Российские колумбы. от автора. вместо пролога...

Владимир Маркин
РОССИЙСКИЕ КОЛУМБЫ
Маркин Владимир Юрьевич

Отрывки из книги публиковались русскоязычной прессой Сан-Франциско (США, Калифорния)
в 2006 г.

Содержание

От автора

Вместо пролога: на восток, к берегам Америки

Глава 1. Первое кругосветное плавание

Глава 2. Камергер Резанов в Америке и подлинная  история  «Юноны» и «Авось»

Глава 3. Новые вояжи в Русскую Америку и на Дальний Восток

Глава 4. Россияне в Калифорнии и основатель русского поселения  Иван Кусков

Глава 5. Первое открытие россиян в южном полушарии и невероятные приключения доктора Шеффера на Гавайских островах

Глава 6. На «Рюрике» вокруг света и в Берингов пролив

Глава 7. Гагемейстер, Головнин и конец эпохи правителя Баранова

Глава 8. «Восток» и «Мирный», «Открытие» и «Благонамеренный»

Глава 9. Кругосветное путешествие на шлюпе «Предприятие»

Глава 10. Кругосветное плавание на шлюпе «Сенявин»

Глава 11. Дальнейшая судьба Русской Америки и открытых россиянами тропических островов

Библиография
               



От автора
               
Эта книга написана на основе малоизвестных и совершенно неизвестных широкому кругу российских  читателей подлинных исторических фактов, и посвящена открытию и освоению россиянами земель северо-западной Америки и первым русским кругосветным экспедициям.

Граждане современной России вправе гордиться тем, что их предки наравне с испанцами, англичанами и французами открывали свою Америку. Однако имена тех, кто в этом диком неизведанном крае, среди воинственных индейских племен, верой и правдой служил Отечеству своему, а также тех, кто на деревянных парусниках через бушующие океаны отправлялся к американским берегам, были незаслуженно забыты потомками. История освоения россиянами Америки столь удивительна,  а порой и невероятна, что по накалу страстей не уступает голливудским вестернам о временах покорения «Дикого Запада». Здесь были и опасные приключения, и кровавые стычки с коварными индейцами, и даже штурм хорошо укрепленной индейской  крепости с применением корабельной артиллерии…

Впрочем, один исторический эпизод, связанный с Русской Америкой, многим россиянам известен достаточно хорошо – это трагическая любовная история камергера Резанова и дочери коменданта испанского поселения Кончиты, воспетая поэтом в рок-опере «Юнона» и «Авось». На страницах этой книги рассказывается, что же в действительности произошло с камергером Резановым в Америке, и о подлинной истории «Юноны» и «Авось». Удивительна судьба капитанов этих знаменитых кораблей, совершивших по личному указанию Резанова пиратские набеги  на японские поселения на Курильских островах и Сахалине – факт, о котором в России долгое время старались не вспоминать.
 
Узнает читатель и о захватывающей, почти невероятной, авантюрной истории, связанной с поднятием российского флага над одним из Гавайских островов…
Несколько глав книги посвящены русским кругосветным экспедициям, одной из основных задач которых являлась доставка грузов в русские поселения в Америке. Русские капитаны, открывшие в тропической части Тихого океана более сотни неизвестных тогда еще островов и атоллов, чьи имена по праву стоят в одном ряду с Куком и Лаперузом, сейчас забыты у себя на родине. Для многих современных россиян, вероятно, станет полной неожиданностью, что честь открытия десятков экзотических коралловых островов с бирюзовыми лагунами и кокосовыми пальмами принадлежит их славным соотечественникам. Многие названия, данные русскими мореплавателями, не сохранились, но до сих пор на географической карте Тихого океана, совсем недалеко от знаменитого Таити, можно увидеть острова Россиян, атолл Суворова в архипелаге островов Кука, острова Сенявина в архипелаге Каролинских островов в Микронезии.
 
В последней главе книги рассказывается о причинах, по которым Александр II  вынужден был продать русские колонии в Америке (термин Аляска применительно к этим территориям появился уже после их продажи США), а также о дальнейшей судьбе русских открытий в тропической части Тихого океана.
 
Хочу выразить особую благодарность американской журналистке Ларисе Ивановой из Сан-Франциско за любезно предоставленный материал о форте Росс, Гавайских островах и Русской Америке.
 
Также хочу поблагодарить сотрудников музеев городов Ситка (штат Аляска) и Гонолулу (штат Гавайи) за присланный материал и за помощь в поиске информации.

Надеюсь, что, прочитав эту книгу, читатель откроет для себя много интересного, а возможно, и неожиданного из истории России.
                Владимир Маркин   



             Вместо пролога: на восток, к берегам Америки…

Освоение берегов Тихого океана русскими мореходами началось в 1648 году, когда первопроходцы Семен Дежнев и Федот Попов с отрядом казаков на шести кочах отправились из устья Колымы на восток. Только трем кочам удалось благополучно достичь берегов Чукотки, обогнуть мыс, названный впоследствии именем Дежнева, пройти и фактически открыть Берингов пролив, и выйти в Тихий океан. Из-за сильного тумана мореходы потеряли друг друга из виду. Океанские волны выбросили коч Дежнева на берег недалеко от устья реки Анадырь, где уцелевшие участники экспедиции остались на зимовку. К весне 1649 года в живых осталось только двенадцать человек. Поднявшись вверх по реке, они основали Анадырьский острог, занимались добычей моржа и соболя. Через несколько лет Дежнев вернулся в Москву, где за заслуги перед Отечеством был произведен в атаманы.
 
