Пардес-Римоним

София Павлова
 Семь дней Пассовера ,совпадаюшего со Страстной неделей у Православной  Церкви , были отмечены многолюдными Сейдерами в больших ортодоксальных семьях, поездками с детьми в разообразные увеселительные места на протяжение полу-праздничных дней - Холь-ха Моэд , пением ,которое неслось всю ночь в нашем дворе, перекрывая щелканья и трели стаи соловьёв .
Вчера Пассовер закончился .
Весь день я собиралась написать о сфире, но у меня исчез интернет. Поговорим о том , что ничего случайного не бывает ?

Сфира началась сегодня. 

На поверхности эти дни означают: никаких свадеб, увеселений, посещений концертов и кинотеатров (да, есть и такие смельчаки ), никакой музыки в домах и машинах ортодоксального еврейского народа , никаких покупок новых вещей , новоселий  и для мужчин -  запрет  бриться и стричься. 

Для хасидской части  бритьё - это просто условие, но для элегантных меснагдим-литваков  и модерных ортодоксов - немалое испытание.
Первую неделю они выглядят sexy с небольшой растительностью на лицах, но под конец 33 дней -  измученными и болезными .
Это – атрибутика траура в Иудаизме.
Резкий переход от симхи ( радости ) к массе ограничений .
Длинный период сфиры дан для осмысления настоящих ценностей Веры - не Религии .
Веры в Единого Создателя, Его Слова, и самое главное – Его любви ко всему Человечеству .
 
Ибо Г –дь Един для всех нас , живущих на планете Земля, исповедующих разные конфессии , но действительно Верующие люди живут по Заповедям Ветхого завета в Христианстве , Корана в мусульманстве и Торы в иудаизме.

Я - самоучка . Я не принимаю за Истину сказанное мне с авторитетным видом и ссылкой на ещё какой-то авторитет ( За Исключением Священных Книг )
Мне нужно докопаться самой, помучиться над узнанным , сравнить и потом индуцировать.
Исследуя  материалы по сфире , я пережила колоссальный информационный шок и совершенно не боюсь его признать.
 





   

                Рабби Акива .
 

Всё началось с Рабби Акивы .

Его имя – легендарно по многим причинам . Да, он был единственным, кто вернулся живым после медитации  из  " Залов  Дворцов " . 

Эта медитация выдающаяся по яркости и наиболее опасная. Талмуд рассказывает о "четверых, зашедших в ПАРДЕС " - сад мистической мудрости.
 
Трое мудрецов умерли или сошли с ума от видений, открывшихся им в Небесных Залах.


Когда я вижу фразу, скажем , на сайте : 
 
"Я знаю Каббалу "  , -  мне становится неловко и смешно  .   

В самом начале эпохи исповедования Иудаизма был наложен строжайший запрет не прикасаться к Каббале до 40 – летнего возраста. В 16 веке сердца Мудрецов смягчились и они сняли возрастные ограничения .

И к чему это привело ?

http://www.proza.ru/2011/04/28/1607
 

Каждый встречный - поперечный заимел рецепт вознестись туда, во Дворцы, которые стерегли  Ангелы на первой ступени, потом дать им «Печать» для прохождения на более высокий уровень, и так далее, до неизвестного и часто трагического конца .

Медитации в буддизме преследуют иные цели -  духовное очищение до состояния самого Будды - нирваны . 

Даже не хочу углубляться в эти концепции – у меня другая задача.

Каббала - это опасное орудие в руках невеж, самонадеянных любителей острых ощущений, ибо если даже они  " изучили " гематрии , освоили "магический квадрат "  и , - допускаю безумную мысль - ,  окунулись в микву,надели белые одежды, погрузились в транс с помощью  особых молитв, 12 раз повторяя  имя " стерегущего "  вход во " Дворцы "  Ангела – что ПОТОМ ?


С трудом верится, что практиканты имели рядом верных и компетентных учеников, записывающих их ощущения . 
Рабби Ишмаэль благополучно медитировал, и нынче можно найти «Книгу Еноха « в переводе  профессора И. Тантлевского, в которой наиболее ярко описаны ощущения великого Каббалиста .

Зато сколько страшных историй о потерявших разум, человеческое обличье и погибших добровольцах .

Рабби Акива .

