Друг моего брата

Олег Макоша
             Я их помню мальчишками. Они дружили с первого класса и часто заходили к нам домой. Но разница в шесть лет (например, им по десять, а мне шестнадцать) не давала возможности вглядеться. Жизнь казалась бесконечной, а мелочь пузатая, что путалась под ногами, только отвлекала от насущных дел. Дела, в основном, состояли из влюбленностей и выяснения отношений, как с любимыми, так и с конкурентами.
             Мы много тогда дрались, и позже, мальчишки пользовались моей известностью в узких кругах местных хулиганов. А тогда, они или бегали под окнами нашего огромного шестнадцатиподъездного дома или сидели в комнате, занимаясь, то ли уроками, то ли просто так, колбасясь, под настроение.
             Позже, когда брат подрос, а мои любовные дела приняли небывалый, как казалось, накал, брат стал моим конфидентом и наперсником. Не знаю, рассказывал ли он об этом своему другу Саше, но при редких встречах со мной Санек смотрел почтительно.
             Роль старшего брата, не то чтобы трудна, но в какой-то мере, ответственна. Я кое-что объяснял ребятам о взаимоотношениях на улице, когда дело примет плохой оборот, и давал читать любимые книги. Кстати, оба выросли страстными книгочеями, но к этому я еще вернусь. Так и жили, пересекаясь, то на улице, то дома, редко – в школе (младшие классы учились в другом крыле).
             Спустя время, пацаны окончили школу, Саша поступил в институт, а мой брат все не мог определиться со своим будущим. Устроился на работу, потом, а это были девяностые годы, организовал свой бизнес. Их дружба с Сашей не закончилась, но, как это бывает, каждый, занятый своим делом, находил мало времени для встреч или посиделок. Девяностые – очень быстрые годы, как мне теперь кажется.
             Иногда я встречал Сашу на улице. Рядом с домом, в который я переехал, был и есть большой магазин, что раньше назывался – Универсам, а теперь – Торговый центр. Если хочешь кого-нибудь встретить, из тех, кто живет неподалеку, стоит только постоять минут двадцать около входных дверей и человек появится, не сегодня, так завтра.   
             Саша всегда выглядел хорошо: в пальто или плаще, смотря по сезону, с дипломатом, улыбчивый, воспитанный парень. Один раз я занял у него денег, у меня был один из плохих периодов, что приходят систематически, я сидел на мели, и стрельнул полтинник, на который откровенно купил выпить. Саня дал денег с радостью, я видел, что он рад встрече и отдает лавандос, не кривя душой, возможно, и не ожидая возвращения.
             Виделись мы редко, как я уже говорил, но моя мама, жившая в двух шагах от Саши, встречала его маму, и была в курсе всех новостей.
-- Вылитый ты – говорила она мне.
-- То есть?
-- Придет с работы и весь вечер книжки читает. Ничем больше не интересуется. Странные вы молодые люди.
             Потом мой брат погиб.
             Я не видел никого из его друзей со дня похорон. Не было ни возможности, ни желания. Случайные встречи в транспорте не в счет. Но время шло, и спустя несколько лет, обусловленные общими приятелями, местом проживания и учебы, мы пересеклись.
             Мой близкий друг законтачил с Саньком, они стали часто видеться, выпивать, обмениваться дисками и трепаться обо всем понемногу. Однажды пригласили меня. Мы скинулись, купили бухла, разместились на полянке и приятно выпивали. Через час-полтора друг ушел домой, прихватив с собой сигареты, а мы еще некоторое время с Саньком торчали на лавке, стреляя покурить у прохожих.
             Виделись еще несколько раз, заходили к Саше домой, слушали «Металлику», до которой он был большой охотник, выпивали, разговаривали. Когда кончались деньги, предпринимали некоторые действия, о которых здесь говорить не хочется. Санек подобрал мне несколько книг на свой вкус, помню сборник афоризмов Ежи Леца и «Черный роман» Богомила Райнова. Я их забыл, так и не взял, уходя от него последний раз. Когда вспомнил, стало недосуг, закрутили какие-то дела и проблемы.
             Спустя еще почти год, на том же месте, у Торгового центра, встретил того самого общего товарища и собутыльника. Он-то мне и сказал, что Саша умер. Я сначала не понял о ком речь. Так бывает, когда информация не хочет укладываться в голове. А когда осознал, долго не мог осмыслить.
             Ему было тридцать пять. Среднего роста, доброжелательный, умный, интеллигентный мужчина. Книгочей и любитель тяжелого рока, метала. Первый и лучший друг моего младшего брата. Мой товарищ и, чего греха таить, собутыльник. С ним было интересно выпивать (а это очень важно) и разговаривать. Знаю, что он писал стихи, которые никому не показывал. Так бывает. Собирался жениться. И умер в один день от обрыва какого-то сосуда в горле.
             Я надеюсь, они, мой брат и Саша, встретятся в тех местах, где встречаются все. И накатят амброзии или что там подают хорошим ребятам, в густых кущах рая, потому что ада они не заслужили.