Критические заметки

Велоцераптор
Рассказ "Черная кровь"

Поскольку Автор сего "творения" склонен переходить на личности, то разрешения на публикацию я счел нужным не спрашивать. Ибо право имею (см. Закон об авторском праве статья 19. использование произведения без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения. допускается без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования:
1) цитирование в оригинале и в переводе в научных, исследовательских, полемических, критических и информационных целях...)

итак: рассказ "Черная кровь" автор - Светлана (это ник такой), опубликовано на: Кроме того, я счел нужным разместить сей рассказ в более "читабельном" виде у себя на сайте: http://belaew.narod.ru/12.html

Часть 1 (технико-технологическая)

Сюжет

На планете Земля издавна существовали две разумные расы: люди (теплокровные) и фрескийцы (холоднокровные). Поскольку фрескийцы жили в воде, то люди о существовании "неких фрескийцев" до определенных событий даже не подозревали. Уточнение: технологический мир под водой создать невозможно, поэтому фрескийцы в качестве средств связи (вероятно) и оружия использовали некую "телепатию" или, как любят писать фантасты - пси-оружие. Автор в тексте еще уточняет - "гипноз".

До поры до времени никто никому не мешал жить, но:

"- Десять лет назад ваша раса, отсыпающаяся где-то в океане, внезапно пробудилась. Нашла нашу. Ударила чем-то, - Лионель поиграл пальцами в воздухе, словно настраивая невидимый инструмент, но более уместного слова не нашел, - телепатическим. Вы приказали всем нам сдохнуть".

В общем, под психо-воздействием началась эпидемия самоубийств, но коснулась она не всех - люди, ранее пережившие сильный стресс или психические травмы воздействию фрискийцев не поддались и начали против врага войну. И, наконец, "Две расы Землян за десять лет все же поняли друг друга" и война закончилась.

Это, так сказать, общий событийный фон.

Война закончилась, но осталась проблема: "синдром ветеранов". Неуравновешенные личности с трудом вписывались в мирную жизнь и с такими людьми нужно было что-то делать. Вот и нашелся человек, который решил совместить приятное с полезным.

"Умные люди", отягощенные академическими званиями, прикинули, что нашествие фрискийцев было связано с пропажей их Короля, решивших, что этого самого Короля умыкнули злые людишки... но люди-то Короля не умыкали! И это значит, что Король где-то затихарился... спрятался, наверное, в криогенную капсулу и спит, скотина. Эх, как бы эту капсулу найти! Все проблемы были бы решены... ибо Король фрискийцев - это вам не Президент какой-нибудь паршивый. Слово Короля для фрискийцев священно! С чего вдруг "академики" решили про Криогенную Капсулу - неясно, но свою гепотезу они властям втюхали.

Вот тут и появляется ловкий парень Лионель. А давайте - говорит - я вам капсулу с Королем найду! Заодно и от некоторых неисправимых психованных ветеранов общество избавлю. Дайте мне только Корабль (о "корабле" будет отдельный разговор), да кучу снаряжения, а уж мы - огого! В общем, этот самый Лионель получает Корабль, грузит своих корешей Артура (в качестве Капитана) и Виктора (в качестве юнги) и отправляется на поиски ККК (Королевской Криогенной Капсулы).

Откуда у водоплавающего Короля может взяться Криогенная Капсула "умные головы", конечно, не знали, но если Автор рассказа решил: "Криогенная Капсула!", значит будет Капсула... под это и Корабль выделить не жалко. Можно, конечно, намекнуть про авторский "рояль в кустах", но компетентные люди мне уже объяснили - автор всегда прав! И вааще... понимать нужно - это же фантастика!

Разумеется, кто ищет - тот всегда найдет. Вот и наши герои через пять лет поиска наткнулись-таки на эту самую Капсулу! Она, оказывается, существует! И Король, оказывается, существует! А ну иди сюда, сука! Щас мы тебя на кусочки рэзать будем!

