Неизвестный Израиль. 5. Север страны

Нина Рождественская
СЕВЕР СТРАНЫ*

Духовные силы, воздействующие на мир, достигают наибольшей силы на Севере Израиля, в городе Цфате и его окрестностях.
Цфат – это столица каббалистической Галилеи. Город расположен на вершине горы, на высоте 800 метров над уровнем моря. Из Цфата открывается замечательный вид на озеро Кинерет: розовые горы – синий Кинерет. Сохранились сведения, что когда-то, во времена Второго Храма, в окрестностях Галилеи на каждом квадратном метре земли жили люди. Это были времена расцвета каббалы. Каббалисты – эти исследователи высшей реальности, подобно электрическим зарядам притягивались в эту точку Земли, ибо именно здесь духовная связь и контакт с Высшей силой были наиболее сильны.

РАШБИ
Рабби Шимон Бар Йохай

Недалеко от Цфата, рядом с деревней Пкиин, находится пещера, в которой около 2000 лет назад рабби Шимон Бар Йохай и девять его учеников создали книгу ЗОАР.
…Место действия: Иудея
    Время действия: Второй век нашей эры.
Иудея почти полностью находится под властью Рима. Именно тогда засияла звезда РАШБИ (рабби Шимона Бар Йохая), предсказавшего будущее всего человечества. Талмуд упоминает о нем 2300 раз, его имя окружает множество легенд, а жизнь полна тайн. Спасаясь от гнева римского императора, он 13 лет скрывался в пещере, неподалеку от деревни Пкиин.  В тех местах и была создана книга ЗОАР – зашифрованное послание, дошедшее до нас через века.
…Еще в детстве РАШБИ волновали вопросы о смысле жизни. Поиски привели его к изучению каббалы. Дни и ночи просиживал он над каббалистическими книгами, пока за библейскими историями ему не открылась сила, управляющая миром. Со временем он понял, что ему нужен Учитель. Так в его жизнь вошел рабби Акива. РАШБИ был самым требовательным, лучшим и самым любимым его учеником. Спал РАШБИ только три часа в сутки. На его столе, из грубо сколоченных досок, все ночи горела свеча.
В то время жизнь евреев была невыносимо тяжелой. В еврейском народе император Адриан видел  реальную угрозу своей власти и поэтому держал в Иудее два легиона. И все равно народ не покорялся. Тогда Адриан решил, что нужно искоренить еврейскую веру в единого Творца, и навсегда прекратить изучение каббалы, внутренней части Торы. Это означало подписать смертный приговор всему народу, и в стране вспыхнуло восстание Бар-Кохбы. Оно охватило всю Иудею. 24 тысячи учеников рабби Акивы погибли в кровопролитных боях и эпидемиях. Выжило только пятеро, и среди них РАШБИ. Император Адриан мстил непокорным с особой жестокостью: выжигались поля, тысячи людей были казнены, сотни тысяч угнаны в рабство. Решив сломить дух народа, римляне публично казнили рабби Акиву.
Дошла очередь и до РАШБИ. Императору докладывали, что он дерзок, не признает римскую власть, почитаем и любим народом. Адриан приказал схватить РАШБИ и казнить на площади, как рабби Акиву. Но поймать РАШБИ не удалось. Обойдя все римские посты, он, вместе с сыном Эльазаром, ушел от преследователей на Север страны.
РАШБИ и его сын нашли убежище в Галилее, в маленькой, пропахшей сыростью, пещере. Они прожили там 13 лет, посвятив все время изучению каббалы. Для пищи им хватало плодов рожкового дерева и воды из близлежащего источника. Через 13 лет умер император Адриан, и РАШБИ с сыном вышли из пещеры. В сознании РАШБИ уже жила книга, которую он должен был написать. Вместе со своими учениками РАШБИ уединился в пещере на горе Мерон, и с их помощью написал книгу «Зоар» - главную книгу каббалы.

