Диснейленд для технарей

Мария Фрэмд
Еще в пятницу вечером меня предупредили, чтобы вовремя легла спать, так как в субботу выспаться не удастся. «Хочешь быть ведомой – придется слушаться», - было мне сказано.
- А что делать будем?
-Увидишь!

И вот после роскошного раннего завтрака с ароматнейшим, крепким кофе – чтобы не канючила – меня сунули в машину и велели набраться терпения. Указатели, мелькавшие на автобане, повергали меня в недоумение. Я не могла понять, куда мы едем.  Мы съехали с автобана по указателю Вольфсбург.

Кто-нибудь знает, что такое Вольфсбург? Этот небольшой городок, насчитывающий в настоящее время около 120000 человек, был основан в 1938 году как место жизни обслуживающего персонала нового завода по производству доступных всем автомобилей. Знаменитого Фольксвагена. Интересно, что идея предшественника этого « доступного всем и каждому» автомобиля–жучка принадлежала Фердинанду Порше. Автомобиль должен был стоить 990 рейхсмарок, что примерно соответствует сегодняшним 3700 евро. С 1938 года желающие имели возможность покупать еженедельно специальные сбермарки стоимостью в 5 марок и по достижении необходимой суммы получить свой автомобиль. В июле 1938 года был заложен новый город с совершенно неудобоваримым названием, утвержденным лично Гитлером. Stadt des KdF-Wagens bei Fallersleben. Привожу это название здесь, так как оно представляется мне очень показательным. Этот народный автомобиль (так и переводится дословно слово «Volkswagen»), как и завод по его производству, являлись одним из важнейших проектов национал-социалистов в период рекламной кампании в качестве блюстителя интересов «маленького человека». KdF означает „Kraft durch Freude“, то есть «Сила из радости». Таким образом, город был назван «Городом автомобиля КДФ около Фаллерслебен».

Как и многие предвыборные обещания и проекты, автомобиль «для всех и каждого» ко всем и каждому не попал. На заводе стали выпускать военные средства передвижения. А уже выпущенные 630 «жучков» отправили немецкому африканскому корпусу.
Название Вольфсбург было дано городу уже после войны в 1945 году англичанами по имени находящегося поблизости поместья, основанного еще в 1305 году.
Почему я об этом всем рассказываю? Вот этот, прошу прощения, городишко, оказался настоящим калейдоскопом современной архитектуры и Диснейлендом для технарей (название мое).

В архитектуре города принимали участие такие знаменитые архитекторы ХХ века как Алвар Аалто, Ханс Шарун и Заха Хадид.

Так вот в здание, построенное по проекту этой самой Захи Хадид, которую я рискну назвать одной из интереснейших архитекторов современности, меня и привезли. И окунули в детство.

Называется это удивительное место Phaeno. Описывать строение я не стану. Если вам не приходилось ходить по наклонным полам между косых стен и замысловатых лабиринтов, должных создавать впечатление ландшафта, что они, кстати говоря, и делают, то все мои попытки предать это напрасны. Скажу только, что это сооружение, как с эстетической, так и с инженерной точки зрения, исключительное. Не зря его относят к 12 самым значимым архитектурным сооружениям современности, наряду с музеем Помпиду в Париже. При этом наполнено оно массой экспериментов, призывающих заглядывать, прислушиваться, трогать, щупать и балдеть.

Прямо над эскалатором входа нас встретил вечный двигатель. Ну... почти вечный...
Мир зеркал сменялся миром шестеренок. Рядом расщеплялся свет, и менялись тени. Очаровательные лица превращались в мерзкие гримасы и наоборот. В углу полыхало микроторнадо. Трепетали шелковые полотна, расстреливаемые звуковой пушкой. Переливались водные струи, крутя колеса из ложек, приводящие в движение сложные конструкции и, в конце концов, молоток гонга. Вибрировала лежанка, превращая звуки музыки в физические волны. Вставали дыбом волосы от прикосновения к заряженному током шару. Артистично-вежливый робот с видимым удовольствием вел с нами беседу, жестикулируя металлическими руками.

Хохочущая публика наблюдала трансляцию инфракрасной камеры из абсолютно темного лабиринта, в котором нас ожидали гладко-шершаво-пушисто-твердо-неожиданные поверхности, вдруг оказывавшиеся под руками или перед носом.
В общем и целом 300 различных экспериментов, рассчитанных, в первую очередь, на детей разного возраста, засасывают и взрослых, заглядывающих, подслушивающих, трогающих.
Разумеется, загнивающий капитализм постарается и здесь удовлетворить вас и желудочно, и сувенирно-подарочно...

А вечером оно светится! Всеми своими уникально-разными окнами.
Напротив этого здания через дорогу расположен огромный комплекс распродажи знаменитых дизайнерских фирм. Немецких, итальянских, американских.
А напротив, через реку и вокзал, над которыми перекинут мост с движущейся дорожкой, находится Автоленд - царство концерна Фольксваген. На его огромной территории можно и погулять, и познакомиться с историей автомобилестроения, включающей также различные аттракционы, увидеть в близи легендарные Ламборгини и Бентли, полакомиться всякими яствами, приготовленными знаменитыми поварами, поглазеть, купить машину, подняться в стеклянную двадцатиэтажную башню, наполненную автомобилями, и получить свою машину, если вы ее купили.

Впрочем, если Вам неохота платить за вход и вообще идти в этот самый концерн, потому что вы и так устали, то можно просто разлечься на мягких матрасах, брошенных на стеклянный пол, будто парящий над полем глобусов всех мастей, но одного размера, глядя при этом на подвешенный под потолок огромный решетчатый земной шар с бегущей по нему светящейся красной строкой новостей.

Уставшая от впечатлений и оставленных позади километров с экспонатами, я, наконец, села в машину с ощущением удачно прожитого дня и мыслью, что надо бы вернуться в Вольфсбург летом, когда там начнется праздник фонтанов или рок-фестиваль.
В теплом покое машины, уносившей меня домой, глаза мои сами собой стали смыкаться и в голове мелькнула, погаснув мысль: «И за что мне такое счастье?»