По поводу рец-арта Рец над могилой Сер Пеппера

Николай Васильевич Го
"Поэт, не дорожи любовию народной.."
Наше всё

Письмо моим читателям с пилотом НЛО Фирсом-Агой включительно

Просто обязан, други мои верные, поделиться с вами своими соображениями насчет РЕЦ-АРТА и его возможных проявлений. Время пришло. В сущности я завершил своё годовое исследование сайта.Тезисно ознакомлю с результатами. Меня ждут мой лаборант Штоффман , хрустальные орехи и луч Люцифероса в прободателе времени, с помощью коего мы переместимся в эпоху Екатерины второй, стены психиатрических лечебниц, сталинские лагеря. А оттуда , уже в облике Жака де Майе - в славное мрачное средневековье. Но о рец -арте. Тут, ребята, вам и норратив, и дискурс. Вообще- то это речь Сержанта Пеппера над его собсвенной могилой-понимайте как хотите. Но подло простреленный  мундир подлатан, пуговицы надраены, шевроны и эполеты на своих местах, ямка выкопана, цветочки и веночки заготовлены, и я, ваш Серж, готов прилечь на вечный покой. А там уж как хотите, так и понимайте.

Но для начала вспомним Алексанра Сергеича и Сергея Алексанровича. Одного угробил на дуэли французский подданный, другого довело до вмятины на лбу и петли в "Англетере" -ОГПУ времен Блюмкина, как считают некоторые. И сегодня хватает дуэлянтов-бретёров и отставных работников правоохранительной системы, которые не прочь поиграть в компьютерные стрелялки.Дя и сам я склонен время от времени вынуть из ножен свою верную шпаЖОНКУ и пофехтовать.И вот...

Откровенно порадовало появление в кругу моих рецоманов «не Вовы»(Юрий Любимцев, Вена, могут быть другие ники, в том числе «передразнивающие» мои фамилию и имя или фамилии других авторов, да и другие НеВовы и майоры Гавриловы на подходе, потому , как я воткнул палку в интернеттермитник). Этот киберперсонаж собрал в один букет признаки диагноста(Главврача*), тут же объявляющего оппонента психически больным, Наблюдателя –Фискала , Литературоведа в Штатском**, Графомана , воюющего с «профи». И даже пилота НЛО Агафирса(см.«Бином доктора Гаврилова»).

Все эти образы я разрабатывал годами и ими населены мои произведения. Почему именно ими? Да потому что - они основные «охотники» за нашим братом-писакой(писателем, литератором, демиургом творчества), по мере сил пытающимся осмыслить –что же с нами всеми происходит? Они- антиномия героев, которых можно обозначить как - Поэт, Фантазер, Художник. В этих персонажах как бы актуальная конкретизация вечного мифа Палач-Жертва, Инквизитор-Ведьма. Впрочем, меня всегда интересовало –как эти персонажи могут меняться ролями.

Охота на ведьм один из увлекательнейших сюжетов того самого коллективного бессознательного, которого не советует трогать «не Вова». В самом деле – в области мифов кол. бессознательного и массовых психозов много загадочного. Увы, сайтовское «общение» читателей с писателями во многом подвержено тем же «вирусным инфекциям», что и общение через книжные магазины, газеты или организованные СП и СЖ встречи. Наш отечественный читатель так или иначе проверяет автора на соответствие его «нашему всему»(поэт в России больше, чем поэт). Сегодня же, когда начитались и насмотрелись всего, да ещё и получили возможность потребить себя в качестве тут же получающего оценки и баллы автора одним нажатием кнопки, ситуация обостряется.

ИНАКОМЫСЛИЕ и прежде -то в нашем любезном Отечестве не приживалось и писатели-диссиденты дошли до нас лишь благодаря какой-никакой пиар-поддержке их Западом и враждующими спецслужбами.Иначе бы их произведения источили мыши в чуланах психиатрических лечебниц, упакованные в "Истории болезни", истлели бы в томах Уготоловных дел. Как скажем совершенно случайно обнаруженная  томской труженницей филологической профессуры Риммой Ивановоной Колесниковой рукопись "Щепки" Зазубрина. Но часто посадка в лагерь с одновременным "тамиздатом" становилась литературным признанием. Впрочем, тот ураган прошёл. Сейчас «Пьяный корабль» на палубе которого боролись сотрудник спецслужб и инакомыслящий, казалось бы, навеки поглотили зыбучие пески безразличия ко всему написанному в духе «художки», как говорила мне одна издательша.Теперь уроганят по-блоггерски. Виртуальные Дантесы палят по виртуальным Пушкиным, сядя у компов. Сальери сыплед яд в бокал Моцарта, дубася пальцами по "клаве". И вот –те на –такой реликт. Борьба с инакомыслием прямо –таки на моей странице. Инакомыслящий - я.