И вот мой шок - нет, не в том, что он не был евреем по крови .
 
Я знала , что он сын Гера - человека , принявшего иудаизм . Я обнаружила, что все евреи - геры . 

В книге Феликса Разумовского " Вавилонская башня" , глава " Последний этаж " говорится :

" по духовному определению, Исра-Эль - это Устремленный к Творцу. Ведь нет такого народа - евреи, а есть группа учеников Авраама, ушедшая с ним из Вавилона (Ур Касдима ) .
Так что  евреи - не нация , а  люди, последовавшие учениям праотца Авраама .
Отец Авраам учил основному закону Природы - "Возлюби ближнего, как себя".*

( *ссылка из Интернета , стр. не знаю )

 
Я скажу ещё несколько слов о судьбе рабби Акивы и перейду к сути моей статьи .


 " Один человек любит только себя.

Другой любит своих близких, свою семью, друзей, свой народ, общину...

Кто-то любит все человечество... может быть, слишком мало таких людей, но допустим, что такие существуют.

Некоторые любят природу, космос...

А есть люди, которые любят Всевышнего, хотя это очень непросто.

А любя Всевышнего, они любят его творения - родных, друзей, народ, человечество, космос,

природу. животных, себя... "*

( * http://www.angelfire.com/pro/aiurveda/Akiva.html)


Я не стану говорить о восстаниях, войнах, чудесах .

Рабби Акива был простым пастухом .

Не имея никаких знаний , он презирал мудрецов и науки . Его жизнь и судьба переменились после встречи с  Рахелью - дочерью одного из богатейших людей Иерусалима - Калбе Савуе . 
Бедный невежда - пастух понравился юной Рахели и она пообещала выйти за него замуж , если  он бросит пастушество , посвятит себя исключительно изучению Торы и станет ученым.
 
Акиве тогда было сорок лет.

Он согласился и пошёл в Ешиву . Рахель вышла за него замуж, богатый отец выгнал девушку из дома. Они жили в ужасающей нищете, но Рахель не роптала, а всеми силами подерживала любимого .
 
Чтобы как-нибудь продержаться, ей пришлось даже отрезать и продать свои прекрасные волосы.
 
У рабби Акивы появились тысячи учеников -  преданных последователей .
 
Он оставался скромнейшим и простым в общении человеком.
Его святость ,благородство  характера и самая искренняя Вера во Всевышнего придавала необычайную силу его молитвам .
Во время страшной засухи многочисленные молитвы других мудрецов не помогли,  и рабби Акива начал молиться. Пошел дождь, ибо его молитва была принята благодаря исключительной его скромности.

Талмуд рассказывает  историю  - ссылку не даю, по памяти .
 
Однажды рабби Акива был в пути. Он прибыл в одно село, где он пытался найти себе ночлег, но ему всюду в этом отказали. На это он сказал: " Все, что Всемилостивый делает – к лучшему ".
И он провел ночь в открытом поле.
Он имел с собой петуха, осла и лампу.
Подул ветер и потушил лампу, ласка съела петуха, а лев растерзал осла.
И рабби Акива вновь повторил: " Все, что Всемилостивый делает – к лучшему ".
В эту же ночь грабители ворвались в село, ограбили его и увели всех его жителей в плен. Если бы рабби Акива ночевал в селе, он подвергся бы той же участи. Если бы лампа горела, петух кричал или осел заревел, он был бы обнаружен бандитами в открытом поле.


 Смерть рабби Акивы наиболее  значима для иудеев с "битахон " непоколебимой Верой .
После подавления восстания Бар- Кохбы , он был схвачен и приговорен к смертной казни.

"  На заре его вывели к смертному столбу. Ученики были неподалеку.
Стояли и смотрели.
Казнь была очень жестокой: крючьями и граблями из него вырывали живое мясо.*
Увидев первые лучи Солнца , рабби Акива начал читать утреннюю молитву (Крият-Шма шель Шахарит) полностью, как положено еврею, когда наступает рассвет.
Даже в такой ситуации он вел себя совершенно точно и скурпулезно, по закону.
 
Все ученики  спросили его  - зачем  ему .
 

И тогда ответил им рабби Акива:
      

  -Всю жизнь я не знал, когда смогу выполнить то, что сказано именно в " Крият-Шма ":
" Возлюби Всевышнего всем сердцем, всей душой своей и всем, всем, всем."

