Яцек Качмарский. Встреча в порту

Константин Кучер
В Амстердаме наше судно стало под разгрузку.
А когда работы нет – почему не выпить? 
Пью сам один, чужой разговор не понимаю, - скучно.
И тут какой-то черный подсаживается ко мне…

- Aмерика – обратился он ко мне. Я понял.
Огляделся – никого - и в ответ ему: Советский Союз!
- Soviet Union – обрадовался он. А я – до полного ему наливаю.
Своих как раз не было. Почему бы и не налить?

По-ихнему - не понимаю, он по-людски - тоже,
Но водка – лучший переводчик. С нею можно говорить, о чем захочешь!
Я Негру положил ещё граммов сто. Пусть видит - не жадный я! 
В конце концов, им в Америке – трудно.

Он тем временем говорит - Соединенные Штаты -          
Самое большее государство из всех стран мира
Золотых запасов в его банках – несметно!   
А захочет кто начать с нами свару - у того нет никаких шансов.
 
А я на то - Кремль посылает ракеты в небо,
Без усилий заворачивает русла великих рек.
Жаль мне тебя, но даже сложное искусство балета
У него - лучше на планете!

После двухсот - пришло желание продолжить разговор.
Я объяснил ему, что он – жертва классового напряжения.
Но матросский ум негра, так и остался «темным».
И на мои светлые мысли, дал он ответ:

- У нас по два автомобиля на душу.
Самое большое здание в мире.
Демократия дает нам свободы,
Которых весь мир ждет со слезами!

А я на то - мы посылаем ракеты в небо,
Без усилий заворачиваем русла великих рек.
Жаль мне тебя, но даже сложное искусство балета
У нас - лучше на планете!

Быстро набирал темп обмена мнениями,
Но не хотел Негр понять, что добро для него. 
И накапал я ещё до трехсот, думая – как раз пригодится!
А он, едва ворочая языком, всё одно талдычил:

У меня – Гранд-Каньон в Колорадо.
Дельфиний язык мной расшифрован.
Самый большой из водопадов, Ниагара, - мой.
И звезд на моём флаге – пятьдесят!

На то, мой ответ ему - я посылаю ракеты в небо,
Без усилий заворачиваю русла великих рек.
Жаль мне тебя, но даже сложное искусство балета
У меня - лучше на планете!

Jacek Kaczmarski
1975
------------------------------------
Польский оригинал стихотворения можно посотреть вот здесь