционных поэтов, за которые получил в 1952 году Государственную премию. В 1953 году была закончена Десятая симфония, а в  1957 году  - Одиннадцатая «1905 год». После этого возвышенного и серьезного произведения Шостакович в 1959 году пишет оперетту «Москва, Черемушки». В 1961 состоялась премьера Двенадцатой симфонии «1917 год», посвященной памяти Ленина. Через год Шостакович представил слушателям философско-публицистическую Тринадцатую симфонию. (Она состояла из пяти несвязанных между собой частей, каждая из которых основывалась на каком-то стихотворении Евтушенко. Трагически скорбная первая часть – «Бабий яр», гротескно заостренная вторая – «Юмор», лирически-экспрессивная третья – «В магазине», напряженная и тревожная четвертая – «Страхи», светлая и торжественная пятая -  «Карьера»).  В 1964 году Шостакович сочиняет глубоко философскую музыку к кинофильму «Гамлет» и тогда же появляется его оратория «Казнь Степана Разина». В 1969 г. была закончена  Четырнадцатая симфония. В 1968 г. Шостакович пишет  музыку к последнему своему фильму «Король Лир», а в  1971 г. – Пятнадцатую симфонию. Умер он после недолгой болезни в августе 1975 года.

Модернизм и постмодернизм  http://proza.ru/2010/11/27/375