Прости меня, отец. 2. Страхи детства

Вадим Бусырев
          Нешуточно  я  её  боялся .  Такую  огромную ,  сверкающую … ,  красоту  -  неописуемую .
С  потолка  стеклянного  расписного  она  свисала ,  над  всем  залом  великолепным -  властво –
вала .   Из  огромнейшего,  несметного  количества  стекляшечек  сверкающих  она  состояла .
Манила ,  завораживала ,  восхищала … .   И   ужасно   пугала .  Ну ,  вдруг  возьмёт  -  и  сорвётся .
А  тут  мы  с  тобой ,  Отец ,  внизу  стоим … .  Рты  разинув . ( Я ,  по  крайней  мере  -  точно ) .  Вот
этим  -  она  меня  вовсе  и  не  радовала .
           Люстра  эта  обалденная .  Можно  сказать :  « Люстрища … !»
           Так  я  её  и  запомнил  на  всю  свою  жизнь .  И  магазин  этот  великолепнейший .  Старин –
ный .   Под  сводом  которого ,  в  главном  зале ,  она  и  висела .  И  не  стеклянная вовсе,  а  - хру –
стальная !   Так  мне  ты ,  Отец ,  обьяснил .  И  магазин  тот ,  купца  Елисеева ,  стоял ,  опять же ,
на  « Холостой»  стороне  проспекта  Невского .  Очень  мне  туда  ходить  с  тобой  нравилось .  И
не  потому ,  что  могли  мы  тогда  купить  там  немного ,  совсем  немного … .  Конфет  или  пе –
ченья  какого … .  Не  в  том  дело .  И  не  с  матерью  я  любил  ходить  в  « Елисеевский» .  Хотя
с  ней  и  чаще  такое  выпадало .  Была  на  то  другая ,  очень  веская  причина .  Очень !
              Жутко  мне  « ндравилось»  обходить  весь  огромный  зал  по  самому  краю .  Вдоль  вы –
соченных ,  из  красного  дерева  полированного ,  прилавков – витрин .  Чтоб  « Люстрища»  всё
время  сбоку  оставалась .  И  на  меня  свалиться  бы  ей … ,  ну ,  никак  бы  не  выгорело !  При –
лавки  были  закрыты  потрясающими  выгнутыми  стёклами .   За  ними  удивительные  какие – то
лакомства  « томились»  в  неволе .  Уж ,   какие  -  и  не упомню  я .  Да  и ,  Бог  с  ними .  А  вот  по-
мню  я  твёрдо ,  что  ртом  и  носом  до  стёкол  этих  я  не  доставал ,  нет .  Доставал  я  запросто 
до  прекрасного ( во  всю  длину  прилавков)  поручня .  Из  сверкающих  жёлтых  металлических
трубок  ( много  позже  узнал ,  что  из  латуни ;  не  из  золота …) .   Передвигался  я  вдоль  них 
бочком  и  ,  чего  греха  таить … ,  лизал .  И  не  один  ведь  я  себе  такое  удовольствие  мог  поз –
волить .  Бывало ,  что  и  навстречу  попадался  кто – нибудь .   Такой  же  « хитрый» … ,  ценитель
прекрасного … ,  интерьера  « елисеевского» .  Из  моих  послевоенных сверстников .  Чья  мамаша
« не  уследила» .    И  меня  моя  Маманька ,  ну  никак ,  к  рукоятке  прилавка  купеческого  не 
допускала .  За  руку  хватала ,  тащила  волоком  поперёк  зала ,  под самой люстрой угрожающей ,
                -----  15  -----
к   другому  прилавку  сверкающему .
             Ты  же ,  Отец ,  не  очень  рьяно ,  отрывал  меня  от  трубки  латунной  прекрасной .
Думаю  часто  я , ныне  уже :  « Может  тебе ,  ой ,  как  хотелось  тоже , …  со  мной  вместе … .  А
может  быть  ты ,  в  своём  совсем  далёком  детстве ,  тоже …  любил  со  своим  Отцом ,  с  моим
Дедом ,  захаживать  сюда … ,  и  любил  « прогуляться»  медленно ,  бочком ,  по  краю Зала ,  ма –
газина  купчины  Елисеева ,   кося  глазом … ,  на  огромное ,  хрустальное , …  пугающее  своим 
Величием  -  Чудо !  Сотворённое  руками  Мастеров  Русских …» .
               Мы  с  тобой ,  Отец ,   помним  её ,  « Люстрищу» .   Очень  хорошо  помним .  Дети  мои ,
Твои внуки ,  уже  -  нет .  И  в памяти  электронной,  ПК всяких,  её  тоже  нету .  И  не  будет  уже … 
Никогда .
                Спёрли  её ,  Отец .  В  первые  же  годы … .  Горбатый ,  стало  быть ,  дал  им  всем  -  знак ,
дал  « отмашку» .  И  только  лишь  « воцарился»  в  Городе  нашем  Толян-юрист (  тёзка  и 
« подельник»  рыжего  Толяна  )  -  так  и  попёрли  люстру .    В  один  миг  приватизировали .
Почитай ,  в  одну  ночь .  Не  восхищаюсь ,  однако ,   я  этим  « высшим  воровским  пило –
тажем» .  Тем  более  и  не  « блатных»  это  был  почерк .   Пробовало  свои  силы « племя»
ещё  « младое , незнакомое»… .
                Помнишь ,  Отец ,  ты  мне  принёс  « Двенадцать стульев» ?  Там  Остапчик  заявился  в 
Богадельню  к  « голубому  воришке»  стул  требовать .  « Где? Какой стул? Отродясь не видали...» .
Так  и  у  нас  тогда  было  в  Городе .  Печать ,  общественность ,  телевидение ( блин !)  хором :
« Где? Когда? Какая, панимаишь, люстра?»… .   Тут ,  « юрист» ,  давай  город   взад   переимено –
вывать … .  Опять  же « Рояль»,  « Амаретто» ,  пиво всякое  подогнали … .  « Глазы»  у народа раз –
бежались ,  « глазы»  народ  « залил» … . 
                И  прошло  у  « них»  это  дельце ,  как  по  маслу .  И  тем  был  дан  сигнал  всем :
                « Воруйте !»
                И  -  понеслось !
                И  несётся ,  и  несётся .  По  сю  пору  -  без  остановки .
                ----------------