Ветераны, да-с... с другой стороны, а при чем здесь Король? Он вообще о войне первый раз слышит, а значит брызгать на него слюнями и размахивать ножиками как минимум смешно. Сцена встречи Короля и Героев вообще заслуживает внимания как образчик мышления "авторов от сохи". Вот ключевая фраза этого психологического этюда:

"Лионель прищуривается. Что ж, не просто так, значит, Ли столь долго распинался. Ему это было важно - настроить короля на нужную волну. В конце концов, чувство вины у врага - отличнейший союзник".

В реальности руководителю любого уровня брызганьем слюнями и размахованием ножика чувство вины внушить невозможно. Если не убили сразу - значит ИМ что-то нужно. Дальше - дело техники. Конечно, если руководитель в этой ситуации попытается доказывать свою крутизну, то кончится это плохо... но идиоты руководителями обычно и не становятся... а если случайно и становятся, то ненадолго.

Понятно, что доморощенным психологам позволительно мечтать о валяющихся в их ногах и оправдывающихся Королях, но в реальности... как вы думаете, если при встрече Короля и Правителей земли Король потребует в доказательства добрых намерений удавить обидчиков Его Величества на его глазах, то сколько эти "герои" проживут?

Да-да-да... помню-помню... это же фантастический рассказ! Тут читатель любой бред должен воспринимать как откровение Свыше и плакать от щястья! А мне не плачется... может быть я ненормальный? В "Дуэлире" сей рассказ стал победителем... судейская коллегия пела дефирамбы... неужели только я вижу "ляпы"?

А вот история с Кораблем. Первое упоминание:

"Как капитан умудряется простужаться на корабле в тепличных условиях, не знал, вероятно, и он сам. Знал бы, не простужался, логично?
- Ли, ну, ответь ты мне за ради... - он на мгновение задумался, - кота, - неожиданно продолжил он, - откуда на этом судне сквозняки?
Лионель улыбнулся, слегка склонив голову к плечу, и, наверняка, чему-то своему. С тех пор, как полет реальный превратился даже не в обязаловку, а скуку..."

Какую информацию может извлечь читатель из этих строк? Ну, "корабль" может быть любым... надводным, подводным, воздушным, космическим... так уж сложилось, что терминология морского флота распространилась далеко за рамки своего первоначального применения. "Тепличные условия" и "отсутствие сквозняков" на корабле - это, вероятно, говорит о герметичности корабля. О! Слово "полет"! А термины "обязаловка" и "скука" говорят о длительности полета. Ну не в атмосфере же летать годами?

И я, в блаженной уверенности что речь идет о космическом Корабле, читаю дальше:

"- Неопознанная капсула, - проинформировала система уже человеческим голосом, как будто не могла сразу объяснить, в чем дело. - Просит помощи на всех частотах".

Так... все ясно... Капсула... радиоволны. Точно! Космос!

Представьте мое удивление, когда почти в конце рассказа мне дважды попадается слово "субмарина"! Но тогда при чем здесь "полет"? При чем здесь "просьба о помощи на всех частотах"? Неужели автор не знает, что в воде радиоволны... гм, да... или это были не радиоволны? Автор, как выяснилось, достаточно вольно применяет термины и потому от него всего можно ожидать.

Вот еще из той же серии... о судовом коте: "Как утверждал Виктор, именно благодаря нему (коту), на судне и гуляли невозможные сквозняки: они почему-то спонтанно возникали во время прохождения создания сквозь стены."

Прохождение создания сквозь стены... гм... нет, я не придираюсь. Просто на Кораблях СТЕН не бывает. Бывают отсеки, переборки, обшивка... ой! Еще один перл: "Дверные створки скрипнули"... это уже речь идет о выходе из шлюзового отсека.

Очевидно, автор не удосужился узнать хоть что-то о Кораблях (я бы не удивился, прочитав о "чердаке", "занавесках на окнах" или о "входе в подвал"... а почему нет, если читатели хавают?).

В общем, я так и не разобрался, что за Корабль описал Автор. Подозреваю, что с Автора станется назвать космический Корабль "субмариной"... или назвать передвижение подводной лодки "полетом", а радиосвязь под водой "на всех частотах" - наиболее удобной формой связи. От человека написавшего: "Он даже бокал с любимой столетней лозой отставил..." всего можно ожидать.

