Притчи Квохи в курином царстве. Притча 1. Семья

Нодар Хатиашвили
Семья

Как только Квоха почувствовала, что цыплята снова утолили голод, она скомандовала:
– Теперь все пойдем в поле.
– Нам и здесь хорошо, – пропищали цыплята в ответ.
– Возможно. Но идти всё-таки надо.
– У вас не хватит зерна, чтобы кормить нас? – спросил один из цыплят, заглядывая в глаза Квохи.
– Ты прав, мой дорогой. Надолго моих запасов на всех не хватит. Но не это главное.
– Мы должны помочь вам собрать ещё зерна, чтобы его хватило надолго? – пропищал другой цыплёнок.
– Конечно. Скоро нам так и придётся поступить. Но дело не только в этом.
– Я понял, – крикнул третий. – На свете, кроме зерна, есть и другие вкусные вещи. Я, например, очень люблю дождевых червей.
– И ты прав, – согласилась Квоха. – Мне они тоже нравятся. Но сейчас я говорю о том, что вы должны не только есть, но и учиться. И я хочу вам в этом помочь.
– Вы хотите сделать нас сильными? – радостно спросил цыплёнок, стоящий рядом с курицей.
– Конечно, мой дорогой. В мои планы входит и это. Слабым в этом мире живётся очень не сладко. Но, прежде всего, я хочу показать вам, что, кроме этого курятника, есть прекрасный мир, в котором вам суждено жить. Вы должны узнать и полюбить его. Тогда жизнь будет для вас в радость, а не в тягость. Пойдёмте же.
Широко открыв двери курятника, Квоха вышла, и зашагала с высоко поднятой головой. Курица шествовала величественно и степенно, так, что со стороны могло показаться, будто она совершенно забыла о цыплятах. Однако, каждое её движение было рассчитано на них. По едва уловимым звукам сзади она поняла, что двое цыплят столкнулись друг с другом. И, не оборачиваясь, спокойно скомандовала:
– Смотрите под ноги. Чувствуйте дистанцию. Старайтесь не раскачиваться из стороны в сторону, как утки. Ходите ровно.
После длительной прогулки, когда цыплята изрядно устали и проголодались, Квоха подвела их к подсолнухам, которые валялись на земле. Не успела она открыть рот, как малыши набросились на подсолнухи и начали выклевывать из них семечки. Квоха показывала, как проще вытащить семечки из цветка, помогала тем, у кого еще не хватало силенок справиться с этой задачей. Вскоре цыплята наелись. После небольшого отдыха Квоха рассадила их вокруг себя и начала рассказ.

Притча 1. В некотором царстве, в курином государстве жила-была одна счастливая семья: стареющий глава семьи с женой, сыновьями и женами сыновей. Любовь и уважение друг к другу были для всех них так же естественны, как вода и воздух. Вскоре в семье появились внуки. Жёлтенькие цыплята, всеобщие любимчики, они сновали везде, ни в чём, не зная отказа. Родители от восторга потеряли чувство меры. Даже когда цыплята неправильно произносили слова, это всех приводило в умиление. Родители, шутливо дразня малышей, и сами стали говорить не «смотрит», а «слотрит», не «бегемот», а «бангамот» и так далее. Только дедушка с бабушкой иногда делали цыплятам замечания. Обычно это раздражало невесток, да и самих цыплят, которые в таких случаях огрызались и грубили «старикам».
Так, незаметно для всех, в некогда дружной семье пропала атмосфера любви, уважения и благополучия, а разговоры в повышенном и раздражённом тоне стали привычными.
Однажды зимним утром дед вышел во двор и увидел на свежем снегу необычные следы. Они шли от дома прямо к калитке. Петух пошёл по следу, который привёл его в лес к столетнему дубу. Старик несколько раз обошёл исполинский дуб, но следы не шли дальше. Устав, он присел на огромное корневище, торчащее из земли, как щупальца спрута, и тут услышал очень знакомый, приятный голос:
– Не меня ли вы  ищете?
– Кто вы, и откуда вы знаете, что я кого-то ищу? – спросил петух, удивлённо озираясь по сторонам и никого не видя вокруг.
– Я то, что покинуло ваш дом.
– Да кто же?
– Ваше счастье.
– А почему вы покинули нас?
– Не могу я больше жить с вами под одной крышей, – отвечал голос спокойно.
– А если я вас очень попрошу?
– Всё равно не смогу.
– Почему?
– Это не от меня зависит. Единственное, что я могу сделать для вас, это исполнить одно, и только одно, желание вашей семьи. Ждать смогу только до вечера, иначе замёрзну.
Петух, поблагодарив Счастье, помчался домой. Он ворвался в курятник, когда дети и внуки сидели за столом и спокойно завтракали, позабыв о нём и его жене. Петух позвал жену, сел на свое привычное место во главе стола и на вопрос, где он был, рассказал всё, что с ним приключилось.
– А теперь решайте, что мы должны попросить у Счастья, – закончил он свой рассказ.
Долго спорили члены семьи. Каждый говорил о чём-то своем. Но ни одно из предложений не было одобрено остальными. И, когда казалось, что придти к общему мнению уже не удастся, слово взяла старая курица.
– Попроси, чтобы в наш дом вернулась любовь. Остальное само придёт, – сказала она мужу.
– Ну, наконец, я услышал то, что так долго и терпеливо ждал от вас, – сказал радостно петух.
Через несколько мгновений петух уже стоял в лесу перед дубом.
– О чём же вы столько времени спорили? – спросил его знакомый голос.
– Верни в наш дом любовь, – попросил петух.
– Хорошо, – сказало Счастье. – Тогда и я вернусь к вам.
Цыплята, повскакав со своих мест, захлопали крылышками.