Лучший ученик

Борис Романенко
Профессор Солар снова опаздывал на свой практикум. Обладая несколько рассеянным характером, он редко делал что-либо вовремя: то, что от него требовали другие, и то, что от него требовали обязанности. Зато он всегда успевал за своими собственными мыслями, в мире которых он присутствовал почти непрерывно, за исключением опять же тех моментов, когда ему приходилось выполнять свой долг.
Впрочем, иногда окружающий мир способен был его удивлять, на что Солар реагировал слегка вымученной внутренней улыбкой и каким-нибудь дельным замечанием. Все это, конечно же, вовсе не означало, что профессор был плохим преподавателем. Напротив, его предметы студенты сдавали, как правило, досрочно.
Вот и сейчас Солар опаздывал на практикум по созданию общества на отдельно взятой планете. Группа, которая должна была придти в этот день, несколько отличалась от других. Ситуация на планете, которая была отведена для занятий этой группы, выходила очень забавной. Процесс развития общества в подопытной цивилизации происходил не так, как он обычно проявлялся во всех других группах, по крайней мере, на памяти профессора. Дело в том, что в этой группе учился довольно одаренный студент, который оказался настолько талантливым и дальновидным в своих действиях, что другим участникам эксперимента приходилось довольно туго в попытке сохранить свои цивилизации. Уже несколько культур было успешно ассимилировано этим парнем буквально за несколько недель, и его одногруппникам - авторам этих формаций теперь приходилось лишь наблюдать за процессом. Конечно, им разрешалось вводить новые формации, но уже на данном этапе процесса они могли создавать лишь какие-то аборигенные слаборазвитые общества, в самой захватывающей борьбе участия не принимали и, в основном, вынуждены были лишь наблюдать за работой своих товарищей. Естественно, это не означало, что в этом случае они получали отрицательные оценки за практикум, вовсе нет. Задачей курса была отработка навыков производства цивилизованных формаций, умение создавать элементарные культурные единицы, внедрять их в массовое сознание подопытного социума и вести его по пути цивилизованного развития, не обнаруживая себя. Это, собственно говоря, было самым важным условием. Если студент раскрыл себя, свою личность и суть для подопытной цивилизации, то грош ему цена, как креатору, и в планетологии ему делать нечего.
Профессор вошел в аудиторию, тихо, не глядя на студентов, поздоровался, присел за стол и начал рыться в своем ноутбуке. Долго перебирая файлы, видимо опять потерявшись в беспорядке своей системы, он что-то бормотал, не обращая внимания на хихиканья девушек, довольно громкие разговоры юношей и даже музыку из чьего-то плеера. Но, как только он произнес первое слово, все звуки разом стихли, и жадные взоры обратились к учителю.
- Адити, - произнес профессор, в ответ на что красивая лицом и при этом довольно объемная черноглазая девушка немного подалась вперед, облокотившись своими мощными, но нежными руками на парту. – Очень неплохо, Адити, - тихо похвалил Солар, глядя в свой компьютер, а не на девушку. – Грамотно используете климатические особенности местности. Вовремя вывели свой народ с севера, и, что важно, ваши люди все подробно пересказывают из поколения в поколение. Вот всем замечание, - профессор оглядел группу поверх очков, - не стоит акцентироваться на бумаге. Она горит, мокнет, тлеет и так далее. Привыкайте использовать возможности человеческого мозга. – Профессор снов нырнул в свой ноутбук. – Адити, замечательно ассимилируете автохтонный народ, совершенно правильно отвели ему функции низшей касты, иначе ваша цивилизация сошла бы на нет. Сколько у вас детей, Адити, простите?
- Четверо, учитель! - с готовностью ответила студентка.
- Сразу чувствуется материнское участие. Почти месяц уже стоите на одной и той же территории и умудряетесь не начинать масштабных войн.
- Война – последнее дело. Да и жалко, люди все-таки…
- Да вы за них не особенно-то беспокойтесь, все там будем… - задумчиво произнес Солар. – Главное – живучесть вашей культуры, не забывайте об этом, - снова обращаясь ко всем студентам, сказал профессор. – Да, Адити, очень неплохо. Хороший навык - сохранять культуру за счет тщательной передачи вербальной информации.
- Да ей повезло просто! - вдруг громко выкрикнул один из юношей. - Ее цивилизация располагается в стороне от активных событий! Если бы мне ее геополитику, я бы и сейчас все еще был круче всех!
Все, кроме профессора и Адити, засмеялись.
- А что, не так?! – обиделся парень.