Да, я могу себе представить виноградную лозу возрастом 100 лет. Я могу представить, что для кого-то она может быть "любимой". Но я не могу представить себе лозу в бокале... это довольно крупное растение, да-с. Мне скажут - передергиваю, ибо полностью цитата такова:

"Он даже бокал с любимой столетней лозой отставил, хотя вино на пульте управления - уже достаточный повод для имитации взбучки".

Автор ставит знак равенства между "лозой" и "вином"? Возможно, Автору это кажется изысканным... а, быть может, Автору просто похрен? (Лично я уверен, что Автор ВСЕРЬЕЗ считает, что "лоза" и "вино" - это одно и тоже). И вот понравилось Автору слово "субмарина" - впихнул в текст... а вы уверены (после лозы-вина), что Автор под словом "субмарина" имеет в виду именно "подводную лодку"?

"Просьба о помощи на всех частотах" - ооо! - как загадочно, как таинственно, как чарующе звучит! Нужно обязательно впихнуть в текст! Интересно, как себе Автор представляет "передачу на всех частотах"? Последовательно... ну, сначала на 100 FM, потом на частоте 101FM, потом на частоте 102FM, потом... или одновременно, сразу на всех частотах? Господи... и чего я хочу от Автора?

Ну, ладно, оставим в покое технические подробности: в конце-концов Автор не обязан лезть в тонкости... лоза-вино... какая, на хрен, разница? Конечно, было бы интересно выяснить, откуда у Короля Криогенная Капсула и как он в нее угодил (в океане, в космосе - не важно), но Автор такими мелочами не занимается. Автор у нас типа психолог!

Ах уж эти мне доморощенные психологи!

Стоп-стоп! Чуть не проскочил! Вот сейчас просматривал текст рассказа и наткнулся на фразу: "В полумраке коридора // невысокая и до сих пор по-мальчишечьи угловатая фигура..." - это о самом младшем члене экипажа - Викторе (это который юнга). Вопрос на засыпку: а сколько этому "юнге" лет? Попробуем вычислить по тексту?

Эпизод первый (вербовка Виктора на Корабль)

Ли оглядел его комнату и сказал:
'Нечего вам, молодой человек, здесь высиживать. Я забираю вас на Землю, - и уже не так пафосно, - должен же кто-нибудь завалы разгребать?' // Две расы Землян за десять лет все же поняли друг друга, но для них троих - 'неподдающихся' - прошлое так и осталось росчерком алого по всей жизни.

Получается, на момент начала войны Виктору было 11 лет. Плюс 10 лет войны. Итого на момент "вербовки" Виктору 21 год. Если учесть, что Короля обнаружили после пяти лет поиска, то Виктору было уже... 21+5... 26 лет. Может ли быть у 26-и летнего мужчины "невысокая и до сих пор по-мальчишечьи угловатая фигура..."?

Может! - отвечает Автор, ибо у Автора наготове второй эпизод (эпизод, где Лионель высказывает захваченному Королю всё, что он о нем думает):

"- Десять лет назад ваша раса, отсыпающаяся где-то в океане, внезапно пробудилась. Нашла нашу. Ударила чем-то, - Лионель поиграл пальцами в воздухе, словно настраивая невидимый инструмент, но более уместного слова не нашел, - телепатическим. Вы приказали всем нам сдохнуть".

Так 10 лет шла война или всего 5? Юнге 21 или 26? Алё, Аффтар! Хотя чего это я? Это ж фантастика! Вот напишет Автор: "Дважды два - стеариновая свечка", то так тому и быть. А кто во всем этом хочет найти смысл - тот дурак и ничего в жизни не понимает.

Так... лирическое отступление с арифметикой закончил, продолжаем о доморощенных психологах. Собственно, вся коллизия, весь пафос рассказа заключен в следующем утверждении Автора:

"- Или ты на нашу психиатрическую медицину надеешься? На благодарность отечества и человечества? Впрочем, это я загнул, ты не наивный полудурок".

Автор полагает, что психические травмы (в том числе синдром ветеранов) - это что-то жуткое и лечению не поддающееся: "Пожалуй, психушка была единственным выходом. Впрочем, оставалась надежда, что его кто-нибудь убьет...".

