Очередной АД - Атомный диалог в отеле Амбассадор

Владимир Лагутов
19-20 апреля 2011 в СПб состоялся "Атомный Диалог" западных и своих атомных чиновников, инженеров и наших зеленых

В самом центре Питера на улице Римского-Корсакова скрытно стояла нужная гостиница. То ли Навуходоносор, то ли Амбассадор. С улицы совсем не видна, зато внутри вполне тянет на четыре звездочки. А наверху на 9 этаже ресторан, а еще выше вертолетная площадка как резервный путь для бегства соответствующих лиц.

   Зал был уже полон и нас ждали откровения атомщиков, рожденные паникой от второй крупной аварии мирного атома на Фукусиме. Речи их были уже не столь откровенно хамско-вызывающие, а вполне понимающих свое место людей на обочине прогресса. Эко как заговорили атомщики: сомнения, говорят, появились в собственной непогрешимости. Не только у критиков размещения АЭС в густонаселенных областях ЕТР, но и у них самих. Если, мол, что не так, то непременно остановим, вплоть до закрытия АЭС.
 
  Если мол что не так - прояснилось в выступлении главы Минатома Кириенко. Тот уже более корректно обставил сомнения - во первых,  надо провести три экспертизы независимые, первую международную (как мы понимаем из спецов МАГАТЭ, т.е. на корню проатомных), вторую государственную (это на изначально проатомную из своих работников госэкспертизы) ну, а третью просто ведомственную от минатома, а во вторых, - прежде чем закрывать
какую АЭС надо непременно построить новую. И ведь представил это как тройной контроль автоостанова. Далее пошел словесный вал типа маленького камерного цунами про высокую степень надежности наших АЭС. Ага, особенно, когда ею занимался в смысле повышения безопасности известный вор и жулик всех континентов Министр Минатома Адамов.

 Сразу проявился вопрос по Ростовской АЭС, закрытой на основании заключения многолетней независимой экспертизы ведущих ученых Дона, естественно отрицательной, двумя сессиями Ростовского областного Совета в 1990-1992 годах. Закрытой навеки, как голосовали депутаты, но позже в решение шустрой администрацией были добавлены два слова -
"На существующем этапе". А тут как раз в 1993 году военный кровавый переворот с расстрелом законно избранного парламента, вроде как разгоном Учредительного собрания сотню лет назад. Действующие лица все те же, да и погром России все тот же продолжается и по сей день. И с участием атомного лобби.

 Но вернемся из просторов истории к реальности, атомщики признали, что по Фукусиме варианат риска с минус пятой степенью вероятности вообще не рассматривался, а оно вот тебе и приехало. И тут же бодрое убеждение что ими заложены всякие нужные меры
краткосрочного, средне и долгосрочного характера. Быстро прикинули какие страны еще могут отказаться от услуг АЭС, а какие в силу еще наркотическо-энергетической зависимости уже не могут. И уверяли скорее сами себя, что выводы делать еще рано. Да и вообще катастрофа была не по вине работников АЭС.

 А нам то глубоко наплевать на вины их работников, всегда будет виноват стрелочник или швейцар. Вот и Александр Никитин потребовал сообщить, что там с бассейнами выдержки на Фукусиме. И плохо скрываемая радость наших атомных чиновников, что цунами у нас нету на Руси, как то не успокаивало инженеров, прекрасно осознающих, что такое волна попуска от прорыва плотины гидроузла. Вроде как на Кубани недавно еще прополоскало все и вся до самого моря от Усть-Джегутинского гидроузла, по сравнению с равнинными монстрами на Волге и Дону, совсем никакого по своим параметрам.

   Но обещания атомщиков послушать общество на сей раз и решить откровенно поражали и радовали, а вдруг и правда совесть заговорила... Сам собой выполз вопрос о плавучей АЭС. Особенно в части взаимодействия с цунами. Намерения атомщиков в случае чего утопить плавучку, как-то в реалии сменились вариантом выброса ее на берег в необорудованных подьездами местах. И ага! Опять кранты.