Мною же созданные образы, как бы выходят из книг и начинают разгуливать по просторам Интернета. И это радует, веселит, бодрит, подбрасывает новую фактуру для осмысления.Наблюдатель-фискал наводит свой пульт-аннигилятор на моего ЛГ и , неистовствуя, жмет на кнопочку, чтобы стереть.И стирает страницу.Модераторы (популярный Белкин зовёт их "модерами") ведь это делают(так устроен сайт) по "заявкам радиослушателей". Стало быть, все же, фантазируя, я оказался гиперреалистом. Жив –курилка- литературовед - спецслужбист. Но «не Вова» превзошел даже «литературоведов в штатском» , внимательно читавших когда-то Синявского, Даниэля, Бродского, Солженицына. Он «мочит», не читая.

Уже не тот уровень метаболизма, чтобы тратить время на чтение сайтовской «дисседентуры» взявшейся рассуждать о «коллективном бессознательном»(это запретная тема). Так устроен сайт, что основная его «интеллектуальная жизнь» протекает не за чтением произведений авторов, а на рецкодроме. РЕЦ-АРТ , в котором вы, фильтруя кубокилометры «рецов» и ответов на них вряд ли встретите разговоры о прочитанных вчера или когда-либо Альбере Камю, Данииле Заточнике, Элюаре или Бродском, становится главным проявлением того самого «коллективного бессознательного», то бишь "души прекрасных порывов". РЕЦ-АРТ доминирует.Он -соло. Все остальное-стихи, романы, повести едва слышный, ва временами и совсем умолкающий аккомпанемент. Тск заняты рец -перепиской, мурлыканием или перепалкой доходящей до матов, что читать -то уже и так ясно. Получается -разговор голых в бане. У одного борода-у другого -нет. И поди выясни -кто из них литературный классик. Рецы-это тот ты - мне –я тебе обменный товар, который , как на барахолке времен гиперинфляции выхватывается из рук и передается в другие руки- ты мне штанину джинсов - я тебе ботинок, ты мне вторую штанину - я тебе второй ботинок.

В эйфории РЕЦ-АРТА, который конечно, по неким необъявленным правилам подразумевает ПОХВАЛИ ТЫ МЕНЯ, ПОХВАЛЮ Я ТЕБЯ! - и идет возгонка рейтингов, появляются «звезды», собравшие неимоверные количества баллов(правда, тут и финансовый ингредиент, как верно заметил однажды Сергей Шуба , играет роль - выставился на главную - и посыпалось). Тут сразы надо отделить мах от котлет- финансирование сайта дело почетное и заранее спаибо все, кто покупает быллы, не зависимо от того чего он мне понапишет в своих РЕЦ-АРТОВСКИХ экзерсисах.

Моё ИНАКОМЫСЛИЕ с точки зрения «не Вовы» заключается в том, что от похвальбы я перешел к розыгрышам, пародированию, памфлетированию самых, на мой взгляд, ярких
вербальных персонажей из той же серии- Графоман, Литературовед в штатском( охотник на гениев), Наблюдатель-фискал…Да и пилот НЛО Фирс -Ага оказался плодовитым автором. Фактура сама прёт в руки. А я -репортёр все-таки. Я оказался , насколько я понимаю(если это не так-поправьте), ПЕРВЫМ, кто взял интервью у ретинговых авторов , ими -первыми -были Илья Герасименко(Роман Курортный, Илья Илья и т.д.) и "народный любимец" Белкин.

В этих интервью аторы рассказали сами о себе. Да и "не Вова" в рецах рассказывает о себе исключительно САМ. Выясняется - прочел полное собрание сочинений Пруста и ноты Франсиско Тарреги в подленнике(признался на учинетнном мне допросе). Что выдвигает его на уровень несомненной гениальности(антиномия генитальности).