Уважаемый Автор, мне не хочется вас огорчать, но методики лечения есть... и были. Они вполне эффективны и доступны - сегодня (не говоря уж о ВАШЕМ будущем) даже начинающий гипнотерапевт может освоить эти методики. Повторю: любой гипнотерапевт. Для этого не нужно быть Профессором или Светилом. Для лечения даже не нужно никуда "ложиться"... все амбулаторно. Соглашусь, о данных методиках рядовой российский обыватель может и не знать... более 100 лет широкого применения - это ведь не срок, да и Россия - не Америка. Но если уж взялись за тему... лень, что-ли, было в И-нет слазить?

Ну-да, ну-да... "- Или ты на нашу психиатрическую медицину надеешься? На благодарность отечества и человечества? Впрочем, это я загнул, ты не наивный полудурок".

Вот есть такой писатель Юрий Никитин. Замечателен он тем, что не только умеет хорошо писать, но и тем, что он понимает, как это нужно правильно делать... вот он дает совет (цитирование не дословно): если Писатель не хочет выглядеть смешным, то он ДОЛЖЕН знать о предмете, который он описывает, хотя бы чуть больше, чем рядовой читатель.

Стоит ли с Никитиным соглашаться? Ну... не знаю. Возможно, средне статистический читатель будет даже "тащиться", если ему описать, как Герой вышел из затруднительного положения, дуя изо всех сил на парус... " и его лодка стремительно рванулась вперед". Но будут ли "тащиться" те, у кого в голове есть хоть капля мозгов?

Так стоит ли стремиться к реалистичности? Лично я (исключительно из прагматизма и здорового цЫнизма) полагаю, что стоит: тираж будет больше, а слава - шире.

Но наш Автор (которая Светлана) этого не понимает... по секрету: у меня вообще есть сомнения в ее адекватности: вот наш Автор упорно называет своих фрескийцев РАСОЙ. Конечно, для средне статистического читателя (как и для Автора) что расовые отличия, что видовые - один хрен. Но разве трудно было называть этих самых фрескийцев вторым разумным ВИДОМ? И ни у кого вопросов бы не возникло!

Цитата: "Видишь ли, когда мы опомнились от первых поражений и начали теснить рыбешек, то начали и задумываться, для чего все это было нужно. В конце концов, люди в океан не рвутся, они больше к космосу привязаны. Конечно, обидно за Дарвина и ряд ученых, но подобный повод для уничтожения второй разумной расы планеты, согласись, смешон".

Угу... обидно за Дарвина... и за ряд ученых. Уверен, что фамилия - это всё, что Автор знает о великом человеке. А из всей систематики животного мира Автор запомнил только "расу"... термин, который к систематике никакого отношения не имеет. Вообще не понимаю, зачем в тексте появился Дарвин! Про "бритву Оккама" Автору говорить, видимо, бесполезно... не поймет, азия-с... буду считать упоминание имени великого ученого всуе "Синдромом Моськи"... сегодня это модно.

Когда Автор по развитию находится на уровне средне статистического читателя - это грустно. Когда Автор свое убожество возводит в принцип - от этого начинает подташнивать.

Я не против фантастических пси-оружия, антигравов, магических явлений и телепортаций. Но когда Авторы пишут, что самолет управляется рулем, а педали в кабине самолета - это для газа и тормоза, то у меня поневоле закрадывается мысль об адекватности. Неужели трудно (в эру компов) посмотреть значение (смысл) слова, которое ты употребляешь? Не преодолев ЭТОГО этапа, глупо переходить к этапу: "зачем (для чего) употребляешь".

P.S.

Хотел поставить цитату в качестве эпиграфа, но поставлю в качестве постскриптума.

"Жизнь - это своеобразный механизм, в котором есть разные бесполезные блестящие штучки, а есть кнопки и рычаги управления. Люди, изо дня в день пытающиеся сдвинуть с места бульдозер, дергая руками его гусеницы, могут, конечно, вызвать слезу умиления и даже гордость за нацию. Однако для начала неплохо бы знать, как этот агрегат управляется из кабины."
(Книга Мудрости)

Конец первой части

Приятного Вам чтения. Надеюсь, мои скромные критические заметки не уменьшат Вашего удовольствия от чтения сего достойного рассказа.

Реплика (он же Бакс)