Полюбила юкагирка русского

Пётр Кошель
В 1927 г. археологи были взволнованы загадочными находками в местечке Глозель близ французского курорта Виши. Среди находок была надпись, на основании которой ученые пришли к выводу о связи данной культуры с критской. Однако позднее выяснилось, что эта надпись не что иное, как искусная подделка.

У всех пиктограмм есть одна общая особенность: они знакомят нас лишь с одним определенным событием, по большей части бытового характера, иногда разбитым на отдельные моменты.

Задача пектограмм заключается в наиболее наглядной передаче целых комплексов значений; поэтому разные люди облекали свое высказывание в различную форму. Во многих случаях пиктограммы играют рол  надписей на могилах выдающихся людей.

Простейшие пиктограммы могут выполнять такие назначения: в первую очередь, это сообщения о любви, пиктографические любовные письма, которые мы находим у североамериканских индейцев; далее, охотничьи сообщения, известные почти у всех народов мира, даже доисторических. Третья категория - магические и заклинательные формулы, четвертая - донесения о боевых стычках, набегах, походах. И, наконец, последняя разновидность - это пиктограммы политического характера, например, петиции, договоры, переписи населения, а также различные заявления, предупреждения.

Особый тип пиктограмм служит для обозначения личной принадлежности того или иного предмета или животного, иногда - межевого камня. Из этнографии нам известно много таких знаков собственности у различных народов.
Наибольший интерес представляют знаки марийцев, саамов, арабов и бразильского племени кадувейо.

Подобные же знаки встречаются на предметах, найденных в некоторых пещерах на юге Европы. В этих знаках наблюдается уже известное стремление к стилизации, заметное также и в некоторых рисунках на скалах южной Европы и северной Африки. Здесь, например, встречаются стилизованные руки, бычьи головы и т.п. Все такие знаки, стилизованные или напоминающие по форме наши буквы, ассоцииируются большинством исследователей со знаками собственности. Однако есть фантазеры, которые усматривают в них неизвестное письмо какого-то давно вымершего народа.

Правы, однако, те ученые, которые видят в пиктограммах первую ступень в развитии письма.

Значительный прогресс по сравнению с неопределенными и неясными пиктограммами представляет следующая ступень развития - так называемая идеографическая, логически развивающаяся из пиктографической.
В дальнейшем изображения начинают все ближе и ближе подходить к самому содержанию текста, все более и более ему соответствовать. Какая-нибудь фигура начинает обозначать не целый стих или целую фразу, а какое-нибудь одно определенное понятие, одно слово, и от письма фразами мы видим переход к письму словами.

Вот рисунок, являющийся описанием военного похода североамериканских индейцев.

На рисунке изображены вождь (на лошади), пять лодок с 51 вертикальной черточкой, три солнца под небесным сводом (трехдневная продолжительность похода), орел, черепаха и два фантастические животные: ночная пантера и рогатая змея (боги, покровительствовашие в походе). Рисунок говорит, что однажды 51 индеец под предводительством вождя отправились в поход. Поход продолжался три дня и закончился очень успешно (черепаха), с одной стороны, благодаря их храбрости (орел) и, с другой - покровительству богов.

Предводитель изображен на лошади, но это не значит, что он был на ней во время похода. Поход совершался по воде, лошадь здесь является символом данного лица. Известно, что у индейцев имена часто давались по животным и птицам.

Интересный образец живописного письма представляет собой «прошение» индейцев, посланное в 1849 г. «Великому Деду», то есть президенту США.

Здесь представлен предмет просьбы - озера. В виде родовых символов - рыбы, человека, бобра, кенгуру - названы племена. Глаза всех соединены линиями: у всех один взгляд на спорный вопрос, просьбу они обращают в полном согласии и единодушии, что изображается соединенными сердцами. Глаз предводителя из рода журавля смотрит одновременно по двум линиям: одна из них направлена к «Великому Деду», другая к озерам, составляющим предмет просьбы. Индейцы просят разрешения переселиться с озера Верхнего на соседние озера.

Следующий рисунок изображает эпизод из путешествия научной геологической экспедиции. Экспедиция из шести ученых, восьми человек охраны и двумя индейцами-проводниками отправились в окрестности реки Миссисипи. Это было в 1820 году. Попав в лесистую и болотистую местность, экспедиция никак не могла выбраться на дорогу. Прежде чем отправиться дальше наугад, индейцы-проводники, в надежде получить помощь у своих земляков, которые могли забрести в эти места, решили оставить известие о случившемся. Для этого они на куске бересты изобразили свои приключения, прикрепили бересту к высокому колу, а кол поставили на открытом месте.

Смотря на рисунок, их соотечественник должен бы понять следующее: здесь прошла экспедиция (на это указывает летящая птица), она состояла из двух индейцев и 14 европейцев (европейцы в шляпах), во главе экспедиции стоял геолог (с молотком в руке), за ним секретарь (с книгой), а потом охрана в 8 человек с ружьями. Во время трех стоянок (три костра) они съели птицу и черепаху.

Интересен «путевой журнал» эскимоса с Аляски, вырезанный на палочке мамонтовой кости. 1) рассказчик одной рукой указывает на себя - «я», другой рукой - вдаль - «отправился»; 2) в лодке - поднятое весло; 3) «сплю» - рука у головы, «одну ночь» - один палец на поднятой руке; 4) «на острове с юртой посредине» (точка); 5) «отправляюсь дальше»; 6) «на необитаемый остров»; 7) «сплю там две ночи»; 8) «охочусь с гарпуном»; 9) «на тюленей»; 10) «стреляю из лука»; 11) «возвращаюсь в лодке с другим человеком» (два весла, направленные назад); 12) «прибываю в юрту становища».

Чтобы дать понятие, какого труда и каких ухищрений требует такое письмо как для лица пишущего, так и для читателя, приведем письмо девушки-юкагирки, жительницы тундры.

Оно изображено на куске бересты с помощью ножа и адресовано одному женатому русскому, которого юкагирка полюбила. Она, по обычаю, не имела права говорить мужчине ни слова о любви. Поэтому прибегла к письму.

Его содержание можно передать в следующих словах: «Русский, ты уходишь от меня далеко - в свой дом. Ты любишь другую женщину и потому не можешь любить меня. У вас появятся дети, и ты будешь счастлив, я же, оставшись здесь одинокой, буду любить только тебя, вечно буду думать и тосковать о тебе, даже, если и найдется мужчина, который меня полюбит».
Рамка обозначает дом юкагирки, зонтикообразная фигура - это сама автор письма, на что указывает и пунктир, изображающий женскую косу. Перекрещивающиеся в рамке линии означают печаль.

Рамка, помещенная левее первой, означает другой дом с его обитателями - мужем (симпатия юкагирки, женой (пунктир, означающий косу) и думя их детьми; дом этот находится далеко, на что указывает незаконченная, укороченная рамка. Взаимные симпатии мужа и жены выражены пересекающимися и соединяющими их линиями. Другие линии означают оставшуюся без ответа любовь, эту линию перерезает другая.

Комплекс остальных линий указывает на то, что, несмотря на все препятствия, юкагирка продолжает думать о русском и любить его. Пересекающаяся линия указывает на вечность этой связи. Фигура означает юкагира, который любит юкагирку и думает о ней (спираль означает думы).

Так вот пытался и пытается человек передавать свои мысли и чувства через расстояние с помощью рисунков и картин.