- Юпитер, вы не справедливы к Адити. – Профессор понял, что спокойно порыться в компьютере ему сегодня не удастся. – Она действительно грамотно использует все возможности, вы же буквально расточительствовали. Погрязли в захватнических войнах, заигрывали с христианством Иеговы, совсем запутались в ассимилятивной методике, зачем-то ввели биполярную систему управления государством, – не понимаю, зачем вам это понадобилось? – Профессор пожал плечами. - До конца семестра еще куча времени, в переводе на время экспериментальной планеты у вас и до сегодняшнего занятия еще оставалось не менее двух с половиной тысячелетий, а вы, извиняюсь, все пустили псу под хвост. Не спорю, вы правильно задумались над ассимиляцией завоеванных народов, но, - для всех говорю, - надо это делать вовремя и не увлекаться, чтобы потом не было обидно, как сейчас вам, Юпитер.
Адити с уничтожающей улыбкой взглянула на Юпитера. Наверно, весь университет знал о том, что этот парень по ней сохнет, но она ему давала отворот-поворот. Ей нравился Сварог, но об этом, напротив, никто не знал, даже сам Сварог. Неслучайно цивилизация, которую создал этот красивый, сильный, но не всегда решительный и как будто сонливый юноша, была во многом схожа с формацией Адити, ведь она частенько помогала ему разобраться в этом предмете, который давался ему довольно сложно. Он, конечно же, не догадывался об истинных причинах ее помощи, списывая все на товарищество.
- Один, - продолжил разбор полетов Солар, обратившись к крупному и грубому на вид юноше, - Один, вы неплохо справились с работой, - цивилизация викингов структурна и агрессивна, - но, все же, у вас явно было больше возможностей, чем вы успели реализовать. За то время, что мы успели отработать, вы вполне могли бы ассимилировать весь север, но почему-то в какие-то моменты у вас видны явные торможения.
- Он на рыбалке пропадает все время! - хохотнул кто-то с задней парты. Один злобно оглянулся и пригрозил огромным кулаком.
- Рыбалка - дело хорошее, конечно, - сказал профессор, - но все же, Один, надо этим заниматься в каникулы или на выходных. Хотя, конечно, справедливости ради должен отметить, что активность Иеговы оправдывает все ваши неудачи. – При упоминании своего имени тихий сутулый паренек в очках немного вздрогнул и еще больше втянул голову в плечи.
- Аллах, - обратился Солар к одному из студентов. - Долго искали, но, наконец, нашли. Прекрасно работаете, идете на пятерку, но, все же, сдаете позиции Иегове. Поборитесь, не сдавайтесь, у вас еще полно возможностей. Сильная и удачная идеология, хорошая демографическая ситуация, неплохая геополитика. Поднажмите, действуйте напористей. Не расстраивайтесь, что упустили нацию Сварога, вы еще многое сможете. Кстати, Сварог, в который раз вам говорю: вы еще держитесь наплаву, только благодаря союзу с Адити. Вот всем хороший пример: не зацикливайтесь на себе, ничего зазорного в создании союзов нет. Подыскивайте разные возможности. За политическими успехами Иеговы вам, конечно, вряд ли угнаться, но все равно надо бороться, нельзя бросать дело на произвол судьбы, там все-таки живые люди, и они ждут от вас помощи.
Солар снова задумался, перебирая клавиши компьютера.
- Иегова, вы, конечно, - отдельная песня. Достойный пример всем для подражания. Совет всем: не стесняйтесь, перенимайте опыт. В конце концов, в дальнейшем работать будете на разных объектах, никто никому мешать не будет. Давайте без излишних амбиций. В академическом процессе вас специально помещают в конкурентную среду, чтобы вы в своей рабочей практике все делали автоматически, чтоб от зубов все отскакивало. – Солар сам почувствовал, что стал занудным. – Ладно. Конкретно по пунктам. Ветхий завет – сильнейшая идеологическая единица. Хорошо прошел первую стадию становления, но с развитием общей демографической ситуации на планете народ Иеговы оказался в затруднительном положении. Ход с посланием мессии – просто гениален, я не боюсь этого слова. Что мы видим? – Профессор на секунду замолчал, сделал какую-то пометку в своих записях, погрыз ноготь и продолжил:
- Что мы видим? Религия принимает несколько иную форму, но суть идеологии остается практически неизменной, а главное – стартовая цивилизация начинает распространять свое влияние на все большую и большую территорию, подавляя автохтонные народы идеей единобожия и бескомпромиссностью новой идеологии. На прошлом занятии мы уже обсуждали методы инквизиции и агрессивной проповеди. Вот как надо делать, а не сюсюкать, извините за выражение! Хотите, чтобы ваша культура была свободной и самодостаточной, действуйте решительней! Ведь на ваших слабостях Иегова и работает, а вы этого не замечаете, слишком собой увлечены, - простите, Иегова, может, ваши секреты выдаю, но это - для дела. Один, чем дольше будете пропадать на рыбалке, тем меньше у вас шансов сохранить свою культуру до конца семестра. Я удивляюсь, неужели вам не жалко собственных творческих идей?! У вас ведь сейчас есть возможность отработать все до мелочей. Не ориентируйтесь на то, что, считай, положительные оценки у вас уже стоят, вам надо учиться управлять процессом!
