1971 г. Площадница

Юрков Владимир Владимирович
1971 г. Площадница
Весною 1971 г., на Пасху, я впервые попал в церковь. Моя мать, как большинство одиноких женщин, начала искать удовлетворения в религии. А с 1970 года она действительно стала одинокой, поскольку умерла ее мать. Сводная сестра жила на другом конце города и у нее даже не было телефона, чтобы поговорить. А с Богом можно было разговаривать и без телефона.

Мои первые впечатления о церкви весьма смутные. Практически ничего не помню… высокое красивое здание Богоявленского собора, светлые иконы на стенах, какой-то затерханный народец, в основном женщины, одетые подчеркнуто бедно, грязно и неопрятно, порою до несуразности. Мне припо-минается женщина с пятью (!) золотыми кольцами в плаще болонья серо-псивого цвета и с мерзким оренбургским платочком на голове.

На улице стояли столы на которые ставили куличики и крашенные яйца, а поп их святил. Было все также как и в советских магазинах ; выстраива-лась длиннющая очередь, потому что столы были короткие. Ничего в этом обряде меня не заинтересовало. Честно сказать, надоело ждать попа.

Когда мы поставили свой кулич, испеченный мамой, который съесть бы-ло практически невозможно – подгорелый, кособокий, набитый сахаром по самое «не могу», то поп появился сразу. Он шел ни на кого не глядя, бурча себе под нос, видимо, молитвы и махал небольшим веничком святую воду. Обрызгал и меня, но, к неудовольствию матери, я никакого удовольствия не испытал.

А вот здесь начинается самое интересное. Стали шептать про какую-то «площеницу», которую скоро вынесут. Я спросил у матери что это такое? Ведь мать всегда называла себя крещенной, хотя родилась она в 1932 году и я думал, что православную религию она знает. Но все оказалась не так.

К несчастью моя мать считала себя очень умной, даже слишком. Услы-шав какой-то «звон», она сразу считала, что разобралась в услышанном, сознание собственной гениальности давало ей возможность размышлять и анализировать услышанное, а непомерная гордость не позволяла пере-спросить у тех, кто действительно знает.

И вот она мне рассказала, что это «площадница», которую выносят на площадь (поэтому она так и называется) перед церковью, чтобы верующие могли к ней приложиться в знак того, что они любят Христа и проч. и проч… Прикладываться к ней я не стал ; сработала природная брезгливость, а только сделал вид, что целую. Кстати, я заметил, что очень многие так и делают, то есть я был не одним обманщиком, а таких было много. Стало сразу же не так стыдно. Когда я сказал о своем проступке матери, она похвалила меня ; действительно можно заразиться. Так я понял, что ничего религиозного в мамке нет ; просто этот тот же театр, куда ходят смотреть и слушать то, о чем врут со сцены. Там ; роли и здесь ; роли.

Все это мне было понятно, но в школе, мне захотелось выделиться из общей массы! Я решил рассказать, что я был в церкви. Тогда это была большая редкость, Мы же были пионерами! Я рассказал ребятам все, а вот как дошел до «площадницы», нашелся один мальчик (позабыл его имя ; он был из параллельного класса), который сказал мне, что это называется «плащаница» и это холст, на котором чудом отпечатался лик Христа. И «площадь» тут не причем, и что моя мать дура ; несет всякую блажь, а его бабка, которая всю жизнь ходит в церковь много ему рассказывала про Воскресение Христово, про попов и церковный антураж.
Я покраснел-посинел и больше никогда не рассказывал про церковь.

А года через три я, наконец, в очередную Пасху, осмелился сказать матери про Плащаницу. К моему удивлению, она восприняла это совершенно спокойно ; ничтоже сумнящесь вместо «площадница» стала говорить «Плащаница». Я понял, что она ни во что не верит, а так ; делает вид. Ви-димо поэтому мое отношение к религии осталось не скажу «отрицательным», хотя иногда бывает, а скорее ; равнодушным.
Зато, первая встреча с церковью, пробудила ко мне интерес к архитек-туре. Меня поразило резкое отличие церковного здания от всего того, что я видел раньше.

Единственно нестандартное, что мне встречалось – это те-атры, но театры снаружи были почти как обычные дома. А церковь вся была необычной и красивой – и внутри и снаружи. Мне захотелось узнать побольше о церквях и я стал искать, редкие в те годы, краеведческие книги, путеводители и книги по архитектуре. И, если бы не громадный конкурс, то я, возможно бы, пошел учиться в архитектурный институт с интересом. Но… на все воля Всевышнего!