Возвращение

Жанна Травинская
     В 1982 году я возвратилась в Орёл, так как сын поступил в Орловское художественное училище, а я не мыслила своей жизни без него. По-новому я увидела этот красивый старинный город, и появилась серия блюд и пластов "Орловщина. Деревья", "Спасское-Лутовиново", "Город Орёл". По замыслу художника-дизайнера Владимира Блинова мои пласты-рельефы из шамота с яркой росписью поливами (серия 2Мой город", "Мост через Орлик" "Площадь Карла Маркса", "Над Окой", вазы "Мир да любовь", "Нежность") теперь украшают ЗАГС, а две большие напольные вазы с рельефом и росписью по тулову, рассказывающие об Орле, украшают интерьер дома отдыха в Севастополе.
     На выставке представлено блюдо из серии "Орловщина. Деревья" со сколотым краем, символизирующим мою жизнь. Оно выполнено из шамота, роспись ангобом, очень всё условно: сфера земли, стволы - знаки деревьев. Трагически напряжённый колорит, он усиливается на фоне вышитых полотенец, конец одного из них, с красными розами, подколот, подчёркивая абрис блюда.
     На лестничной площадке установлена композиция, приобретённая орловской телерадиокомпанией, состоящая из вазы и блюда, под названием "Бежин луг. Сумерки". Выполнена композиция в 1990 году, в творческой группе в Москве. Пейзаж Бежина луга. Поэтическая песня, воспетая великим земляком. Тишина и безмятежность. Состояние вечера переходит с плоскости блюда на форму вазы. Силуэтом большое дерево, за ним поле и темнеющее небо, на котором появляется луна, а внутри вазы уже глубокие сумерки.
     Маленькие плашки в рамах, я их называю "Впечатление одного дня", передают сиюминутное состояние автора. Они малы по размеру и уменьшаются в моей печи, поэтому я каждый день передаю им свои мысли и чувства. "Грустный вечер", "Радость", "День рождения", "Ностальгия" - это на выставке. Такие работы с куском моей души я продаю в магазине "Сувенир". Но как только из моей мастерской они попадают в мир магазина, они испытывают страх и робость от соседства нахальных, ярко зазывающих работ, становятся тихими, скромно-ушедшими в себя. И только тонкая душа может их почувствовать.
     Среди керамики и коллекция полотенец, как бы фоном, представлена моя "кухня": зарисовки, наброски из московского зоопарка, графические листы, передающие состояние природы.
    На этой выставке лишь малая часть того, что создано за 30 творческих лет, работы большой серии "Орловщина" и серии "Алтай". Много перемято глины. Только её я доверяла и свою боль, и свою радость. Каждая работа - мой любимый ребёнок. И как дети, вырастая, покидают родное гнездо, так и работы мои разлетелись по свету. Это и музей, и частные собрания в России, СНГ и более 10 стран дальнего зарубежья приютили моих детей. Но только в мире хаоса мне трудно окунуться в мою сказку, всё труднее и труднее работать и жить, жить и работать.
                Ж. Травинская