Запе... вай!

Станислав Бук
 

«Солдатские» мемуары воина-«афганца» Игоря Исетского всколыхнули память моего «солдатского детства», особенно упоминание о строевых песнях его времени.
 Но моя солдатская служба проходила  на 30 лет раньше, и я решил написать небольшой мемуар.

"С места, с песней, шаго-о-ом....... марш!"

В 1956 был первый набор в военные училища солдат из войск. Не дослужив свой первый год в Советской армии, я подался в военное училище.
 В нашей роте (курсе) из 4-х взводов был только один, набранный с гражданки;  это был самый слабый взвод и по теоретическим предметам и физически. Это был взвод "сынков". В остальных взводах оказались юноши, отслужившие солдатами и год, и два, и три, как правило, прошедшие в армии «учебку», имевшие классность радиста и опыт работы на радиостанциях в полевых условиях,  хлебнувшие солдатской тягомотины с вечными кроссами, марш-бросками и построениями; были и сверхсрочники.
Когда мы поступали, конкурс составляли три человека на место. Правда, многие солдаты, приехавшие на сборы,  решили не столько поступать, сколько проехаться, пофилонить, а то и присмотреться.
С такими случился казус:
Кормили абитуриентов лучше, чем в войсках - давали белый хлеб и сливочное масло. В столовых нас обслуживали официантки. Стремясь подольше задержаться в таких комфортных условиях, эти горе-абитуриенты самый первый экзамен – математику – постарались сдать. Но именно этот экзамен отсеял большинство поступавших, и ко второму экзамену конкурса больше не было. Спохватившиеся жулики пытались не сдавать последующие экзамены, но им ставили тройки, или приняли с двойками и заставляли пересдавать уже в ходе учёбы. В нашей роте (курсе) таких было несколько человек. Ни одному из них не удалось уволиться и все они в конце-концов смирились и закончили училище.
 Я поступил в Ульяновское училище связи, а в 1957  наш батальон (факультет) "осназ" перевезли в Череповец. Другой батальон "спецназ" привезли из Кемерово. "Голос Америки" передавал: в СССР открылось училище шпионов и диверсантов, хотя это была подготовка радиоразведки и РЭБ (помех). Мы пели те же песни, что и в войсках, выпускали стенгазеты и радиогазету, боевые листки, листки-молнии, листки-репортажи.
Нас гоняли работать на Череповецкий металлургический комбинат, на разгрузку вагонов, на растаскивание заторов на реках, на сельхозработы; но мы на таких мероприятиях не роптали, считали их в порядке вещей - армия должна помогать народу.

На занятия, с занятий, на учения, с учений, на работы , при всех перемещениях в колоннах мы с удовольствием (и без оного) пели строевые песни.
 Мы пели "Там, где пехота не пройдет", "Пропеллер, громче песню пой", "Здравствуй, земля целинная", "несокрушимая и легендарная", польскую песню "сердце в походном ранце", и десятки других.
Песнями, "срисованными" с бесшабашных аэродромных радиомаяков (сначала на военный магнитофон МАГ-1, потом появился М-64), мы просто поражали наше начальство.
Но пели и песни, принесённые с танцплощадок, легкомысленные, а также – сочиненные местными талантами, коими российская солдатская среда была богата во все времена.

"Бородино" с двумя подпевками в разных тональностях, с присвистами - это был высший пилотаж. Взвод, первым разучивший эту песню, долгое время держал первое место в соревнованиях (после вечерней поверки) на лучшее исполнение. А как звучала "Несокрушимая и легендарная" при исполнении ротной колонной!

 Иногда нас проводили по улицам города - при дороге в баню и обратно, что случалось один раз в  каждые десять дней.  В банный день городскую баню училище арендовало почти на сутки. В этот день тротуары были полны людей - фронтовиков, немцев, оставшихся в СССР после плена, конечно - девчонок. Уж тут мы старались так, что стёкла домов дрожали весь день до позднего вечера. Часто к следующему «банному» выходу мы  готовили новую песню.

Кричит взводный:
да эту песню прекратить!
Ну, значит, так тому и быть!
Ну, значит, так тому и быть.

В заключение вопрос "на засыпку" к читателям.

В 1968году кинофильм «Щит и меч» преподнёс нам замечательную песню - «Прожектор шарит осторожно по пригорку» («Махнем не глядя»).
Приехавшие в нашу часть на практику курсанты тут же привезли пародию на эту песню, которую они тоже исполняли строем.
К сожалению, я всех слов не помню.
Но вот запомнившиеся мне куплеты:

"Нас поднимает крик дневальных спозаранку
И до отбоя нам покоя не видать.
Который вечер не натягивал гражданку,
Который вечер не дают нам крепко спать.

Мы день и ночь скрипим усталыми мозгами,
Зубрим уставы, и готовимся в наряд,
А впереди нас ждёт какой-то госэкзамен.
Пошел он на … , как курсанты говорят.

. . . . . . . . . . . . . . . . .

А завтра по асфальту шаг чеканя звонко,
Мы будем слышать только труб густой напев,
Когда мамаши и знакомые  девчонки
Пороги будут оббивать на ка-пэ-пэ.

Мы скажем им тогда, что хочешь, иль не хочешь,
Мне уезжать пора, ведь я ещё солдат.
Меня теперь не жди, а чтобы покороче,
Пошла ты на …, как курсанты говорят."


Буду благодарен, если кто-нибудь из читателей знает автора стихов этой пародии и полный текст.