Кто в доме хозяин?!

Алексей Канищев
Как бы я определил человека?
Как воспринимающее и реагирующее существо, даже механизм, если хотите. Это главное наше качество и основная наша ценность. Наш спасательный круг. Не будь его мы, возможно, были бы неотличимы от праха. Благодаря этим качествам мы находимся в орбите мира и пристегнуты к каким-то его процессам. В этом качестве нас воспринимают и как-то считаются с нами.
Мы, человеки, употребляя ныне понятные термины, компьютерное «железо», к которому то и дело подключают какие-то диски с софтом или USB кабели.
А вот еще образ – мы конверт, в который кладут разнообразные документы, письма, а порой и анонимки и шлют куда попало.
Непривычная и обидная роль для человека, чье имя еще в прошлом веке звучало гордо. Да, обидно. Но, прежде чем обижаться, выслушайте. Почему я так думаю?
А вот почему:
… Пришла мысль в голову…
… овладела навязчивая идея …
… снизошло вдохновение …
… посетила Муза …
… Решение пришло ниоткуда …
… одержимый идеей …
... решение выскочило внезапно …
… как стукнуло в голову…
…мучила неясная мысль, которую никак не удавалось схватить, и наконец…
Что это? Поэтические формы, иносказание? Нет. Это буквальное описание технологии мышления. Существовали ли мысли до того как попали нам в голову или еще куда там? Они объективны? Автономны, самодостаточны? Весьма вероятно, что они существуют сами по себе, иногда соприкасаясь с нами. Нет, не так! Мы, люди,  всего лишь доска, на которой разыгрывается шахматная партия. Мы поле боя, на котором силы устраивают свои разборки и лишь в этом качестве мы им интересны и лишь с этим  нашим качеством они считаются.
Человек пытается выдать себя за разумное, логичное и последовательное существо. В реальной же жизни убеждения и жизненная позиция постоянно совершают скачки из одного смыслового сегмента в другой.
Вот пример: если задавить нас чрезмерными жизненными правилами, обрядами и ритуалами, мы начнем взбрыкивать и рядиться в анархисты и нигилисты, а попав в сообщество действительно свободных личностей и побродив недельку по колено в дерьме, опять согласны с правилами и ограничениями.
Или вот еще: городской житель, устав, истомившись от суеты и бешеного ритма мегаполиса, просится за город, на лужок, но стоит его там оставить на полгода, взвоет волком и будет насмерть царапаться за пожизненное право уворачиваться от колес и бамперов столичных автомашин.
Но самые быстрые изменения нашего сознания и жизненной позиции происходит на транспорте в час пик. Стоя на переполненной остановке и как всегда опаздывая, мы возмущаемся тем, что люди в маршрутке не хотят потесниться и дать нам законное место. Это возмущение справедливо и искренне, но стоит нам утвердиться в маршрутке, как буквально на следующей остановке на предложение водителя вновь потесниться, мы чувствуем в груди поднимающуюся волну протеста такого же справедливого и искреннего.
Ну, хорошо, мы не разумны и не последовательны. Но почему воспринимающи?
Вспомните, как легко нами овладевают сладкие мысли о быстрых и легких способах разбогатеть, а навязчивые мелодии, от которых с трудом избавляешься? А случалось ли вам стоя на краю обрыва регистрировать пришедшую в голову сумасшедшую мысль:  «А  ну как взять и прыгнуть?!?»  И как быстро при этом мы отходим от края и пытаемся сделать вид, что нас с этой мыслью ничего связывать не может. И глупости говорят психологи о врожденном тайном стремлении человека к самоубийству. Просто это не наши мысли, а мысли того кто взял напрокат наш воспринимающий аппарат. Хотя, надо признать, на кого-то идея производит неизгладимое впечатление и они доверчиво следуют ей. Что это? Последовательное претворение наших жизненных планов?
А не вовремя и не к месту приходящие эротические фантазии, заставляющие нас краснеть и стыдиться. Чего? Кого? Неужели мы авторы этих мыслей? Все это весьма и весьма сомнительно!
Про аспекты веры вообще говорить трудно: ни с того, ни с сего, без всякой логической последовательности, человек вдруг принимает спорные для остальных аксиомы,  становится их ярым защитником, зачастую жертвуя своим здоровьем и даже жизнью.  Вспомните, какие реки крови пролились в теологических спорах. Что это? Наши осознанные действия? Или скорее действия третьих лиц, а хоть и с целью развлечения?
