Чёрный таракан

Владимир Задра
               
     В южном городе, о котором писал Рустам Имбрагимбеков, у меня квартира. Обыкновенная трёхкомнатная хрущёвка, высокий бельэтаж шестиэтажного дома, которую вот уже несколько лет не могу продать: то у меня документы не в порядке, то клиента действительного нет, а может, просто рука не поднимается продать родительскую квартиру, в которой я живу с детства. Я уже достаточно лет живу в России, и эта двойственность мне надоела. И вот я опять приезжаю в свой город с очередной твёрдой решимостью продать квартиру.
     Так вот, в моей квартире лет двадцать-двадцать пять назад появились чёрные тараканы и я их безжалостно уничтожал, но моя жена, когда узнала, сказала:"Не убивай: это вестники денег." Я скептически на неё посмотрел, но решил понаблюдать. Я ничем не рисковал, а их убийство можно всегда возобновить. А информация - есть информация. Я инженер и к любой информации отношусь осторожно, тем более на такую интересную тему. Что сказать, вот уже двадцать лет мои чёрные тараканы ни разу не ошиблись – когда меня ждут деньги. И, главное, их не стало больше. Кстати, во время рыночной экономики они вообще исчезли. Но они знают обо мне всё, даже когда я нахожусь в России, они появляются только тогда, когда дела у меня идут на лад. Они простили мне даже тот евроремонт, который я сделал вместе с женой во время своих наездов. Выжили, ну и ладно.
     Короче говоря, о моих тараканах ходили уже легенды. Так вот, когда я приехал, то надеялся увидеть своего чёрного таракана, чтобы знать, будет ли мне сопутствовать удача в продаже квартиры. А так как меня учили в своё время считать деньги японцы, американцы, французы и так далее, то даже вывел формулу: какая приблизительно ожидает меня удача в зависимости от размера увиденного чёрного таракана. Ждать мне пришлось неделю. Время зря не терял, изучил рынок недвижимости, позвонил ребятам из риэлторских контор, поговорил с соседями и определил цену своей трёшки – она была разумной, даже заниженной. И, наконец, я увидел своего черного таракана.
     Быстрый подсчёт по формуле показал, что я ещё дополнительно лечу на десять штук от своей цены. Ситуация была плачевной. Но и меня так просто не возьмешь, ведь чемпионом своего города я был в личном первенстве. Я звоню друзьям Ровшану и Азику, которые по любому бизнесу в нашем городе имеют свой интерес или связи, и прошу их о помощи. Мы старые друзья, и они приехали сразу. Всё посмотрели, расспросили, записали, хотя и так всё знали. На всякий случай я их предупредил о цене, о которой мне сообщили мои тараканы.
Они хмыкнули и сказали, что о моих тараканах знают, но сейчас экономический кризис и с продажей квартир действительно туго, но максимально ты получишь на две-три штуки меньше своей цены; главное, ты нам не мешай, сам объявления не давай, объявления у тебя неправильные, с покупателями ты говорить не умеешь - твоё дело отдыхать. Так как это бизнес, я спросил:
     - В течение какого срока у меня будет клиент?
     - В течение месяца.
     На том и разошлись. Уговор есть уговор, объявления не даю. Время идёт, прошло две недели от срока, звонит Ровшан, потом Азик – мол, экономический кризис, покупателя нет… Я не удивился, но в отместку напомнил им о своих чёрных тараканах. Они поскрежетали зубами, но ничего не сказали. Ещё через две недели раздаётся звонок в дверь, на пороге Ровшан с бутылкой. Проходит, то сё. Я накрыл на стол что было. Выпили, закусили, Ровшан и говорит:
     - Продай своего чёрного таракана - двадцать манат даю (25$)
     Я хмыкнул:
     - Это раритет. Это серьёзный разговор. Дежурная бутылка водки у меня есть, не хватит - пойду в магазин. А пока посидим, поговорим, чаю попьём.
     Я знаю Ровшана давно, и он мой друг, но я также знаю – он помучается с ними и выбросит их. А это часть моего дома, в котором я прожил всю жизнь, и эти понятия для меня незыблемы.