Лишь во времена Петра I продолжилось активное изучение северо-восточных земель Российской империи. Казачий атаман Данила Анцифиров и якутский казак Иван Козыревский в 1711-1713 годах обследовали северные острова Курильской гряды. В 1718-1721 годах геодезисты Иван Евреинов и Федор Лужин – выпускники Морской академии и Школы математических и навигационных наук – провели инструментальную съемку, определили географические координаты и составили карты Камчатки и северной части Курильских островов.

В 1725 году Петр I назначил начальником Первой Камчатской экспедиции датчанина, прослужившего на русской службе более двадцати лет, Витуса Беринга. Его помощником стал талантливый морской офицер Алексей Чириков. Экспедиции надлежало выяснить, соединяется ли на севере Азия с Америкой. Не один год участники экспедиции добирались по суше через всю Сибирь до Охотска. Там был построен пакетбот «Фортуна», на котором они со всем снаряжением и припасами отправились к восточным берегам Камчатки. В Камчатске путешественники построили новый пакетбот «Св. Архангел Гавриил», и в июле 1728 года вышли на нем в океан. Экспедиция продвигалась вдоль камчатских берегов на север, достигла Чукотского полуострова и, не подозревая того, прошла через пролив, названный позднее именем Беринга. На 67; северной широты пакетбот остановился из-за непроглядного густого тумана. Продвижение дальше было невозможно, и Беринг повернул назад. Открыв один из островов Диомида, остров Святого Лаврентия и не обнаружив Американских берегов, экспедиция вернулась на Камчатку.
 
Вторая Камчатская экспедиция Беринга началась в 1733 году.  Из Охотска, который с того времени стал главным портом России на Тихом океане, участники экспедиции отправились к восточному побережью Камчатки, где основали постоянное поселение на берегу Авачинского залива. Оттуда в июне 1741 года пакетботы «Св. Петр», которым командовал Беринг, и «Св. Павел» - под командованием Чирикова взяли курс на юго-восток и направились на поиски берегов Америки. Спустя несколько дней, из-за густого тумана суда потеряли друг друга из виду и продолжили свой путь уже порознь.
 
16 июля под 55°21' северной широты Алексей Чириков первым из европейцев увидел северо-западное побережье  Америки. Это был один из крупных островов обширного прибрежного архипелага, названного впоследствии именем Александра. В поисках удобной гавани мореходы повернули на северо-запад и прошли около 400 километров вдоль архипелага, принятого ими за материк. Испытывая острую нужду в пресной воде, у 58-й параллели Чириков отправил на берег шлюпку, но она не вернулась. Вторая шлюпка, отправленная на ее поиски,  не вернулась. 25 июля вдали показалась протяженная горная гряда, которую путешественники назвали хребтом Святого Ильи. В тот же день «Св. Павел» повернул на запад. В начале августа россияне обнаружили часть Кенайского полуострова и острова Афогнак и Кадьяк. Как выяснилось впоследствии, в то же самое время Беринг также находился в водах залива Аляска. Продвигаясь на запад, в первой половине сентября Чириков открыл несколько островов Алеутской гряды, где первопроходцы высаживались на берег. Местные жители – алеуты – с опаской  встречали странных пришельцев, и россиянам с большим трудом удавалось пополнить запасы продовольствия и пресной воды. Цинга не щадила никого, и количество больных множилось с каждым днем. Из 75 человек, отправившихся на поиски американских берегов, в живых оставалось чуть больше 50. «Весьма от цинги изнемог» и сам Чириков, с 21 сентября уже не выходивший из своей каюты. 10 октября штурман Иван Елагин благополучно привел пакетбот «Св. Павел» на Камчатку. Рапорт Чирикова в Адмиралтейств-коллегию от 7 декабря 1741 года о результатах экспедиции стал первым в истории описанием северо-западного побережья Америки.

Витус Беринг увидел американское побережье 18 июля в районе острова Кадьяк под 58°20' северной широты, но и ему не суждено было высадиться на материке. На обратном пути Берингом были открыты несколько неизвестных островов из группы Шумагинских Алеутской гряды. 4 ноября пакетбот «Св. Петр» штормом выбросило на берег необитаемого острова, который путешественники первоначально приняли за побережье Камчатки. Больше половины команды не смогли пережить эту вынужденную зимовку. От цинги умер и сам капитан-командор Витус Беринг. Те немногие, кому удалось выжить, вернулись на Камчатку 27 августа 1742 года. Впоследствии этот остров получил имя Беринга, а весь архипелаг стал называться Командорскими островами.
 
