Бывает ли осень весною?

Светлана Мона
Марина возвратилась из Закарпатья. В этом году осень в Закарпатье была  по-настоящему золотая  –   солнечная, теплая, ласковая. Поездка была очень интересной. Девушка путешествовала по всей Верховине и Буковине.В поездке со всеми познакомилась, обменялась телефонами, адресами.
Марине минуло двадцать лет. Среднего роста худенькая девушка с темно-русыми волосами. Волосы уложены на бок и закреплены заколкой. Марина одета по-осеннему: легкий плащ цвета «хаки», на ногах – туфли на невысоком каблуке. В Москве она ждала своего друга – лейтенанта, по имени Андрей. Он обещал ее встретить.
К удивлению Марины, в Москве стояла поздняя осень: неприятный моросящий дождь со снегом. Снег падал, превращаясь в грязные унылые лужи. Холодно, сыро, противно. И самое главное – некуда податься. Марина стояла на Ярославском вокзале с глазами, полными слез, растерянная и встревоженная. Все чувства, которые она испытала за последние минуты, отразились на ее лице: удивление, кротость, растерянность, и наоборот, разгневанность, раздражение, горечь от обиды. Объявляли прибывшие поезда. Люди приезжали и уезжали. А телефон Андрея не отвечал.  (Тогда не было мобильных телефонов, какое же это замечательное изобретение: можно узнать кто и когда звонил).
На Марину обратил внимание художник. Это был человек невысокого роста, крепкого телосложения, с худым лицом, лет тридцати-тридцати пяти. Его внешность была достаточно примечательна, как с портрета средневековья: небольшая бородка, усы, длинные темно-русые волосы до плеч. Современными были джинсы и  куртка из джинсовой ткани. Мужчина  подошел к Марине и представился Алексеем, художником. Алексей спросил, как ее зовут, ожидает ли она кого-нибудь? И долго ли она будет в Москве. Марина ответила, что ждет своего жениха. Он – высок,  красив и обещал ее встретить. Вот уже полчаса она не может  дозвониться до него. Возвращаться ей только ближе к полуночи. Алексей предположил, что возможно, обстоятельства изменились, и  друг Марины не смог сообщить ей о том, что не встретит ее.
«Вы не устали с дороги? Наверное, голодны. Здесь недалеко есть кафе.  До него можно пройти подземными переходами и Ваши туфли не пострадают от непогоды».
Марина согласилась. Алексей очень располагал к себе: приятные черты лица,  не наглый, а внимательный и деликатный.
В кафе было очень уютно и спокойно. Демократичная обстановка располагала к  простому и приятному разговору.
Они ели пельмени  и блины со сметаной. Марине вспомнилось детство, и она улыбнулась. Когда в детстве Марина болела, то всегда  просила маму, чтобы та купила не белую с базара сметану, а голубую, магазинную. Художнику очень понравилось это сравнение. Алексей  спросил,  любит ли Марина живопись. И какой жанр ей ближе. Марина сказала, что любит  портреты, пейзажи, но только с естественным настроением, не терпит напыщенности. Алексей спросил, каких художников предпочитала девушка. Марина ответила, что она – дилетант, и конечно, Алексею ее мнение покажется странным. Она любит отдельные портреты Аргунова, Боровиковского, Левицкого, Серова. Но больше всего –  Рокотова. Среди европейских художников близка манера Гейнсборо. Ее любимый портрет - портрет герцогини де Буафор Томаса Гейнсборо. Алексей возразил, что на его взгляд, именно в творчестве  Гейнсборо –  это самый удачный портрет. Каждый человек имеет право на выбор, нельзя любить все подряд.  Искусство очень универсально, и в то же время индивидуально. Иногда какие-то произведения отвечают именно таким чувствам, которые соответствуют душевному состоянию человека именно в данный конкретный период его жизни.
«А пейзажи, какие вы любите?» - задал свой вопрос  художник.
Марина ответила, что не любит маринистов, баталистов, а  предпочитает спокойные пейзажи. Среди европейцев обожает барбизонцев, среди российских  пейзажистов -  Шишкина, Левитана.
«А как вы относитесь к Левитану? Помните «Золотую осень»? Конечно, Марина знала и помнила  эту картину. Но  не могла сказать, что любила ее. Величественность, торжественность, спокойствие  не радовали глаз, не  волновали ее душу. Хотя, она возможно не права. Разумеется, красота осенней природы была истинно русская, она потрясала гармонией. Алексей улыбнулся на ее слова, но согласился. У каждого  мастера,  у каждого художника  бывают минуты счастья и блаженства, которые они пытаются претворить в своем произведении. Художники говорят, что это состояние души, когда осень бывает весною. Эмоции переполняют и тогда рождается шедевр. Сначала в мыслях, а потом на  полотне. Это может быть и графика, и акварель, и масло, и ткань, и  – что угодно.
Алексей пригласил посмотреть свою мастерскую, так как она находится совсем рядом, а потом он проводит девушку на поезд. Художник успокоил Марину, чтобы она не волновалась, он постоянно работает                с натурщицами, и для него она как для врача – пациент, для портного – модель.
Мастерская, действительно, находилась совсем рядом,                в полуподвальном помещении старого дома сталинской постройки. Все было очень просто. Стол  –   в центре комнаты, простые венские стулья, тумбочка, раскладушка,  мольберт, полотна картин, эскизы, наброски фрагментов – вот, пожалуй и вся обстановка  мастерской художника.  Марина  внимательно осмотрела  все. Ей очень понравилось. Просто, естественно. Даже отдельные фрагменты, эскизы, не завершенные, требующие кропотливой работы, были интересны.