     - Ровшан, объясни, как это будет выглядеть? Это их родной дом, их родная канализация. Ты что их в банку посадишь? А они будут тебе оттуда свистеть, когда будет очередное падение или повышение курса. Ты же не можешь в моей шестиэтажке вырезать всю мою канализацию и поставить у себя, легче мою квартиру купить. Да, можно посадить их в банку, но чем кормить будешь?! Бананами что ли или будешь приходить за отходами именно моей канализации?! Учти, у моих соседей их нет, а у меня есть! Потом, никогда не поверю, что ты их будешь изучать. Ты что такой же ненормальный как я, который ещё и свою идиотскую формулу написал? Ты их просто прирежешь. Между прочим, они  вообще не свистят. И что дальше?!
     Не помню, что я ещё говорил, но говорили мы часа три. Выдержать напор Ровшана – это на грани фантастики, но я был как скала. Наконец Ровшан собрался уходить, обнялись, стали прощаться. Вдруг Ровшан бросает на меня хитрющий взгляд и говорит:
     - Если Азик придёт за тараканами, скажи: я тебе двести долларов давал, ты не взял.
     - Хорошо, Ровшан, не мало?
     - Больше нельзя – не поверит.
     На том и разошлись.
     На следующий день я ещё с бодуна, звонок в дверь. Открываю – на пороге Азик с пакетом разной снеди, из которой зловеще выглядывает бутылка. Я смотрю на него и спрашиваю:
     - Ты за тараканами?  Проходи.
     - Да, а ты откуда знаешь?
     - Вчера Ровшан был.
     - Вот сволочь, всегда меня на один шаг опережает.
     - Не переживай, я не отдал их.
     Накрыл на стол что было, Азик выложил своё. Выпили. Закусили. Сижу и думаю что делать?!. Ещё одной атаки я не выдержу, но своих тараканов не отдам. Но терять своих друзей из-за них я тоже не могу. Итак, у меня лишь одна попытка, одна атака и в ней я должен выложиться весь. Сейчас выпью и с Богом:
     - Азик, ты сколько  лет меня знаешь?
     - Давно, Володя.
     - Ты знаешь, что такое для меня дом?
     - Да, знаю.
     - Это не только мой дом, но и моих тараканов. А вы с Ровшаном поматросите да бросите, или кошки их сожрут, или канализация у вас не та. Они мне доверяют, дают мне информацию, я им верю больше чем себе. Они неотъемлемая часть моего дома, значит, и меня. Азик, ты меня знаешь - я своих не сдаю. Вчера Ровшан предлагал двести долларов за штуку, деньги мне очень нужны, но я своих не сдаю. Не веришь – звони Ровшану.
     Воцарилась глубокая тишина…
     - Володя, сколько денег тебе надо?
     - Спасибо, Азик, пока держусь, если что - скажу. Давай лучше выпьем за нас, за нашу молодость, какие мы были…
     - Давай выпьем…
     Я опять не продал свою квартиру. Продал её только через раз, так сказать, в убыток. Я не увидел ни одного большого чёрного таракана, увидел только парочку маленьких. Но близкий мне человек, которому я подарил восемь с половиной тысяч долларов после продажи квартиры, за два месяца до покупателя, ночью, у себя в ванной, увидел девять больших чёрных тараканов.
     За два дня до моего отъезда навсегда я, наконец, увидел большого чёрного таракана. Наверное, он пришёл попрощаться. Смотрит на меня и не убегает. Так мы смотрели друг на друга пару минут. Потом он повернулся и побежал по своим делам. Наверное, он что-то хотел мне сказать. Но что?!...
     Только живя уже в России, я понял, что он хотел мне сказать, наверное:
     - Туда, куда ты едешь - нет чёрных тараканов. Маляву послать не могу. Поэтому, когда ты найдёшь на улице деньги любого номинала – это наша весточка тебе. Мы своих не бросаем!  Ты получишь какую-то прибыль в своих делах. Доводи это дело до конца.