   Очень показательным было выступление самого энергичного и самого-самого в Минатоме Сергея Александровича Бояркина с особенностями наших АЭС. Он как самый самый убеждал всех в самой высокой степени безопасности новых АЭС, в меру сил помалкивая о старых. И ВВЭР и РБМК есть самозащищенные реакторы, у нас самые лучшие реакторы, у нас значительно большие по обьему двойные контайменты, который сами собой охладятся естественными токами воды до нужной кондиции в случае чего. Только у нас ловушка для всего расплава под реактором. Если у французов он расплывается во все стороны, то у нас все в кулечек. Как то сразу вспомнился и опыт аварии на Тече, где тоже все сливали в одну лужу, а как все и собралось в один кулечек, то и садануло так, что до сих пор откашляться не могут случаем
дожившие до наших времен. Особо понравилось его утверждение о наличии нескольких страниц запрещающих факторов размещения АЭС в густонаселенных районах страны.

   И вот тут мы его достали простым вопросом, а огласите хоть основные факторы размещения АЭС. Это шло под продолжение судьбы Ростовской АЭС посаженной под нарушение всех норм. Он стал громким голосом утверждать, что закрытие Ростовской АЭС было де политическим заказом. Что не было никаких денег на стройку и сам СССР упал. Потом стал всех уверять, что нарушения были по посадке, но они были не по РоАЭС, а по Атоммашу. А РоАЭС сидит на весьма хороших грунтах.

  Ему открыли глаза и добавили, что там плывуны проходили свайным полем, что сидит РоАЭС прямо на разломе с активностью нормативной в 5 баллов и привнесенной от давления Цимлянского водохранилища еще пары баллов, на которые никакого расчета не было в далекие 1970-е годы. На конкретные вопросы он не имел конкретных ответов так как не владел ими. Но, тем не менее гордился, что при АЭС в отличие от японских есть свои МЧС и пожарные команды, которые все сами и потушат в случае чего. И своих работников вывезут. Осталось только порадоваться за атомщиков, так как население Волгодонска и Цимлянска никто никуда эвакуировать не собирался и раньше и, тем более, теперь.

   Несколько сообщений по РАО и их переработке показали, что тут мы давно и надолго отстали от мира. Рассуждения атомщиков про финансы и экономику мирного атома напоминали рассуждения обывателей и теологов о Вечном Жиде, да так прямо и можно сформулировать - Теория содержания Вечного Жида. Никто из атомщиков не собирался оплачивать как содержание, переработку и захоронения РАО, так и содержать отключенные АЭС в течение тысяч лет после их плановой отработки в 30 лет. Они прямо так и заявили: мы немного не понимаем, а кто будет платить за это, за открытый или закрытый цикл атомной энергетики. Осознание того, что атомная энергетика это уже паразит навеки и до скончания цивилизации с трудом пробивалось в головы атомных чиновников. Точно так же, что никакого открытого
цикла ядерного топлива нет и не будет никогда по самим атомным понятиям. Зато порадовали открытой нам ценой захоронения во Франции одного кило РАО в 2-3 тысячи евро. Вообще Французские специалисты говорили удивительные вещи, что у них всего два закона о РАО и их хватает для размещения низкорадиоактивных отходов в глинах, а высокоактивных в шахтах в скалах. И что за это платят местным властям, а не центральному офису, да и вообще власть никогда не идет против мнения народа в вопросе всучивания услуг АЭС. Ему вторили финны и даже американец, который уточнил, что у них РАО хоронят в соляных шахтах.

    На круглом столе по радиологическим последствиям Чернобыля атомные медики сообщили, что якобы рак щитовидных желез посетил только 6 тысяч детей и что здоровье ликвидаторов аварии ныне даже лучше чем у остатнего населения РФ. Причем сослались на научные данные обследований. Пришлось уточнять, не ослышались ли в зале эксперты. Нет, не ослышались, был ответ, такова наша наука. Ваша наука и медицина еще не то скажет, например, что здоровье самих атомщиков много лучше чем добиваемого вокруг населения - это понятно, и денег больше, и заботы, и моложее качеством. А вот чем обьяснить парадокс такого утверждения, непонятно. Скорее всего, сами ликвидаторы уже поумирали в массе своей, а остались только мародеры, скупавшие льготные удостоверения и на них паразитирующие. Тогда отчего Вы льготы не отмените?

