Кто виноват? Мы все!

Кора Журавлёва
      Прошло уже несколько лет, когда сравнения стали наслаиваться всё больше и больше в моём подсознании. Можно по разному относиться ко времени и государственному строю двадцатого века, в котором мы жили. У всякого строя есть свои «гнойники» или шрамы от заживших ран.
      Но такого разгула животных инстинктов, освобождённых новыми «перестроечными ценностями», как в конце двадцатого и начале двадцать первого столетия, таких страстей к обогащению любыми методами и способами, при «плохом социалистическом строе», будь то Советский Союз или Румыния, в которых мне довелось прожить большую часть жизни, никогда не было!         
      Изречение Никколо Макиавелли, « для достижения цели, все методы хороши!», стало лозунгом для многих. Правда, как бы оправдываясь, они добавляют, улыбаясь, «бизнес есть бизнес!».      
      Из-за денег рушатся семейные узы. Тот, кому удалось схватить удачу за хвост, редко остаётся «изначально милым человеком». Мне возразят, «да, но в те времена был Сталин, Чаушеску!». Да, это так! Хотя при Сталине мне жить не довелось... Но Сталин был один на всю страну и Чаушеску тоже! Никто их не оправдывает!
      В настоящее же время «диктаторами» или «прокурорами» чувствует себя каждый сотый. При Чаушеску я не умирала от страха, что моего не пришедшего вовремя домой десятилетнего сына, украли на «органы» ради получения прибыли или же продали куда-то или кому-то.
      Когда я в страхе ожидала вестей о своём мальчике, мне и в голову не пришло бы, что кто-то со злым умыслом, сознательно может причинить ребёнку зло. Я думала о чём угодно, что он попал под машину, что заблудился, уйдя далеко, от дома или ему стало плохо, и его увезли на скорой помощи.
      Ночами, при «плохом государственном строе», мы могли спокойно гулять по пустынным улицам городов, не страшась, что за кошелёк тебя могут убить. Мы спокойно могли отправлять детей самих и на море и в горы, объясняя им лишь разумное взаимоотношение с природой.
      Дисциплина соблюдалась абсолютно во всём, начиная от органов правопорядка до ответственности самих граждан перед законом или установленными правилами. Да, многое нам не нравилось, да, многое нас не устраивало, но всё это было на уровне личностных ощущений или неудобств.
      Что же касается безопасности человека в обществе в целом, то нынешние поколения могут нам лишь позавидовать. В остальном же мы научились сосуществовать с положениями в навязанном нам «уставе жизни», который то ли нам не нравился, то ли ущемлял нашу «свободу». Но главное, мы были свободны от страха за безопасность наших детей и за нашу!

1998год