Татлин - художник, конструктивист

Юрий Прокуратов
Татлин Владимир (1885, Харьков - 1953, Москва), художник, родоначальник конструктивизма. В 1906 году вместе с русской кустарной выставкой посетил Париж, выступая в качестве профессионального музыканта-бандуриста.

(Декану одного из факультетов во ВХУТЕМАСе).
Тот сидел за столом, занимался своими бумагами и не обратил на приход Татлина никакого внимания. Тот подождал пару минут, потом сказал: «Я Татлин, а от тебя отними этот стол, одни кальсоны останутся».

Ставить глаз под контроль осязания

Слушай, напиши мне розы, а я тебе за керосином схожу. (Татлин - Ниссону Шифрину. (Шифрин, - гл. художник театра).

Существует исторический анекдот о случае, когда Татлин выбил стул из-под Малевича, предложив ему посидеть на геометрии и цвете.

Мы живем в тишине грохота.

Искусство - в жизнь, искусство - в технику, ни к старому, ни к новому, а к нужному.

В этом мощеном воздухе родилась железная спираль проекта памятника ростом в два Исаакия.
* * *
Татлин, тайновидец лопастей
И винта певец суровый,
Из отряда солнцеловов.
Паутинный дол снастей
Он железною подковой
Рукой мертвой завязал.
В тайновиденье щипцы.
Смотрят, что он показал,
Онемевшие слепцы.
Так неслыханны и вещи
Жестяные кистью вещи.
В. Хлебников (Конец мая 1916)

«Изгибы спирали соединены сетью наклонных стоек; в прозрачном дупле их вращаются три геометрических тела. Внизу движется цилиндр со скоростью одного поворота в год; пирамида над ним поворачивается раз в месяц, и шар на вершине совершает полный поворот каждый день. Волны радиостанции, стоящей на самом верху, продолжают памятник в воздух». (В. Шкловский)

«Башня Татлина является очень сильным образом не только для меня, но и всего моего поколения» (Н. Фостер)
* * *
Идея гигантского, высотой 400 м, памятника Октябрьской революции (потом Коминтерну) в Петербурге возникла у Татлина в начале 1919 года. Отдел ИЗО Наркмпроса поддержал этот проект. Татлин с помощниками начали строить модель в мастерской бывшей Академии художеств в Петрограде. Материалом служили дерево, фанера, шпагат, жесть и металлический крепеж. Там же в мастерской 8 ноября 1920 года открылась выставка модели (её высота, по-видимому, составляла около 5 м) и чертежей к ней. Башня стояла на круглом подиуме, покрытом бумагой. Внутренние прозрачные формы приводились в движение с помощью ручки, расположенной под подиумом. В декабре 1920 года модель была выставлена в Москве в Доме союзов, оттуда её вроде бы передали в Третьяковскую галерею, где она и пропала. Осталось несколько фотографий. В 1924 году Татлину предложили построить модель башни для советского раздела на выставке декоративных искусств в Париже. К 1 февраля 1925 года работа была закончена, но сопровождать её в Париж Татлина не пустили.
Екатерина Яшанова «Невзятая высота»
* * *
Модель башни Татлина можно увидеть в Москве в Третьяковской галерее, в Центре Помпиду (Париж) и Музее современного искусства(Стокгольм), в главной столовой университета Оксфордского университета.