    Из этой же медицинской атомной проблемы было сообщение Бориса Константиновича Водолаги о результатах лечения рака методом нейтронной терапии в Уральском центре (Снежинск). И все он хорошо рассказал как лечил почти тысячу пациентов от рака, вот только не смог ответить, а нет ли вторичного рака от нового нейтронного излучения через
латентный период в 8-10 лет, так как он всего то работает менее восьми лет. А методика проста - в раковую опухоль вводят бор, а потом облучают, что приводит к излечению внутри опухоли и ее разрушению. Если бы еще пару лет наблюдений то можно бы ответить на основной вопрос. Но вот с опухолями мозга работать нельзя, так как разрушается само серое вещество.

   Еще один атомный докладчик нагло врал, что сосуществование ядерных реакторов с население по соседству не приводит ни к чему плохому и совершенно безопасно. Это он зря, так как несколько лет назад комиссия ООН досматривала Курчатовский институт и было ее представление нашему руководству о ядерной помойке посреди города Москвы и что дождевые воды с атомного могильника стекают под дома москвичей. И эту ядерную помойку сразу вскоре перенесли подальше от города. А говорил мне о том один из экспертов этой комиссии лично. И про их протест. Да, Минздрав коррупмирован не меньше ГАИ.

   Хорошо, что тут появился наш атомный сюрприз Кириенко Сергей Владиленович, который прилетел на нашу встречу с БРИКСа и из США для участия в круглом столе Атомного диалога. Говорил он, конечно, чудесно особо про "устойчивое энергоснабжение" и необходимости учета уроков Фукусимы тоже в трех ипостасях: прямо сейчас, в середочке и потом. Пришлось его речь даже записывать на диктофон, чтобы потом не ошибиться в интонациях.

  И первым умудрился задать вопрос про лиц принимающих решения, так как в зале кроме инженеров, чиновников и зеленых никто этого удовольствия не имеет. А как лично Кириенко, способен ли к принятию ответственных решений по открывшимся горизонтам после Фукусимы, ведь атомщики клялись что ВВЭРы в самом реакторе безаварийны, а тут всю планету запоганили выбросами в воздух и океан. А заодно спросил про опыт Франции, где власть вопреки мнению населения АЭС не сажает, не так как у нас с Ростовской АЭС, все нормы нарушившей при посадке.

  Но Кириенко, похоже был готов не только к каверзному вопросу, но и знал поименно всю свою оппозицию. И, обращаясь к Владимиру Викторовичу рассказал как они сами себя проверяют независимым образом три раза: экспертами- международами, государственным надзором, ну, и своим - ведомственным. И очень довольны совпадением их мнений. На что
последовала наша реплика, что теперь понятно, отчего Гостехнадзор разогнали в части экспертизы. Но признал, что с риском один на миллион дали они в штангу и Фукусима плюхнула - это как раз тот случай все всех расчетов.Но еще большее удивление вызвали его слова о преимуществе детерминированного подхода, а не голой статистики по потолку - прямо как будто наши записки читал перед встречей. Даже пособолезновал, что мрет то каждый индивидуум персонально и пора бы уж перейти на личности жертв. Но тут же поправился, что это носит рекомендательный характер для расчетчиков, а не норма какая. Так что все они понимают и осознают. Вот только корпоративная атмосфера душит.

  Порекомендовали ему и новый подход, а именно в связи с гибелью государственных механизмов наднациональный характер ответственности особенно в части сложных технических систем.  Рассказал и про новые дополнительные требования самих атомщиков к АЭС, что самолет упадет не поломает, что ловушка под реактором есть своя доморощенная - все в кучку. и т.п. Посетовал, что отказаться от услуг АЭС уже никак нельзя ни по экологическим, ни по экономическим причинам, а также на многочисленных пострадавших скорее не от радиации, а от психологических стрессов - радиофобии.