" Всем сердцем ", было сказано мудрецами, т.к. в сердце находится и кровь входящая, богатая кислородом, и кровь выходящая, бедная кислородом. Два полусердия, с точки зрения мудрецов, символизируют хорошее и плохое, - и то, что приносит пользу, и то, что вредно. " Всем сердцем " - это обоими намерениями своими, если даже в тебе есть " плохие " намерения, обоими намеренияам люби Всевышнего.

" Всем сердцем " - даже, если у тебя забирают душу.

-И сейчас, когда у меня есть эта возможность, вы хотите меня остановить?

Он закончил : " Шма, Исраэль, Адонай Элокейну, Хашем эхад "(" Слушай, Израиль, Бог наш , Бог единый ") - и умер. Это был величайший подвиг." **


____________________

* Мишна говорит, что в начале казни рабби Акива закричал от боли . Тогда Всевышний сказал ему :
" Если ты закричишь ещё один раз, я разрушу весь мир. "

 И рабби Акива  прининял муку безмолвно .


( ** http://www.angelfire.com/pro/aiurveda/Akiva.html )

___________________


И наконец о сфире .
 
По ком  мы соблюдаем траур в течение 33 дней ?  А наиболее ортодоксальные - все 49 ?


24 000 тысячи верных учеников рабби Акивы умерли один за одним в период между праздником  Песах и Шавуот .
 
В течение 33 дней - до Праздника Лаг - ба  Омер.

Я восстановлю свою прошлогоднюю статью " Костры и луки  Лаг -ба Омера " в соответствующий  день.
 

Расхожи мнения об окончании в этот день ужасной эпидемии среди учеников раби Акивы. 
Эпидемии ?   

Если речь идёт о инфекционном заболевании , почему оно обрушилось лишь на изучающих Талмуд , а не на всё население?

 
И здесь начинаются великие уроки и парадоксы истинной Веры и придерживания Буквы Закона . 

Мудрецы считают эту беду наказанием свыше за то, что ученики раби Акивы не относились друг к другу с должным уважением.
 

Как возможно,чтобы последователи самого скромного, незаносчивого и безгранично уважающего ближнего раби Акивы подверглись такой каре Небесной за неуважение ?


Рабби Акива учил: " Люби ближнего своего, как самого себя " - это фундаментальный принцип Торы .
 

Любовь .
 

Ученики раби Акивы начали фанатично , тщательно и последовательно воплощать в жизнь этот  священный принцип.
 
Но каждый - по- своему.

Каждый ученик рабби Акивы считал     с     в    о     ё     понимание " люби ближнего "-  единственно верным .

Если бы ученики любили друг друга чуть-чуть меньше  - настигла бы их кара небес  ?

Подумайте :

если каждый  начнёт любить остальных, как самого себя, начнёт считать необходимостью  исправить "ошибочное"  мышление остальных , навязывать им их личное толкование слов Учителя  - что произойдёт ?
 
Трагедия ещё и в том , что они ничуть не лицемерили - они искренне считали, что другие чего-то недопонимают  в разной степени .

 
Мудрецы говорят :  " С праведниками Б-г строг, как ни с кем ".
 
Чрезмерная любовь к ближнему привела к катастрофе - гибели 24 000 хороших, искренне верящих людей  .
 

Страшно, правда ?
 

Мы соблюдаем траур в память о том , что главная заповедь для всех Землян - это Любовь . 

В наших сердцах, в нашей Вере .
 

И посещая Гранатовый Сад в  " Залах Дворца " .....................

"... Я слышал голос Небес, он звал меня меня , он говорил о Гранатовом саде ".

                Моше бен Яаков Кордовейро . .

 

"Мне снился Пардес Римоним... Какой упоительный сон ! Я верю, что любой человек может войти в этот сад ".
 

                К.Г.Юнг. Видения. перевод Л.О.Акопяна..



L’amor che move il sole e l’altre stelle
Paradiso book of The Divine Comedy, (Paradiso XXXIII,145)*
 
                Данте Алигьери . Божественная Комедия .
                Описание Б-га :


* " Это любовь , которая движет  Солнцем  и  всеми другими звёздами ".



Кто способен на такую любовь -  Благословен .