Отдельно о КПД хвалебных "рецов".И как следствие-рейтингов. Если это кому -то интересно. Советское писательство да и журнализм во многом погорели именно на конформизме. Замкнутый круг "комплиментарной критики", табуирующий любой серьезный или несерьезный разбор написанного, нанес колоссальный вред не только отдельным советским писателям и журналистам, но и целым писательским и журналистким коллективам.Вдруг обнаруживалось , что во всём региональном СП -нет ни одного яркого автора, а газету уже практически не читают. Вот почему оказалось, что кроме диссидентов(они не хвалили и их никто не хвалил), в литературе мало что и осталось по большому-то счёту.Страна Советов создала много образчиков по своему милого тоталитарного искусства-будь то тщательно прописанные на кителе вождя пуговицы Налбандяна или "вечные позывы" Анатолия Иванова. А дело вот в чем. "Комплементарная" критика неизбежно порождает серость, снижение требовательности автора к самому себе. Заведя отношения, ты рискуешь впасть в неадекват, потому что хвалить тебя будут не за художественный уровень произведений, а чтобы не испортить с тобой отношений.

«Не Вова» поднялся на защиту «обиженного сайтовского народа». Это без сомнения персонаж ответной волны ,на мои арт-провакации. Его ответная арт-провакация - персонификация того самого «восстания масс», которые отхлынув от книжных магазинов и газетных киосков, творят свою параллельную интернеттермитную реальность, создавая новояз принципиальных «антигениальщиков». И даже НАВОЗ НОВОЯЗА - изторгемый из брюшка интернетермитов. Этот термитник создаётся уже нестолько из стишков(некогда рифмовать, стрелять надо быстро, не медля, как в вестерне), а из рецов. Правильная оперативная оценка ситуации-кто же будет читать "произведения" -а рец хотя бы один человек да прочтёт!

Обозвав однажды ГЕНИЕМ(не понимают, что это комплимент) – будут всячески обходить его баллами. Миша Палецкий , к примеру, или тов. Москаленко из ридной Украины никогда не пишут в жёлтом окошечке - только в сером- так серость пытается отнять популярность у своих антагонистов «высоколобых» , рассуждая следующим образом: я не дам ему балл, иначе он станет рейтинговым, а там глядишь и вовсе выбьется в Нобелевские лауреаты.

Другой «фундаментальный» вопрос «общенцев» - должен ли ПИСАТЕЛЬ ЧИТАТЬ ЧИТАТЕЛЯ? Селенджера вообще читатели не видели, прятался за своим забором. Мы не имеем возможности обмениваться рецами с Гомером, Рабле, Сервантесом,Достоевским, от чего написанные ими произведения не стали хуже. Предлагаю сделать выбор на этот счет самостоятельно. Но я думаю, что читаель всё же должен читать, а писатель писать. Могут , конечно, быть и вариации на эту тему.Перестановки. Например,пушкин читал написанное Анной Керн, хоть она и не была писательницей, а только пыталась Жоржа Занда переводить.

Мой друг -большой русский писатель Геннадий Шадрин(его пока нет в интернете, но его книга готовится к выпуску издательством "Чёрный ящик") вообще только, что предложил объявить меня Мессией. Вежливо отказался от столь почётной должности.Уступаю её "Не Вове"(Юрию Любимцеву и всем его последующим никам-клонам).Ведь они -эти клоны чувствую поддержку "обиженного электората" , а я -отщепенец-не более того. Делаю это с легким сердцем еще и потому, что клон порожден моими арт-провокациями и (хоть и неуклюже) пытается создать НЕДРУЖЕСКИЙ(а может все же дружеский?) ШАРЖ на "гениального" Юрия Горбачева.Не могу поручиться и на тот счет, что это в каком то смысле все -мои романы-их инобытие, потому как вполне возможно "Не Вова" - всего лишь включающася автоматически киберпрограмма.

"Не Вова" и майор Гариллов(он сайтовский гинералиссимус "общенцев") поставили еще один фундаментальный вопрос. Должен ли писатель быть "хорошим человеком" , понятно, в их представлении -хорошим или может быть и плохим? Совместны ли ГЕНИЙ и памфлетсво(приравниваемое ими к греху, совершенному Микельанджело Буноротти? Вопрос интересный. Но приходит в голову малоинформированным людям. Тексты существуют отдельно и от террориста Савенкова, и от неравнодушного к маленьким девочкам Льюиса Кэрролла , и от гомосексуальных наклонностей Оскара Уйльда и Юкио Мисимы. Появились же они на свет как раз благодаря этим наклонностям.