Профессор снова порылся в компьютере, выискивая предмет для обсуждения.
- Да, вот еще характерная вещь. Тот, кто ориентируется на грубую силу, рано или поздно рискует быть ассимилированным. Действия Иеговы по уничтожению всех ваших книг, подтверждают этот тезис. Скажите спасибо Аллаху, который, видимо, по доброте душевной открыл доступ к своим книгам всем вашим формациям, и, собственно говоря, ваши люди сейчас знают свою историю по его книгам. Но ведь нельзя же вечно надеяться на Аллаха, после окончания университета он же с вами за ручку не будет ходить. – Все засмеялись, а Аллах смущенно улыбнулся. – Главное – информация, идеология. Юпитер, вы что, теорию плохо читали?
- Да нет, нормально вроде… - протянул Юпитер.
- Ну, так и что же вы? Характер сказался? Нельзя проецировать особенности своей личности на рабочий процесс, иначе получится такой вот бардак, как у вас. Извините, Юпитер.
- Да не, нормально, - ответил парень. – Я просто думал взять нахрапом, мне казалось, должно получиться…
- Я согласен с вами, иногда нужно использовать удобный момент, и вы, в принципе, все правильно сделали, только слишком увлеклись и упустили контроль. – Солар переключил страницу. – Сварог, а вот вы зря руки опустили. – Сварог поднял голову и ясными голубыми глазами посмотрел на профессора. Адити не удержалась и взглянула на юношу. Когда она смотрела в его глаза, ей становилось одновременно и хорошо, и плохо. Его спокойный и уверенный взгляд заставлял ее слабеть, и ей сразу хотелось в очередной раз стать матерью. Но недоступность этого мальчика делала ее несчастной. Впрочем, такова любовь, и она одна не меняется со временем, каким бы развитым не было общество, в котором мы живем.
– Понимаю, - продолжил профессор, - удар, который вам нанес Иегова, сокрушителен, и теперь вам уже вряд ли удастся восстановить свою культуру в прежнем виде, но берите же пример с него, действуйте его же методами. В конце концов, еще раз повторяю, важна не форма, а содержание.
Сварог смотрел в спину этого тихого мальчика в очках. У него уже давно чесались руки от непонятного желания набить Иегове морду где-нибудь в укромном месте. Конечно, это были всего лишь примитивные эмоции, но гений этого парня просто злил Сварога, не давая ему спокойно собраться с мыслями. Профессор говорит, что нельзя проецировать свою личность на социальный процесс, но как же тут не проецировать! Проецируют все, иного не дано. Да, Иегова действительно талантлив, но ведь и он тоже действует не всегда по теории. Весь его феномен и состоит в том, что он играет не по правилам, зачастую даже по тем, которые сам создает.
- Сварог, - снова обратился профессор к молодому человеку, - попробуйте использовать все вкрапления, все остатки вашей формации, так органично вписавшихся в христианство Иеговы. Ведь, обратите внимание, ваша культура была настолько сильна, что даже Иегове не удалось полностью ее уничтожить. Славянское родноверие – можно сказать, единственная во всем христианском ареале религия, которая к сегодняшнему занятию сохранилась в достаточной мере. Даже кельтская мифология Дагды уже не имеет такого влияния и носит скорее фольклорный характер, что, впрочем, нисколько не умаляет заслуг Дагды. – Молодой человек с густой рыжей шевелюрой на голове и с золотым кольцом в левом ухе задорно улыбнулся и слегка поклонился профессору. – Да, - продолжил профессор, - шансы у вас, Сварог, еще есть, поэтому не ленитесь, работайте.
Солар взглянул на часы и вдруг неожиданно и смачно зевнул.
- Хорошо. К следующему занятию подготовьте, пожалуйста, подробный план ваших дальнейших действий. Разумеется, их прочту только я. До встречи, друзья.
Профессор вышел на свежий воздух. Он снова погрузился в свои мысли. О чем он думал? Наверно, о том, что надо бы не забыть купить хлеба на утро, - жена просила. Младший сын, первоклассник, опять схватил двойку по статистике. Старший - надумал жениться, безумец…
Впрочем, истинные мысли профессора Солара нам так же неведомы, как и наши собственные.

ноябрь 2005