Алексей предложил чай. «Чай у меня знатный, с травами, тайнами  которых владела только моя бабушка. Вы слышали о китайском лимоннике?» Да, Марина, конечно, слышала, но  не пробовала ни разу.
«Фишка в том, что травы завариваются не вместе, а каждая –  отдельно. И букет в мере, а ее, к сожалению, знает не каждый. Бабушка много лет жила                в Сибири, среди старообрядцев, и многое у них заимствовала в быту. А варенье я варил сам, ее способом».
Марина пила чай, ела простой белый хлеб с вишневым вареньем. Это была такая вкуснятина! Марина отвечала на вопросы, которые задавал Алексей, но не могла оторваться от варенья. Алексей сидел в углу,  делал наброски ее портрета. Они весь день и вечер разговаривали о проблемах современного искусства. Марина обмолвилась о недавней выставке Ильи Глазунова. Алексей сказал, что знает  работы художника. Весь мир искусства по-разному относится к его творчеству. Было время, он сильно бедствовал. Жизнь как зебра: то белая полоса, то - черная. Светлую полосу и дурак переживет, а черную – далеко не каждый. Не всегда у художника есть средства даже на существование. Алексей поведал о том, что многие его друзья спивались, умирали в полной нищете. И это не в дремучем средневековье, а в наше время.
Но Глазунов становится узнаваемым, модным. А это тоже не каждый художник сможет выдержать. Мода переменчива, а художник остается со своим видением, со своими мечтами и замыслами. Испытание успехом, звездностью – очень сильное искушение. Порою такие таланты погибают, не выдержав испытание славою. Алексей высказал свое мнение: Илья справится  с  модностью, известностью. В нем есть стержень, который  помог выстоять в трудные времена, поможет и в данном случае.
Прошло несколько часов. Марина  даже за разговором  не заметила, как задремала.
Алексей разбудил, учтиво подал пальто, проводил на вокзал. Больше они не встречались.
Марина вернулась в родной город. Ее у вокзала ждали родители                с теплыми вещами и зимними сапогами. Утром позвонил Андрей, он просил прощения, что не смог встретить  любимую девушку, дали срочное задание, и он не смог ее предупредить.
Вскоре Андрей и Марина поженились. А та история с художником как- то  отошла на второй план и почти забылась.
* * *
Прошло много лет. У Вершининых все сложилось удачно. Дети учились. Андрей отслужил, ушел в отставку. Начал заниматься  предпринимательством. И вполне успешно. Марина работала в проектном институте. Она была специалистом по металлоконструкциям, настоящим профессионалом. Как-то раз ее пригласили на международную конференцию по проблемам дизайнерской мысли в строительстве мегаполисов. Конференция проходила в Испании. Побывать там, где творил  великий Гойя, где родилась страстная героиня Мериме Кармэн, было большой удачей. Марина была счастлива. Дети были уже почти взрослые, но в каждую заграничную поездку просили маму привезти что-нибудь необычное.
         У конференции был такой  суровый график, что Марина не успевала купить  сувениры.
В последний день, накануне отлета из Испании, российскую делегацию пригласили на загородную виллу модного архитектора. Дом был похож на старинный замок, а внутри здания потрясало современное видение дизайнером интерьера: легкость в оформлении, простота линий и воздушность, и в тоже время комфортность, удобство. Все вместе было просто сказкой между прошлым и будущим. Такие разные стили, но ничего вычурного. Хозяин Хосе - один из известных архитекторов Испании, спросил мнение делегации о доме,  показал сад и пригласил гостей к столу. Стол был накрыт широко, почти по-русски, но с испанскими винами и яствами. Жена архитектора была из бывших русских эмигрантов второй волны, ей доставляло удовольствие слышать русскую речь. Все было очень весело, непринужденно и в то же время – трогательно.
Архитектор показал свою картинную галерею. Замечательность ее состояла в том, что не было копий. Были только подлинники. Здесь были портреты кисти известных художников, был даже небольшой фрагмент, выполненный  Сальвадором Дали.
Одна картина привлекла Марину. Небольшой сад, малина и  розовощекая девушка в сарафане. Одна бретелька свалилась, обнажив плечо, рука тянется за малиной. Какая гамма чувств на лице! И радость, и волнение и трепетность, и наслаждение! «Неужели это я? Как же звали художника… Алексей!» Как же давно это было! Как она ела замечательное вишневое варенье, и пила такой необычный чай, невероятно вкусный. Где румяные девичьи щеки, которые она всегда пыталась в юности скрыть под пудрой, где живость и непосредственность взгляда? Все это осталось только на портрете.
Хозяин галереи обратил внимание на замешательство и удивление Марины, но рассмотрев ее, понял, что эффектная русская дама рассматривает свой портрет в юности. Они разговорились. Хосе сказал, что портрет ему дорог, хотя Алексей – малоизвестный художник за рубежом, но он – дальний родственник его супруги. К сожалению, они давно не виделись. А писать письма Алексей не любил никогда. Но у Хосе есть незавершенный рисунок с изображением Марины, и он готов подарить его. Она была так тронута его вниманием, что от счастья зарделась. Хосе учтиво поцеловал руку на прощанье и заметил, что в настоящее время Марина стала более величественной, привлекательной и яркой, чем в юности, изображенной на картине.
Марина поблагодарила архитектора и вспомнила слова Алексея: «Величественность и естественность – не одно и тоже. Первое – настораживает, даже пугает, второе – радует, дает надежду».
Случайная встреча много лет назад в Москве, Испания - сейчас, и такая реликвия! Мужу и детям непременно понравится такой подарок. Это вам – не ожерелье из жемчуга, или коралловые бусы. Это память навечно, на все времена, это – дар для потомков.
Декабрь 2008 года
г.Иваново