Керамика - любовь моя

Жанна Травинская
     Ничего случайного и надуманного в моих работах нет. В каждой работе - моя жизнь, прошлое, настоящая или будущая сказка, так как я постоянно живу в ней. На выставке, которая экспонируется сейчас в помещении Орловской телерадиокомпании и названной "Сказки детства", мне хотелось бы соединить вышитые полотенца из орловских деревень, хранящиеся у меня много лет, которые помогали чувствовать красоту народного искусства, и чувства эти - передавать трепетному живому материалу - глине. И мои керамические композиции - песни, посвящённые сказке детства - Орловии.
     Бог дал мне счастливую возможность окунаться в прошлое. Я могу не только вызывать картины прошлого, но и чувствовать тепло летнего южного солнца, раскалённой угольной пыли под ногами, ощущать запахи летних цветов и трав.
     Детство моё было военное и послевоенное, жила я на оккупированной территории Донбаса, и хотя мне тогда было всего 5 лет, я отчётливо помню и страшные ночные бомбёжки (иногда и днём), постоянные поиски пищи.
    Когда освободили Донбас, мы пошли в школу. У меня была жажда к знаниям. Я приходила в школу за час до звонка, наслаждалась тишиной и какой-то особой атмосферой перед началом занятий.

   Чисто вымыты полы, гремит вёдрами, наливая воду в бачок, уборщица, и ты ждёшь: начнётся урок и будет чудо, чудо путешествия в неизведанное. Не было тетрадей и учебников. Мама принесла мне обёрточную бумагу, я сама мастерила себе тетради, одну отвела под букварь. На выходные брала у богатых девочек букварь и срисовывала буквы и рисунки в свою тетрадь, а потом на уроке сидела со своим собственным букварём.

    Я с детства любила природу. Долгое время жила у тёти Анны на хуторе. Просыпалась рано, удивляясь солнцу, которое поднималось из-за дома и сверкало самоцветом на траве. По мокрой тропинке босиком бежала к лесу (балке) через огороды, сады. Спуск в балку был крутой. Не останавливаясь, я сбегала вниз, где были два родника. Один старый, затянутый ряской, по поверхности его скользили на длинных лапах жуки. А второй был свежий, недавно выкопанный. Чистый, холодный, прозрачный, с пузырьками воздуха, струйкой поднимающимися со дна. От всего этого у меня пело в душе, хотелось передать свои чувства цветом, красками. Но красок и бумаги у меня не было. А была глина, которой тётя Анна мазала пол в доме. Но она была жидкой. А мне так хотелось мять её пальцами, держать в руках, ласкать. Узнав, где тётя брала глину, я пошла в карьер и набрала себе, сколько смогла унести. Дома, когда я взяла в руки влажный комок и стала мять, у меня что-то затрепетало в душе, а пальцы сами собой стали лепить каких-то зверушек. Так, я впервые приобщилась к керамике и с тех пор в душе моей трепет и счастье, когда я беру в руки глину.