Исповедь системного администратора

Зоя Карпова
живая цитата: «прошу наш сервер не хакать»
               

ПРЕДИСЛОВИЕ

     Системные администраторы бывают очень и очень разными. Их как фрукты можно рассортировать по сортам и категориям. Одни, толстые и ленивые, спят в самый разгар рабочего дня, который для обычного пользователя начинается в восемь утра и заканчивается в пять вечера. Многие думают, что этот бурундук только и делает, что ест «хот доги» и гамбургеры, запивая их немереным количеством чая. Глядя, на них создается впечатление, что начальник держит этого замшелого ленивца исходя из своих личных симпатий к экзотическим существам. Однако вверенные ему компьютерные сети не вылавливают из Интернета никакой вирусной, равно как и любой иной виртуальной инфекции, в общем, работают как часы, потому что безопасность информации поддерживается им на самом высоком уровне. Его вычислительный комплекс от самого мелкого до самого крупного механизма исправно тикает: «Тик-так, тик-так».


     Другой сорт системных администраторов – это такие живчики, которые все время на виду. Им не лень бегать с этажа на этаж, даже не пользуясь лифтом. Они поджарые, шустрые и почти ничего не едят. Пользователи регулярно их видят, слышат и осязают их присутствие. Такие админы бегают, суетятся, ежечасно кого-то распекают, даже если и не за что, то создают необходимый прецедент для этого. Был бы повод, так сказать, показать себя любимых в действии. Они ежеминутно загружены большим объемом работ, о чем вечно жалуются чьим-нибудь ушам от чьей-нибудь жилетки. Но попробуйте, предложить им взять помощника, чтобы разгрузиться от этого неподъемного груза – станете кровным врагом всего человечества. У такого сорта админов, постоянно в сетях что-то копошится, свежевыловленное, неопознанное и очень заразное. Происходит нечто, близкое к красной границе ЧП. Они старательно ищут виноватых пользователей и, находя таковых обязательно, устраивают им всенародный судебный процесс со строгим выговором или лишением премии. Ну а что касается безопасности информации – так на этом поле конь точно не валялся, и даже не забегал туда попастись...


ИСПОВЕДЬ
Часть первая и последняя

     Труден и тернист порой бывает путь, которым ты идешь. Особенно колючими и непролазными бывают его дебри, если идти впотьмах и на ощупь. На каждом шагу тебя подстерегают невиданные звери: это могут быть страшные большие черви или мутанты – троянские кони, или зеленые дракончики, или тихо и незаметно летящие вирусы. Одни из них появляются внезапно и оказываются на твоей дороге, широко разинув свою электронную пасть. Их легко обнаружить с помощью лаборатории Касперского. Другие подкрадываются незаметно и за твоей спиной пытаются что-нибудь откусить или спереть прямо из твоей драгоценной корзины, напичканной всякой полезной всячиной. Вы помните, что именно в корзине каждый начинающий пользователь хранит свои наиболее ценные файлы.


     Да, нелегок и опасен тернистый путь для системного администрирования. Не из слабого десятка выбирается этот умелец. И я вам по секрету скажу: далеко не каждый человек может согласиться на эту полную приключений работу. Вот возьмите, к примеру, меня. Я кто? О, рыба моя! Вы еще спрашиваете? В мои обязанности входит – выполнять работу полного системного администрирования нашей компьютерной сети. К слову сказать, я работаю в одной очень солидной геологоразведочной организации. Тс-с! Серьезная и ответственная работа! Но, как говорится, должность обязывает! Кто сказал, что я не справлюсь? Чирей вам на язык! Хотите, я поведаю вам о своих трудовых буднях?


     Тяжело спать на клавиатуре. Кто этого не знает? Спросите у любого админа, если не верите. Можно ведь ненароком спросонья задеть локтем недопитый чай и разлить его прямо на клавиши этой виды видавшей клавиатуры или на дорогостоящую лазерную мышку. Гораздо легче отследить ай-пи адрес нарушителя в локальной сети и нагрянуть к нему прямо к рабочему терминалу и сделать ему подобающее внушение. О! Какое это наслаждение – показать кое-кому Кузю и его, то есть кузькину, мать. Смотрите, завидуйте, вот на что годится системный администратор.


     Однако и системному администратору нужен отдых. Это сладкое слово – свобода! Законный отпуск, между прочим – это святое. Свобода от забот и ежедневных хлопот. Никаких компьютеров, никаких сетей, никакого Интернета! Вперед – к зимним заготовкам, в огород, в курятник и с песней! Август и его последние, еще теплые деньки – благодатная пора уходящего лета! Хорошо быть в отпуске летом, денек-другой, да и третий не помешал бы. Я размечталась. Аккурат, на третий-то день все и произошло.