  Поймав его на признании, что ежели какая независимая экспертиза не даст добра на АЭС, то они ее непременно закроют, мы тут же вытащили доклад Зеленого Дона по Ростовской АЭС, случайно не отданный в их руки и публично через весь зал со словами: взялся - ходи, вручили лично ему. Речь его, конечно, была со всякими оговорками типа мы то закроем опасные АЭС, но надо их предварительно заместить новыми безопасными.

  И тут на него накинулись и стали потрошить остальные наши зеленые: Добрецова - а мы пока не будем новую АЭС строить у Вас, А.Никитин - о продлении сроков АЭС. Правда были и шкуродеры - один так прямо и потребовал введения нового закона про ЗАТО со всякими льготами жителям. Тут С.Кириенко был на высоте и прямо отказал в домогательствах, что не можем мы уже новые свободные экономические зоны организовывать, итак Кипры, мол, только
ворам и на пользу. Да, мы тут на Дону тоже попались на эту удочку - когда Волгодонцам, как жертвам в санитарной зоне атомщики пообещали за пуск первого блока РоАЭС вдвое тариф сбросить на энергию. Эти уроды даже проголосовали депутатской ратью города и разрешили пуск, на что получили дулю вместо льготных тарифов и вместе со всеми вместо 15% обещанного снижения поимели 15-кратное их увеличение в первые же годы. Плохо быть дураками.

  Пошутил он и над молодыми людьми с Челябинска, которые пожаловались ему на то, что их не пускают на НПО "Маяк". Так прямо и сказал, что они имеют право требовать экскурсии, а НПО "Маяк" имеет право их не пускать, так как там оружейные тайны всякие живут до сих пор. И даже он не может разрешить смотрины ядерного погоста.  В конце своей речи он еще и похвалился, что не получил жестких вопросов, хотя АЭС это сплошная презумпция
виновности. 

  Далее все пошло своим чередом по новой информации. А.М.Германский в части мониторинга радиоуглерода показал, что С-14 в зоне заражения АЭС повышен в три раза и что надо срочно выводить земли из сельскохозяйственного оборота. Привел данные по повышенной смертности. На вопрос а как с рождаемостью пояснил, что никак - покойники, мол, не родят.

  А.М.Виноградова опять наехала на атомщиков с новыми продувками с Балаковской АЭС в Волгу, за о что те губят единственный источник питьевого ресурса для миллионов людей и их травят. Да они сливали, сливают и сливать будут, так как таковы их допотопные технологии охлаждения энергоблоков. И единственное решение это закрытие АЭС как очагов смерти.

  Второй и последний день работы АДа- Атомного диалога отметился несколькими печальными открытиями. Один из докладчиков рассказал про всякие климатические сценарии и о коварных сине-зеленых водорослях, из которых можно делать моторное топливо и заменить нефть. Что им, сине-зеленым, надо тепло и им даже в Сахаре холодно. Интересно, получается, спросили его, а чего они тогда нам на Цимле житья не дают и лишили Волгодонск воды в прошлом году. Хотя далее признали, что из водорослей топливо все же лучше делать нежели чем из рапса, и что с хлореллой не получилось того что хотели из-за твердой оболочки и больших энергозатрат на обработку ее.

  Наш А.Гарапов из Казани прямо таки замордовал всех печальными итогами кормления мышей облученным картофелем, который у тех в третьем поколении уже вызывает мутагенез.

   Зато порадовал всех своими лингвистическими открытиями главный советник Минатома, бывший начальник комитета по экологии Госдумы РФ гражданин Грачев, который вывесил какую-то ахинею под названием "Состояние экологии России". Да, хватает еще мракобесия в Минатоме. Он заявил о создании новой пятой колонны в зеленом движении под названием Гринланд - зеленый свет вместо безвременно усопшей корпорации движения за конкретные дела. Видимо, за их полным отсутствием. Вот как пристроить инновационный подход для победы радиофобии, и мы не знаем до сих пор. Свой доклад он, как профессор и член-корреспондент РАН и всякие еще звания в обойме, так и озаглавил "инновационный подход к решению глобальных экологических проблем". И ведь потряс зал откровениями, что полезная вода продлит непременно каждую жизнь на 5-7 лет за счет инновационного подхода. Вот только с какой стороны подходить так и не сказал. Блудил-блудил словесами член Общественного совета Минатома и советник гендиректора "Росатома", а может и сам верил в то, что нес народу. "Я согласен с вывода по Фукусиме, но себя по АЭС не изменил" - честно сказал он сходя с трибуны. Ну, еще бы, тогда бы и грошей за советы не получал бы...