Поговаривают о некоем тайном мировом правительстве. Что ж, может быть. А вы замечали, что все люди рождаются и умирают? И никто еще не родился по своей собственной воле и во исполнение своих собственных планов. То же и со смертью – как бы нам ни хотелось жить, она в свой срок все равно приходит. Кто управляет этими процессами, кто их организует, для чего? Внятного ответа нет, но сама постановка вопроса позволяет предположить существование более обширного, высокоорганизованного и могущественного мира, который, чего уж там, просто использует нас в своих целях. ( Просто как вариант: повесть Пелевина «Затворник и Шестипалый»)
Плохо это или хорошо, но мы значимся в их планах и им нужны. Для чего же?
Из-за своей способности к восприятию и управлению.
Представьте, в детском садике появился бесхозный велосипед, его будут использовать до тех пор, покуда он будет способен перемещать седоков. Утратив же эту способность, он окажется где-нибудь под забором, в чулане или на мусорной куче. Для велосипеда возможность жить неразрывно связана с обязательством служить средством передвижения.
Этот бОльший, более могущественный мир, скорее всего, построен по тем же принципам что и наш – взаимоисключение, противостояние, полярность, судя по противоречивому потоку мыслей нами овладевающими.
Воспринимать и быть управляемыми наше предназначение с точки зрения бОльшего мира, согласны мы с этим или нет. Этим же определяется и наша ценность. Это наше неоспоримое обязательство по жизни и наш же страховой полис!
Неужели все так неизбежно и однозначно?
К счастью, нет! К счастью у нас есть крохотная, но все же возможность частично перехватить тотальный контроль над нашим вниманием. Эта нелогичность, этот парадокс есть результат противоречивости и противостояния, качества присущего обоим мирам и этим необходимо воспользоваться.
Многие века люди пытаются подобраться к этой свободе и культивировать ее. Это основа всех эзотерических практик и называется она:
Контроль собственного сознания
Какова же их методическая основа?
Выбирается максимально защищенное от информационных источников время и место. Как правило, это время от до рассвета и до восхода солнца. Но если кто-то захочет это оспорить, я возражать не буду. Выбирается объект концентрации. Один, как правило, и на нем сосредотачивается внимание. Сразу скажу это очень и очень непросто, а в суетливое время дня и вовсе трудно. В голову постоянно лезут «левые» мысли и тем самым пытаются перехватить ваш контроль над сознанием. Вы же снова и снова отвоевываете его хоть и на малое время. Вот это и есть наша редкая удача, наш шанс быть не просто половичком перед дверью, но чем-то большим!
Все вокруг, весь мир, как сговорившись, постоянно отвлекает нас, вовлекая в какие-то свои схемы, но ваша настойчивость и возможность оказать сопротивление чего-то стоят!
Что же это за объекты, на котором концентрируют свое внимание практикующие? Да все, что угодно!
Йоги, например, концентрируют свое внимание на особенностях дыхания и достигли в этом совершенства. Типов дыхания, оказывается, существует огромное количество, а само дыхание, как известно, является первейшей и безотлагательной потребностью человека. Кто с этим не согласен, пусть попробует задержать дыхание минуты на две, например.
Есть непрерывное дыхание, когда вдох неразрывно следует за выдохом, а выдох за вдохом. Без пауз и рывков, в спокойном и равномерном течении. Дело это имеет много тонкостей, кому любопытно, пусть сам попробует.
Или вот, например, ритм дыхания. Есть естественный ритм дыхания, при котором мы самого дыхания собственно и не замечаем. А попробуйте сознательно понизить частоту дыхания – сразу же возникнет куча сложностей и, в первую очередь, психологических. Ваше сознание будет происходящее трактовать как насилие или удушье. И вот балансируя на этой грани как можно дольше, вы получите возможность высоких степеней концентрации сознания.
Учащая ритм дыхания, вы получите холотропное дыхание, основу техники ребефинга. Вскользь замечу, кому это интересно, что этот тип дыхания был специально разработан как альтернатива запрещенных к тому времени ЛСД-сессий.