КНИГА «ЗОАР»

ЗОАР переводится, как «сияние». Инструкцию постижения духовного мира рабби Шимон должен был изложить в тайном виде, чтобы она могла раскрыться лишь тому, кто страстно этого желает и чья душа бескорыстна. Из девяти учеников только рабби Аба мог записывать духовные знания в скрытом виде, в форме простых рассказов. «И таким образом организую я нашу работу: рабби Аба будет писать, рабби Эльазар, мой сын, будет проговаривать слова, а остальные товарищи будут говорить в сердцах своих» (книга «Зоар», глава «Аазину»). Почему книга «Зоар» писалась в пещере? Пещера чем-то близка материнскому лону. Кроме того, человек как бы находится внутри Земли, получая от нее живительную энергию. Современные многоэтажки, отрывая нас от земли, делают нас ущербными, лишая ее защиты. Не случайно сейчас существуют лечебные методики, рекомендующие ходить босыми ногами по земле (не в городе, конечно, а на природе).
…Работа над книгой не прерывалась ни на минуту, но после написания она исчезла, и появилась только через 800 лет. Нашел ее арабский мальчик и продал случайным прохожим, как оберточный материал. Часть листов попала в руки одному мудрецу. Бросившись на поиски драгоценной находки, часть листов он нашел в мусорных ящиках, а часть скупил у торговцев. Из найденных листов была собрана книга «Зоар», которая и известна нам сегодня.
В книге «Зоар» предсказано, что в конце 2000-летнего периода, отведенного на исправление человечества, все постигнут тайны этой книги и что без нее мир развиваться не сможет. «По мере приближения к окончательному исправлению даже новорожденные познают тайны мудрости и средство освобождения. В те времена это раскроется каждому». («Зоар», глава «Ваера»).
Таинственная книга «Зоар» - это врата в вечность, но понимают пока это только каббалисты.
РАШБИ умер в день праздника Лаг ба Омер в 190 году нашей эры и похоронен на горе Мерон. В день празднования Лаг ба Омер по всему Израилю зажигаются костры, и свет от этих костров, как память об удивительном человеке РАШБИ и его книге «Зоар», в которой заключен свет вечной жизни.
Следующий каббалистический «взрыв» в Цфате произошел лишь во второй трети шестнадцатого века, когда в 1570 году там появился Ицхак бен Шломо Лурия Ашкинази, или АРИ, человек-легенда.