     Тут намедни ко мне приставили группу студентов, приехавших к нам на практику в нашу организацию. Конечно же, я с энтузиазмом восприняла эту радостную весть, когда телефонная трубка голосом многоуважаемого шефа мне приказала, прервать свой законный отпуск, причем взятый летом и, причем только позавчера. Поэтому на следующий же день вместо парадного фартука, в котором я хожу на экскурсию в свой показательный огород и такой же курятник, я надела привычную рабочую форму и согласно должностной инструкции снова приступила к своим обязанностям системного администрирования.


     Полная трудового огня я пришла в свой вычислительный центр поделиться опытом программирования с, так сказать, молодой растущей сменой. Так. Хорошо. Где студенты, где практиканты? Подать их сюда! Ага, вижу-вижу. Молодые и зеленые, лопоухие и пугливые? Великолепно! Ха-ха-ха! Что же, просто прекрасно! Я мысленно потираю руки – есть обширное и не паханое поле для моей трудовой нивы! Начнем. Главное здесь – это в самом начале произвести впечатление на людей. Мой уникальный метод имеет на этот случай всякие тонкости и технологии. Они – не для слабого ума. У меня в запасе всегда есть хорошо поставленный уверенный голос, нужная громкость и вкрадчивость. Итак, я начинаю свою горячую речь.


    - Дорогие мои, уважаемые товарищи студенты, господа практиканты! Вы понимаете, что Вы только начинаете свое знакомство с трудовой деятельностью нашего вычислительного центра. Прежде всего, хочу Вас предостеречь от всяких там лишних шагов. Ну, Вы понимаете, типа: шаг влево, шаг вправо – карается сурово. Наша организация – всеми уважаемая в нашем обществе, и работать у нас считается очень престижно для каждого будущего исследователя или программиста.


     - Работать Вы будете много (загружу – по самые помидоры!), поэтому не отвлекайтесь на всякую там ерунду. Из моего богатого опыта системного администрирования могу Вам заявить, что частенько после таких вот молодежных практик выходит следующее. Народ приезжая к себе домой начинает посылать мне на сервер всякие там сообщения: «С приветом админу!». Заранее хочу предупредить. Вы это дело бросьте!


     - Ситуация тут такая. У меня слишком много работы, особенно, как у системного администратора. Мне некогда заниматься безопасностью информации. Кто сказал инфы? Ага, значит, мне послышалось! Повторяю, поскольку мне некогда заниматься безопасностью инфы, то есть, информации, поэтому наш сервер не защищен от атак хакеров. Как почему не защищен? (Глупые мальчишки! Ламеры!) Ты глухой, что ли, рыба моя? Мне некогда этим заниматься, потому что других дел полным полно. Вы спрашиваете, полностью ли он открыт? Вот дела! Глухой, если недослышит, так сам придумает. Зарубите себе на носу! Наш сервер полностью открыт, поэтому прошу его не хакать! Все это уяснили? Почему-почему?


     - В нашей уважаемой организации  я давно работаю. С тех времен мало, как обновилась страна, нас мало осталось, старых кадров. Я - почти «последний из могикан». Но, не смотря, ни на что, мы, могикане, еще много чего можем. Никаких «хи-хи»! На мне висит многотонный груз работы. Конечно, бывает кое-что, не успеваю сделать сегодня, приходится откладывать на завтра. Когда-нибудь сделаем и это.


     - О чем это я? Ага. Наши исследования за двадцать пять лет работы уникальных экспериментальных устройств, накопили большой объем информации, которая вся целиком помещена в архивы и в базы данных. Поскольку наш сервер полностью открыт, то в случае хакерских атак, весь наш ценный архив просто-напросто весь накроется. Представляете, сколько времени и трудов будут исследователями зря потрачены, ко…, то есть отправятся именно туда, к Кузе и кузиной маме под хвост? Ага, представили? А, следовательно, и уяснили! Вопросы есть? Вы спрашиваете, есть ли копии архивов? Ну, это прямо скажем вопрос сложный и не ко мне адресован. Лично я за дублирование, копирование и переписывание информации ответственности не несу. Еще вопросы? Кто в нашей организации отвечает за безопасность информации? Рыба, моя, по инструкции, если нет отдельного человека, то за безопасность информации отвечает, конечно же, системный администратор. А я кто? Я и есть, мой дорогой, – надеюсь, что ты не хакер, – системный администратор. Однако, во избежание недопонимания, повторяю. Поскольку мне некогда заниматься безопасностью, и наш сервер полностью открыт, поэтому прошу его не хакать!». 


     Вечером я с удовольствием вспоминала и пересказывала соседке свой вдохновенный спич. Каков итог моего обычного трудового дня, спросите Вы? Не без гордости замечу. Надеюсь, что мой глубокоуважаемый шеф, присутствующий при первом знакомстве с практикантами, по достоинству оценил мои трудовые усилия, как системного администратора, и, смею надеяться, что остался доволен.

***

     Так что, уважаемые, прошу наш сервер не хакать! Вы спрашиваете, как надо бороться с хакерами? Нет проблем! Очень просто! Работать надо с людьми, работать и причем, вдумчиво работать!