 Или вот такой тип дыхания почерпнутый из «Ас-сатариннннных» восточных манускриптов: «Дыхание должно быть таким, чтобы положенная на ноздри пушинка не шевелилась». Каково? Может, попробуете? А вот более демократичный вариант: при выполнении упражнений дышать нужно так, чтобы не слышать звука собственного дыхания. Звучит просто, но очень непросто в исполнении и требует (!!!) повышенного внимания.
«Полное дыхание» - такой тип дыхания, в котором грудное дыхание сочетается с брюшным, диафрагмальным, при этом, естественно, происходит активация и вентиляция всех отделов легких. Для тех, кто не знает, в обычном состоянии мы используем не более 14-16% объема легких. То же, что не используется, быстро приходит в негодность…
Парадоксальная гимнастика Стрельниковой. Суть ее в том, что вдох производится не на развороте груди, а при сворачивании, то есть при перекрещивании рук. В этом свернутом состоянии груди производится короткий и резкий вдох, а при разведении рук естественный выдох.
Гигиенисты всячески указывают нам на оздоравливающие последствия этих техник. Не будем спорить, возможно, и даже наверняка. Но, несомненно, одно, любой тип необычного дыхания требует вашего контроля и внимания! Вот то, ради чего затеян весь этот сыр-бор с практиками.
Большими возможностями в развитии концентрации внимания обладают практики с использованием страха. Да, да, того самого – давно известного и тщательно избегаемого! Страх это необыкновенная стимулирующая сила, если с ней обращаться уважительно и со вниманием, она одаривает вас, в противном случае разрушает.
Методики этих практик те же, что и в случае с дыханием. Выбирается малоинформационная среда – время и место с минимумом отвлекающих факторов, но в данном случае еще и такая, при которой вы становитесь доступны страху. То есть когда страх прижимает вас к стене и вам некуда отступать, и вы вынуждены действовать по его правилам. Когда все серьезно и опасно, когда малейшая ошибка может стоить вам жизни, концентрация внимания достигает невиданного качества.
Пожалуйста, пример из жизни: в молодости я участвовал в горном походе 2-й категории сложности по Восточному Кавказу. Для непосвященных, 2-я категория – несложный поход, он следует за 1-й, начальной. Группа у нас сложилась трудноуправляемая – 14 человек, не менее половины, из которых девочки. Те, кто понимает в туризме, отнесут все это к осложняющим факторам. Из-за неточности описания маршрута и ошибки руководителя, мы попали не на тот перевал, который у нас был заявлен по сложности, а на более трудный. Сложность перевала стала очевидной на спуске, когда изменить что-либо уже не представлялось возможным. Так часто бывает, с седловины не всегда виден весь путь спуска. Достаточно сказать, что 800-метровый спуск с перевала занял у нас время с 12-00 дня до 18-00 следующего дня, то есть более суток! Ночевали мы сидя на скальной полке, свесив ноги в 600-метровую пропасть, пристегнувшись, как это выяснилось поутру, лишь друг к другу. Скалы в тех местах сильно разрушенные, сланцевые. Это такая штука, когда крепкий на вид камень при нагрузке рассыпается на слои и ничему в тех горах доверять нельзя. А тут такой перевал, к которому наша группа явно была не готова. С 12-00  до 22-00 мы спустились всего на 200 метров. Местами, конечно, было страшно. От усталости и напряжения хотелось закрыть глаза и сказать: остановите трамвай – я сойду. Но деваться, слава богу, было некуда. Приходилось принимать действительность в этом ее проявлении. Особенно страшно мне стало тогда, когда огромный камень подо мной вдруг зашевелился и пополз на спускающихся ниже товарищей. Сейчас я понимаю, что это было грубое нарушение техники безопасности, но мы были молоды и неопытны. Я буквально похолодел от страха, меня прошиб пот. Каким-то чудом заклинил его своей ногой, а я сидел на нем верхом. От этого, а может и сам по себе, но камень остановился. Мне пришлось напрягаясь ждать несколько томительных минут, покуда предполагаемый путь его падения очистится. И что же вы думаете? Он, подлец, после этого даже не шелохнулся! Я с трудом подавил в себе желание спихнуть его вниз. За эти сутки я настолько освоился с подлым норовом сланцевых скал, что буквально порхал по ним, успевая до разрушения камня перенести вес на другой, третий и так далее, а за спиной моей они уже осыпались. Это чувство легкости и точного совпадения с ситуацией удалось достичь благодаря страху и вызванной им предельной и длительной концентрации внимания.
