Тайные страницы операции Рельсовая война -r

Абрамов Миша
00:35 3 сентября 1943 года. Белоруссия. р-н сортировочной станции Раздольное.

-Ханс! Как у тебя там ?
 -Нормально у меня, не беспокойтесь. Скоро смена и.. Идет! Идет старая собака! Все-таки дошел. Ураа!

Восторженные крики Ханса заглушил пронзительный свист паровоза и мимо, попыхивая еле видными в темноте облачками пара, поблескивая натруженными рычагами и неторопливо перестукивая на стыках рельс, прополз первый локомотив из паровозной сцепки спецсостава.

Того спецсостава, что с огромным трудом сумел прорваться через сотни километров смертельных дорог. Дорог взрываемых партизанами каждую ночь . Дорог натянутых как нить между жизнью и смертью.


Партизаны всего месяц как начали свою “рельсовую войну”, но ощущение солдат находившихся в охранении этих железных вен войны больше походило на состояние смертельно больного человека забывшего когда он жил без боли. Ожидание ежесекундной атаки, взрыва, выстрела, тревоги впиталось в тела солдат и в их души. И вот одна светлая весть. Сдвоенный паровоз наконец то притащил с Запада почти 60 вагонов так необходимого и тут и на фронте снаряжения. То, что состав умудрился пройти эти сотни заминированных километров уже само по себе было чудом. Охранные подразделения сутками на пролет патрулировали отведенные им участки ЖД полотна, мосты, ветки, стрелки. Собаки в кровь сбивали лапы, теряли нюх выискивая по запаху взрывчатку заложенную под рельсы и все равно не проходило и дня как очередная рельса становилась дыбом и под откос летели десятки вагонов.



Бенспрецедентные меры безопасности все-таки давали плоды. Подвижной состав перестал подрываться. Да, это давалось немалой ценой. Перед каждым эшелоном за полчаса, десять и пять минут двигалась груженная несколькими тоннами моториса, готовая принять на себя летящие в небо струи огня. Охранные батальоны не смыкали глаз, а карательные отряды ежесуточно выжигали ближайшие к местам диверсий деревеньки.

И вот самый главный эшелон месяца дошел до узловой станции. Дальше все будет проще. Дальше партизан нет. Как и нет населения, оврагов и лесов. Дальше пустыня и минные поля. На узловой станции скопилось колоссальное количество техники, топлива и боеприпасов в ожидании отмашки от служб ответственных за безопасный проход от узловой на Восток. И спец состав крайний кого ожидали для похода на Восток.

Уже завтра можно будет вздохнуть свободно, не озираясь на небо, лес и не думая о этом проклятии – партизанах.

Спецсостав, ворочая свое змеинное тело, медленно вползал на станцию, звякая на стрелках и громыхая сочленениями. Последний вагон, качнувшись на изгибе железки, жалобно скрипнул и скрылся в темноте.

Старший патруля Ульрих Гейнц, с чувством выполненного долга, закинул винтовку на плече и повернулся в сторону далекого дома. Через несколько секунд его внимание было привлечено каким то журчащим звуком похожим на звук мотоциклетного двигателя.

Дрезина? – и Ульрих шагнул к путям, одновременно сдергивая винтовку и досылая патрон в патронник. Встав на путях, он поднял левую руку с зажатым в ней фонариком и пару раз включил его. Звук двигателя стал отчетливее. Еще через секунду напарник Генца, Макс Фаббер увидел как из темноты на Ульриха налетело нечто черное , огромное и сбив его с ног унеслось в сторону станции позвякивая на стыках железом.

Он подбежал к стонавшему Ульриху и перевернул его на спину.

“Оно летело высоко над землей, а ударило по ногам” – прохрипел старший патруля и уронил голову на шпалы. И тут его лицо осветилось. Оно становилось все светлее с каждой секундой и напарник понял, что рассвет наступил сегодня раньше обычного . А когда он повернул голову к станции он понял, что это последний рассвет в его жизни. Станция на его глазах превращалась в клокочущее жерло вулкана которое выплевывало тысячи тонн лавы в небо.