Так что имейте в виду, друзья,- в РЕЦ-АРТЕ на моих страницах уже появлялись и могут в дальнейшем появляться Литературовед в штатском, Наблюдатели-Фискалы, Домениканцы - инквизиторы и Главврачи.Ну а куда вы их пошлёте -в ЧС или куда подальше -дело хозяйское.

Но это не главное. Вывод будет печален, но не грустите, а наберитесь мужества взглянуть правде в глаза. Сайтовская игра в рецы обладает не только виртуальным, но и ритуальным характером (по Мишелю Уэльбеку). В чем же заключается ритуал, основные драматические коллизии которого так великолепно обострил в своих клоно-атаках "не Вова", Гваврилов, отчасти Рома курортный(меньше), еще меньше -другие. Он -в окончательном убиении "мозга нации", который известно чем называл В.И.Ульянов -Ленин.
Это некрофилический ритуал. "Прочь с дороги татакан!" - и толпа затаптывает Клима Самгина с его интеллигенсткими очёчками. Только осколки на булыжной мостовой, а булыжник, как известно первое оружие пролетариата.
Не Поэт, Не вова- это уже сайтовкие "скины", которые не просто , беззлобно подшучивая, троиллингуют , а дубасят, запугивают, вербально "петушат" того, кто нарушил сайтовскую круговую поруку похвал-рецов.То бишь комфортное житие по понятиям.

Год назад я читал довольно слабую статью "Неадекваты стихов.ру" и хотя ее написал тоже неадекват, часть проблемы он передал довольно верно. На самом деле -неадекваты. Все причем и "гении" и их "антагонисты". И "общенцы" и "не претендующие ни на что", и "пИИты", и пОэты". Сайт хорош как иллюстрация национальной катострофы полной дегуманизации сознаия постсовесткого человека.Да и ясебя не отнес бы к авторам-гуманистам. Меня все же интересует именно драмотургия дегуманизации личности, её страдания от распада Я, утраты индивидуальности, о чем собственно практически все мои произведения.Дегуманизация еще и в том, что привлеченный "голубым огоньком" компа неадекват несет на общее суждение вроде как свою индивидуальность(на самом деле чаще всего кучки из штампов, неукюжих оборотов,откровенной, плохо срифмованной ерунды) , а попадает в стадо, где "договорились" "никого не обижать" и за тем приглядывают Наблюдатели -Фискалы, стирающие всех, кто переступит черту...

Я могу привести по десятку примеров сишков, призывающих к расправе над "халдеями", журналюгами,"стихо", глумящихся над сирыми и убогими,самодовольно торжествующими по поводу своих пирровых побед. Но не надо обманываться никому. Писательсво уничтожено. Читатель исчез, как учит тому участвующий в ритуалах Солоноворота Роман Кур. Это пат по Федору Гиренку("Метафизика пата"). Исчезновение личности. Нуль пространсво-по Стругацким.Закрываются газеты, сворачивается книжная торговля, не исключено , что из соббражений цензуры закроются и "литературные" сайты. На самом деле они могут использоваться для общения в режиме он-лайн не в самых лучших целей. Рец-арт-это ведь просто -телеграммы друг другу-писать можно на любые темы, в том числе подавать сигналы для совершения чего-то куда более брутального, чем заурядный интернет-троллинг. А цензура прийдет. Она вырастет из самоцензуры , из той самой круговой поруки ТЫ ХВАЛИШЬ МЕНЯ-Я ТЕБЯ.Празднование десятилетия сайта показало, что мы имеем дело с народными волнениями , людей, одержимых литературными мифами, которые сегодня уже не имеют никакого прагматического выхода.Времена, когда лит. генералы и их подчинённые получали по попять рублей за строчку, миновали. Чтобы увидеть своё "творение" -надо платить, а не наобоборот...Поэтому , продолжая свое путешествие во врменеи со Штоффманои и Дольчиной, возвращаясь в скорбные чертоги психиатричесокй клиники и в лагерный барак-на нары,я завершаю...


Ваш Иван Крыж, Жак Де Майе, Хронономад,магистр ордена розенкрейцеров Фон Розен.

*Один из персонажей моего романа "Поцелуй Персефоны".

** Персонажи романов "Бином доктора Гаврилова" и "Инкунабула".