Попутно хочется указать на неочевидный, но важный нюанс. Глупо и опасно сознательно стремиться к таким трудностям. Мысль о том, что ты сам все это навлек на свою голову, там, в горах, была бы непереносима. Сложности необходимо наращивать постепенно и быть к ним готовым. Собственно, в советские времена туризм так и был организован.
Страх древняя и очень могучая сила, победить которую невозможно, можно лишь вынужденно ей сопротивляться. Панибратское отношение к страху глупо и смертельно опасно.
Лучше всего взаимодействовать со страхом один на один. Хотя никто в здравом уме и при твердой памяти на это не решится. В истории есть, однако, исключения. Послушайте приключения Алена Бомбара. Вот что говорит о нем Википедия:

Ален Бомбар (фр. Alain Bombard; 27 октября 1924, Париж — 19 июля 2005, Тулон) — французский врач, биолог, путешественник и политик. В 1952 году - в качестве научного опыта и акции по пропаганде разработанных им методов выживания для потерпевших кораблекрушение в открытом море - пересёк на одноместной резиновой лодке из стандартного аварийно-спасательного комплекта Атлантический океан от Канарских островов до Барбадоса (4400 километров) за 65 дней (с 19 октября по 22 декабря). В пути питался пойманной рыбой и планктоном. Опыт завершился успешно.
"Жертвы легендарных кораблекрушений, погибшие преждевременно, я знаю: вас убило не море, вас убил не голод, вас убила не жажда! Раскачиваясь на волнах под жалобные крики чаек, вы умерли от страха", - так заявил в начале 1950-х годов молодой французский врач. В 1952 году Ален Бомбар за 65 суток на небольшой надувной резиновой лодке пересек Атлантику без запасов воды и пищи. И доказал всему миру, что можно выжить в самых тяжелых условиях и что человек многое может, если очень захочет и не потеряет силы воли. В свое плавание Бомбар принципиально не взял ни удочек, ни сетей, сделав их из подручных средств, как и положено жертве кораблекрушения. Во время плавания он ловил птиц и рыб, поедая их сырыми, ел планктон и водоросли. Неделю пил морскую воду, а остальное время - выжатый из рыбы сок. Он доказал, что любой потерпевший кораблекрушение может выжить, находясь посреди океана без пищи и пресной воды. Описав этот беспримерный эксперимент над самим собой в книге "За бортом по своей воле", Ален Бомбар в конечном итоге спас десятки тысяч жизней тех людей, которые оказались наедине с враждебной стихией - и не испугались.

В пути ему пришлось испытать немало страха. А быть одному перед лицом океана очень непросто. Из его книги «За бортом по своей воле» я помню описание 9-ти часового шторма, во время которого резиновую лодку опрокинуло  и ему пришлось цепляться за ее скользкое днище, болтаясь совершенно беспомощным на чудовищных волнах. Но даже не это поразило меня. Перед путешествием, в каковое он планировал отправиться вдвоем с Джеком Палмером, яхтсменом, оказалось, что Джек не может составить ему компанию и Ален (внимание!!!) решил отправиться через Атлантику в одиночку! Это очень непростое решение, которому трудно, а может и невозможно найти историческую аналогию. Помните, у Джека Лондона, описание тяжелой жизни старателей на Аляске? Но у Алена Бомбара никаких шкурных интересов не было. Его цель – дать надежду людям, жертвам кораблекрушений!
Литература по теме: Виктор Гюго «Труженики моря»
Вообще, то, что человек делает в одиночестве, один на один с реальностью, есть самая качественная работа и самые заметные результаты. Но спустимся с заоблачных высот на приватизированную землю.
 В 39 лет и мне удалось испытать нечто подобное. Возжелал я в конце февраля с лыжами в одиночку побродить по горам Крыма. Начал я с Бабуган-яйлы, а закончил ялтинской яйлой. Яйла – по тюркски плато, летнее пастбище, а не то что вы могли бы подумать…  Заняло это у меня четыре дня, два из которых я прокатался на Бабугане, при отличной видимости и ярком крымском солнце, а два брел на ощупь в сплошном тумане. Две ночи провел в палатке и две в снежной пещере, которую мои друзья лыжники накануне научили меня отрывать. По ночам большую часть времени я дрожал частично из-за повышенной влажности и зимы (все-таки!), а частично от страха. Страх этот не имел никакой рациональной основы. Удивительно, сам уже не мальчик, снизу проходит трасса южного берега Крыма, откуда доносятся транспортные звуки, свидетельствующие о непрерывном течении реальности, а в голове водят хороводы какие-то страшилки, монстры. Так и кажется, вот сейчас откинется полог палатки и внутрь просунется морда какого-нибудь вурдалака, да хоть и волка! В этом странном состоянии проходили ночи. Кажется, что я почти не спал.