И это небо начало падать на них.


Белорусские партизанские соединения использовали в операции “рельсовая война” изделия подземных партизанских авиазаводов. Легкий одномоторный верхнеплан начиненный 150 килограммами ТНТ, с легкостью настигал вражеские эшелоны и уничтожал врага. Сборка производилась партизанами на рельсах, сразу после прохождения немецкого эшелона. Наш ответ тщательным мерам безопасности перед прохождением эшелонов. Старт и полет верхнеплана осуществлялся в автоматическом режиме. Автомат-камикадзе настигал врага на скорости 150 км в час, используя еще теплые после прохождения вражеского эшелона рельсы.


Пртотоип беспилотного партизанского “миноносца” — Сверхлегкий штурмовик ЛТ/САМ-23 (проект). СССР. 1942

Полной информации — нет. Есть восстановленный чертеж. Но, по нему можно сделать некоторые выводы. Идея концепции: дешевый, деревянный, технологический в производстве самолет. Крайне простой в управлении. Вооружение: 2 х 20 мм пушки ШВАК и 2 х 7,62 ШКАС, 4 х 82 мм РС. И невероятно оригинальная система обеспечения полетов на сверхмалой высоте в виде опускаемой стойки с колесом. Идея оригинальная, но….спорная.

Предполагаемая тактика применения: большое количество маленьких штурмовиков на сверхмалой высоте постоянно оказывают давление на противника. Аэродром — любая поляна. Время обучение пилотов-минимальне. Производство-1000 шт. в неделю. Потери — в расчет не берутся.

ЛТ перебрасываются через линию фронта в партизанские отряды. И партизанская война приобретает новое развитие, в виде воздушно-партизанскох операций. Оккупанты неприятно поражены огнем 20 мм пушек и РС.

ЛТ выбрасываются с отрядами десантников в тыл противника. И с места десантирования оказывают локальную воздушную подержку десанту в местах высадки.

Беспилотный вариант, эдакая железнодорожная торпеда, планировался к применению на прямых участках дорог в варианте “вдогон”, что при 150 килограммовом весе взрывчатки должно было давать вполне приемлемый результат.

Операция «Рельсовая война» — кодовое наименование операции советских партизан проводившейся с 3 августа по 15 сентября 1943 года на оккупированной территории РСФСР, БССР и части УССР.

За первую ночь операции было взорвано 42 тысячи рельсов. Действия, в которых участвовало около 100 тысяч партизан, развернулись в тыловых районах групп армий «Центр» и «Север» (протяжённость по фронту около 1000 километров, в глубину 750 километров). Одновременно вели активные боевые действия украинские партизаны в тылу группы армий «Юг». Немецко-фашистское командование в течение некоторого времени не могло организовать противодействия партизанам.

В ходе операции было подорвано около 215 тысяч рельсов, значительное количество эшелонов (только белорусскими партизанами — 836 эшелонов и 3 бронепоезда), взорваны мосты и станционные сооружения. Особо значительные разрушения произведены на участках Полоцк—Молодечно, Минск—Бобруйск, Лунинец—Калинковичи и Могилёв—Жлобин. К осени оперативные перевозки противника сократились на 40 процентов. На некоторых железных дорогах движение было задержано на 3—15 суток, а магистрали Могилёв — Кричев, Полоцк — Двинск, Могилёв — Жлобин не работали весь август. Для восстановления разрушенных железнодорожных путей противник был вынужден превратить двухпутные участки в однопутные, сварить подорванные рельсы, разобрать отдельные участки, доставить из Польши и Германии недостающие рельсы, что ещё больше увеличило напряжённость перевозок. Немецкое командование было вынуждено использовать для подвоза рельсов 5000 платформ и сотни локомотивов, привлечь к охране железных дорог дополнительные силы. Операция значительно затруднила перегруппировки и снабжение отступающих войск противника.