СВЯТОЙ АРИ

Почти все, что известно об АРИ – это сказание. Об АРИ есть множество преданий, одно из которых гласит, что к рабби Шломо, будущему отцу АРИ, явился пророк Элияу и сказал: «Жена родит тебе сына, и назовешь его именем Ицхак, и освободит он Израиль из-под власти тьмы… И благодаря ему в мире раскроется учение каббалы».
В 1534 году  в Иерусалиме, на улице Ор а-Хаим (кстати, название улицы переводится, как «свет жизни»), родился мальчик, которого назвали Ицхак бен Шломо. Очень рано в нем проявились необычайные задатки. Уже в 7 лет он поражал учителей своими способностями, которые предсказывали ему большое будущее. Смерть отца заставила семью переехать в Египет к брату матери. Мордехай Франсис, богатый откупщик налогов, радушно встретил сестру и племянника. Маленького Ицхака он полюбил как сына и взял на себя заботу об его образовании. У Ицхака были лучшие по тем временам учителя: рав Давид бен Шломо ибн Замра, главный раввин Египта, и рав Бецалель Ашкенази, автор многих трудов.
В возрасте 15 лет АРИ женился на дочери своего дяди. Чтобы полностью сосредоточиться на учебе, АРИ поселился на маленьком острове посреди Нила. Там он приходит к выводу о необходимости изучения каббалы. Народная молва гласит, что АРИ «даже во сне изучал тайны каббалы с душами праведников в Ган Эден (райский сад)». Огромное желание и необычайные способности помогли ему проникнуть вглубь мудрости великой книги «Зоар». Именно в это время начинает формироваться его методика изучения каббалы.
В 1570 году АРИ переезжает с семьей в древний город Цфат – центр изучения каббалы того времени. Молва о его мудрости быстро распространяется среди старейших каббалистов Цфата, которые готовы учиться у него 36-летнего. Сам Моше Кордоверо (РАМАК), о котором АРИ говорил: «Учитель наш, да не иссякнет свет его» - приходил к нему учиться.
АРИ преподает каббалу по новой методике. Он постиг все тайны мироздания, и готов открыть их всем желающим. Народная молва приписывала ему даже знание языка зверей и птиц, шуршания листьев и голосов ангелов. Люди говорили, что он знал все, что происходит с душами людей и видел пути их исправления.
Одним из учеников АРИ был молодой человек Хаим Виталь. Я позволю себе дать несколько выдержек из сценария Семена Винокура «Завещание АРИ», которое ведется от лица Хаима Виталя:
«Урок закончился, и я стал ждать, пока люди разойдутся. Вдруг кто-то со стороны входа подошел к АРИ и очень тихо произнес, что его ждет молодая женщина. АРИ вышел из синагоги. Перед ним стояла необычайной красоты молодая женщина. Видно было, что в ней борются самые противоречивые чувства: еврейский закон не очень позволял ей просто так подойти и начать разговор с мужчиной, и кроме того ее буквально трясло от страха, потому что про каббалистов распространяют какие-то никем не проверенные слухи, которые наводят на непосвященных жуть и священный трепет… АРИ смотрел на нее и ждал, что она начнет говорить, но она не могла выдавить из себя ни слова, стояла, опустив глаза, и не могла выйти из оцепенения…
Внезапно из ее глаз хлынули слезы, и она стала что-то быстро говорить, но все было непонятно, кроме слов благословения. АРИ стоял не двигаясь. Он смотрел сквозь женщину и, казалось, вообще не видел ее. Тогда она внезапно успокоилась, истерика прекратилась, и она сказала:
- Рабби, великий рабби. Все говорят о том, что вы можете делать любые чудеса. Я не буду мучить вас рассказами о своих несчастьях. Мне говорили, что вы только смотрите на человека и этого достаточно, чтобы знать о нем все. Я только прошу Вашего благословения, дайте мне его, дайте, дайте…
АРИ нахмурился, потом лицо его разгладилось, и весь его вид выражал недоумение. Он не то, чтобы колебался, он вдруг стал, как ребенок, который никак не может понять, что это за женщина, какое он имеет к ней отношение, что он должен ей дать и какой помощи она от него ждет? Они оба застыли – он и женщина – и простояли так несколько мгновений, но мгновения эти как будто выпали из общего движения времени. Вместе с АРИ все замерло. Он повернулся и сказал так, чтобы его слышали все стоящие вокруг:
- Я не фокусник и не колдун. Я рав. Я рав, занимающийся величайшей наукой в мире – каббалой. Я не должен изготовлять камеи и заклинания. Я каббалист и все мои действия должны быть направлены на исправление мира. В вашей просьбе и просьбах таких, как вы, есть то, что я не должен делать, то, что не входит в мои обязанности и полномочия. Я не должен заниматься исправлениями действий Творца».
Эта фраза: «Я не должен заниматься исправлениями действий Творца», - замечательна. Как часто мы надеемся, что некто изменит нашу жизнь к лучшему, устранит страдания из нашей жизни. Мы не понимаем, что страдания на то и даются, чтобы мы задумались, почему они с нами происходят. Возможно для того, чтобы мы изменили свою жизнь?
Хаим Виталь был единственным учеником АРИ, которого он выделял из всех. Однажды они гуляли в роще и АРИ сказал: «Послушай, я сейчас получил разрешение рассказать тебе о некоторых важных вещах, так как из всех учеников, которые есть у меня сегодня, только ты полностью принимаешь и понимаешь мое учение. Поэтому только ты сможешь  записать его и передать следующим поколениям. Я знаю, что жить мне осталось недолго, может, год, может, чуть более. Если я потрачу это время на написание книг, то ничего не успею. И, кроме того, тебе дана необыкновенная память. Все оставшееся время я буду рассказывать тебе столько, сколько успею, а ты потом запишешь все это и передашь дальше. Только твои ученики продолжат настоящую каббалу».
Но Хаима Виталя мучило то, что он не понимал многое из того, чему учил АРИ
«Однажды, спустя несколько месяцев с того дня, как я начал учиться у рава Ицхака Лурия, меня вдруг охватило страшное отчаяние… Я… поймал себя на мысли, что я ничего не понимаю… Все, что он говорил, превратилось для меня в массу звуков, в монотонные мелодии отвлеченных фраз». Но АРИ на то и был АРИ, что видел и понимал людей.
«На следующий день мы с АРИ с раннего утра отправились в сторону озера Кинерет…
- Сейчас мы с тобой совершим небольшое плаванье, - сказал АРИ, и мы поволокли двухместную лодку к озеру…
Мы выплыли на середину озера и стали крутиться, как будто АРИ что-то искал. «Здесь!» - вдруг воскликнул он, и мы остановились. Легкий водоворот кружил лодку на одном месте. АРИ взял кружку и зачерпнул ею воду.
- Пей, - протянул мне кружку, - пей все залпом. Это место – тот самый блуждающий колодец Мирьям, о котором все говорят и никто, как обычно, ничего не знает. Пей, и все знания каббалы откроются тебе. Ты постигнешь духовные миры, в которых находится все: причины и следствия, прошлое и будущее. Ты познаешь самого Творца…».
АРИ покинул этот мир в 1572 году в возрасте 38 лет. Перед своей смертью он завещал продолжить занятия каббалой только Хаиму Виталю. Об этом упоминается в книге «Врата перевоплощений»:
«К смертельно больному АРИ вошел один из его учеников, Ицхак Коэн, и, заплакав, сказал:
- На это ли мы надеялись, желая при Вашей жизни увидеть благо, учение и великую мудрость в мире?
Ответил ему АРИ:
- Скажи товарищам от моего имени, чтобы с этого дня не занимались вовсе той мудростью, которой я их обучал, ибо не поняли они ее, как должно. Пусть занимается ею один Хаим Виталь, в одиночку и скрытно…
Ицхак Коэн с волнением спросил:
- Неужели нет больше надежды?
Ответил ему АРИ:
- Если заслужите – я приду, и буду учить вас.
Не поняв этого, Ицхак Коэн вновь обратился к нему с вопросом:
- Как же Вы придете и будете нас учить, если покидаете сейчас этот мир?
- Не в твоем ведении таинство, - ответил АРИ».
Всем великим каббалистам необходим был ученик, обладающий особой душой, чтобы с его помощью можно было раскрыть миру свои духовные постижения. Рабби Аба записывал слова РАШБИ, и так была создана книга «Зоар». И Хаим Виталь записал вслед за своим учителем все его учение, известное сейчас, как «Каббала АРИ». Ее основные произведения: «Древо жизни» - книга, которая научно описывает систему Высших миров, а также «Восемь врат» - серию книг, объясняющих, в числе прочего, кругообороты душ.
АРИ был наделен самыми разными дарованиями. Он с одинаковым успехом мог заниматься торговлей, которой зарабатывал на жизнь, и сочинением стихов. Наиболее известно его гениальное стихотворение «Древо жизни», в котором он описал процесс сотворения мироздания и нашего мира. По мнению многих наших современников, в стихотворении АРИ описывается в поэтической форме теория возникновения Вселенной в результате «Большого взрыва». Я позволю себе привести его здесь полностью:

«Знай, что до начала творения был лишь Высший,
все собой заполняющий, свет.
И не было свободного,незаполненного пространства –
Лишь бесконечный ровный свет все собой заливал.

И когда пришел Он сотворить миры и создания, их населяющие,
Этим раскрыв совершенство Свое,
Что явилось причиной творения миров,

Сократил себя Он в точке центральной своей –
И сжался свет и удалился,
Оставив свободное, ничем не заполненное пространство.
И равномерным  было сжатие света вокруг центральной точки,
Так, что место пустое форму окружности приобрело,
Поскольку таковым было сокращение света.

И вот, после сжатия этого,
в центре заполненного светом пространства
Образовалась круглая пустота, лишь тогда
Появилось место, где могут создания и творения существовать.

И вот, протянулся от бесконечного  света луч прямой,
Сверху вниз спустился,внутрь пространства пустого того.
Протянулся, спускаясь по лучу,свет бесконечный вниз,
И в пространстве пустом том сотворил все совершенно миры.

Прежде этих миров был Бесконечный,
В совершенстве настолько прекрасном своем,
Что нет сил у созданий постичь совершенство Его –
Ведь не может созданный разум достигнуть Его.
Ведь нет Ему места, границы и времени.

И лучом спустился свет
К мирам, в черном пространстве пустом, находящимся.
И круг каждый от каждого мира,
И близкие к свету – важны,
Пока не находим мир материи нашей в точке центральной,
Внутри всех окружностей, в центре зияющей пустоты.

И так удален от бесконечного – далее всех миров,
И потому материально так окончательно низок –
Ведь внутри окружностей всех находится он –
В самом центре зияющей пустоты.

Великий АРИ знал и говорил об этом Хаиму Виталю, что наука каббала начнет стремительно распространяться по миру. Он говорил о нашем времени.

* В статье использованы каббалистические источники.