 Бурную полемику вызвала и информация о плавучих АЭС, так как оказалось что никакого опыта вывода из эксплуатации кроме, как АПЛ, нету - все атомные ледоколы пока стоят в отстое как паровозы на запасных путях. И правильно ткнули носом проектировщиков, что наплавная АЭС это ближе к атомным ледоколам нежели к АПЛ - подводным аппаратам. Назвали и первую цену наплавной АЭС - 585 миллионов долларов, причем 30% этой суммы заложено на ее демонтаж. Если, конечно, она не утонет и ее выбросит на берег. Может быть, а может и нет.

 Миловидная гостья с Франции Мари Киршнер заявила что изучает раковые заболевания во Франции в зоне АЭС и что он никак не может получить реестр раковых больных. Тут мы ее поддержали, заявив, что уже более 20 лет никак не можем построить карты смертности ни по одному региону или району АЭС, так как лишены всех достоверны данных: кладбищенсая статистика уничтожена, эпикризы смертей поддельные, все данные потерь населения не в абсолютных величинах, а в процентах. Прямой вопрос, а как у Вас с этими медтайнами, есть ли хоть какая-нибудь достаточно достоверная информация, не препарированная медиками атомного и здравохранительного ведомства, вызвал откровенный ответ, что они этого не знают. Но доверяют своим врачам. А вот как раз мы то и не имеем никаких оснований доверять этим медслужбам, у которых человеческое стадо на глазах погибает и даже перепись населения делается келейно без учета реальной картины его убыли. Обе высокие стороны - наша и Французская, признали, что нужны одни методики замеров и реальные оценки.

 И вот как то некстати в зале все время витала фраза одного из ведущих круглых столов: а является ли действительно независимой независимая экспертиза оплачиваемая напрямую Минатомом. Сразу вспомнился один директор радиологического института в Ростове, который за сдельную цену всегда давал нужную экспертизу. И ежели следующий заказчик потом платил больше, то он тут же давал прямо противоположные выводы под печать на бланочке.
Над залом опять таки возник мираж транспаранта, а Вы веруете во все что пишется на заборах, в Интернете и в официозах от власти? Ага, эта атомная демагогия служак атомного ведомства уже достала. Народ никак не хочет верить ничему что вещают через щедро оплаченные СМИ с АЭС про хорошую и безопасную жизнь. Особо в части наших самых передовых и безопасных реакторов...

 Так собственно и закончился атомный диалог новых песен Минатома о главном и старом, но уже никто им не верил из присутствующих, в первую очередь они сами... Организация же АДа была на самом высоком уровне и если бы не описанные печали, ничего бы кроме радости от СПб и его красот не оставила, тем кто, конечно, успел все бросить и побродить по граду.


Ключевые фразы АДа в СПб 2011 года разлива:

Кириенко - Давайте скорее строить новые АЭС, чтобы закрыть старые.
Конечное состояние АЭС - что это такое? Например, на Нововоронежской АЭС существует ОВОС ее вывода!
Спасибо Минатому за наш взаимный диалог и мы продолжим строить АЭС.
Если не пройдет тройная экспертиза - государственная, независимая и ведомственная, то закроем АЭС.
Если экспертиза проплачена за деньги Минатома, то насколько она независима?
Мруть люди от страха, это радиофобия какая-то.
Ликвидаторы значительно здоровее людей.
Достоверна информация о раковых больных в процентах или поштучно?
Детерминированный подход лучше статистики (Кириенко)
У нас самая безопасная безопасность - ею занимался лично министр Минатома Адамов.