Смешно в сравнении с  Аленом Бомбаром  называть это достижением, да я и не претендую. И хотя в глубине души горжусь им, но повторять его, однако, что-то не тороплюсь. Видимо, я все-таки при твердой памяти!
Но вернемся к нашей теме! Все эти разнообразные ухищрения преследуют главную цель – контроль вашего мыслительного процесса.
Еще один пример из истории – столбисты. Были на Руси и не только, люди – отшельники, которые к контролю сознания шли посредством практики – стояния на столбе. Ну, стоят и стоят – что тут особенного? Представьте себе, что вы стоите на верхушке столба диаметром 30-50 см на высоте 8-ми и более метров. Внизу земля, не перина, т.е. падение абсолютно должно быть исключено. Боязнь падения и недопущение этого стимулирует контроль тела и сознания. Меня всегда интересовало, а как же они справляют естественную нужду, как едят, спят? А также как и мы с вами, но все оставшееся время проводили на столбе и достигали высоких степеней контроля сознания.
Так что же? Забираться в горы, влезать на столбы, пугаться собственного отражения? Нет, это не обязательно.
У любого человека всегда есть возможность попрактиковаться просто в течение дня. Например, при переходе улицы. Да? Ведь часто мы позволяем себе «глубоко задуматься» и идти прямиком под колеса хоть и детской коляски. Т.е. в этот момент контроль над сознанием нам не принадлежит. Это как закрыть глаза водителя ладошками.
Вообще, необходимо завести себе правило совмещать при любой возможности в одной точке пространства и времени и тело и сознание. Иными словами, думать о том, что делаешь. Это, кстати, хорошо и с профессиональной точки зрения. Мастер от ремесленника отличается тем, что всегда осознает, что делает.

Собственно и рекомендация – малоинформативная среда не догма. Можно и нужно контролировать сознание везде и всегда. Вот вам пример техник подобного рода
Сканирование взглядом  - техника контроля
Никаких расходов, никаких тренажеров, никакой подготовки – просто идете по улице и вместо того, чтобы вспоминать прошлые обиды, начинаете сканировать глазами пространство вокруг вас, действуя последовательно и методично, стараясь охватить как можно больший телесный угол. Линия взгляда движется слева-направо, сверху-вниз или наоборот. То есть вы как-бы послойно снимаете информацию с окружающего вас мира. Психологический угол зрения при этом  существенно увеличивается, вы начинаете замечать много такого, что раньше просто не могло попасть вам в глаза. Кошку около чердачного окна, голубей на фонаре, велосипед на балконе, непонятного назначения ящики на столбах, мячик на крыше трансформаторной будки и прочее. От избытка информации мозг мгновенно пробуждается и сразу перескакивает на ускоренный режим. Поддерживать долго  подобное состояние сложно, требуется повышенный контроль над сознанием. То есть то, чего мы и добивались! Дешево и сердито – рекомендую.
А вот еще более экономная методика – внутреннее безмолвие ( термин Карлоса Кастанеды )
Здесь даже глазами сканировать не нужно. Где угодно, как угодно, при любых жизненных обстоятельствах она пригодна. Задача в том, чтобы освободить свое сознание от мыслей и не допускать их проникновения. Стоять на страже, так сказать. Можно даже лежать. Состояние безмыслия продлится недолго, мысли как тараканы вновь и вновь будут искать лазейки и проникать  в сознание. Необходимо снова и снова выставлять их наружу. Упорство и настойчивость необходимые составляющие практики. Постепенно вы научитесь узнавать это чувство освобождения и контроля. И все дольше и дольше его культивировать. Очень важно при этом научиться получать от процесса удовольствие. Это возможно. Дело в том, что без удовольствия, вы быстро забросите эту практику, так как прогресс здесь очень медленный. Мы очень нетерпеливы, даже если уверены, что дело стоит того. А оно стоит!
Успехов!