С наступлением лета 1742 года Алексей Чириков отправился на поиски Беринга. Он уточнил положение открытого им острова Атту, и вновь намеревался достичь побережья Америки, но обострившиеся болезни, полученные во время первой экспедиции, не позволили ему этого сделать, и он вынужден был повернуть назад. Спустя год, Чириков получил назначение в Адмиралтейств-коллегию и вернулся в столицу, где участвовал в составлении итоговой карты русских открытий в Тихом океане. Но последствия болезни вновь дали о себе знать, и вскоре он умер в возрасте 45 лет. Именем Чирикова названы остров неподалеку от полуострова Аляска, мысы на острове Кюсю, в Анадырьском заливе, Тауйской губе, на острове Атту и подводная гора в Тихом океане.

С середины 40-х годов и до конца XVIII века к северо-западным берегам Америки было совершено более восьмидесяти экспедиций, причем лишь только две из них, связанные с именами Креницына – Левашова и Биллингса – Сарычева, были исследовательскими и снаряжались на государственные деньги. По большей части богатые купцы, владельцы промысловых артелей, на свои средства строили корабли и отправлялись к неведомым берегам. Шкуры калана – морской выдры, или «морского бобра», как их тогда называли, ценились необыкновенно дорого, и купцы шли на огромные расходы, надеясь в будущем получить баснословную прибыль. Русские промышленники Глотов, Пономарев, Васютинский, Толстых возглавляли наиболее удачные промысловые экспедиции, во время которых были открыты и нанесены на карту новые острова.

Освоение новых земель и островов притягивало массу самых разнообразных людей от настоящих исследователей и купцов до авантюристов и любителей легкой наживы. Специальная инструкция, выражавшая официальную линию правительства, предписывала отправляющимся в неведомые края дружелюбием и уважением к местным обычаям делать аборигенов своими союзниками, «приводить их в подданство Российское». Но иногда инструкция нарушалась, что приводило к кровавым столкновениям с алеутами и индейцами. Нередко промысловые артели враждовали и между собой.
Одну из наиболее крупных промыслово-купеческих компаний 80-х годов XVIII века возглавлял предприимчивый купец Григорий Иванович Шелихов. В 1784 году он вместе с командой промышленников на судах «Три святителя» и «Святые Симеон и Анна» прибыл на остров Кадьяк и основал там первое постоянное русское поселение. Шелихов намерен был прочно закрепиться на американской земле. Особые отношения сложились с коренным населением - русские организовывали с алеутами и эскимосами совместные байдарочные партии, местное население снабжало русских промышленников продовольствием - мясом и жиром китов, рыбой, кореньями, ягодами. Многие алеуты были обращены в православие. Русские промышленники брали в жены местных женщин - алеуток, эскимосок, индеанок, и их отношения часто скреплялись церковным браком.

Постепенно расширял Шелихов сферу интересов России на Тихом океане. На острове Кадьяк, в Павловской гавани, строилась крепость и росло поселение; строились крепости на острове Афогнак и в Кенайском заливе. После двухлетнего пребывания на Кадьяке Шелихов отправился в Россию и оставил своим первым преемником енисейского купца К. Самойлова. С 1791 года управляющим компании Шелихова стал Александр Андреевич Баранов, каргопольский купец, личность в истории Аляски поистине легендарная.
 
Со слиянием компании Шелихова с компаниями купцов Голиковых и Мыльникова в 1798 году была образована «Соединенная американская компания», с 1799 года названная Российско-Американской компанией. Баранов назначен Главным правителем Русской Америки. Созданная подобно голландским и английским Ост-Индской и Вест-Индской компаниям, Российско-Американская компания получила от Павла I монопольное право на торгово-промысловую деятельность в северо-западной Америке и управление этими территориями. Первоначально правление компании находилось в Иркутске, а с 1800 года перебралось в Санкт-Петербург и располагалось на Мойке у Синего моста. Компания была объявлена находящейся под «Высочайшим покровительством». Акционерами компании с 1801 года стали император Александр I, великие князья и крупные государственные деятели.
В 1799 году по причине того, что каланы у берегов Алеутских островов были почти полностью истреблены, компания обратила свое внимание на юг, на острова прибрежного архипелага Александра. Баранов отправился на остров Ситка (впоследствии назван островом Баранова) и основал там новое поселение. Коренных жителей – индейцев-тлинкитов, именовавших себя по имени острова, русские называли к;лошами. Тлинкиты - храбрый, свирепый и воинственный народ, но, тем не менее, Баранов, человек невысокого роста и, отнюдь, не богатырского сложения, сумел внушить им уважение щедрыми подарками, справедливостью, личной храбростью, а иногда и силой русского оружия.
 
Назвав новое поселение Михайловской крепостью, Баранов провел на Ситке некоторое время, а затем вернулся на остров Кадьяк, оставив поселение под охраной небольшого числа русских и алеутов. Наладив хорошие отношения с индейцами, поселенцы жили вполне мирно. Изредка в прибрежных водах появлялись американские промысловые корабли, и американцы в обмен на каланьи шкуры щедро снабжали индейцев ружьями. Чтобы избавиться от конкурентов, они даже открыто подбивали тлинкитов расправиться с русскими, но те, помня договор с Барановым, не осмеливались этого сделать. Но в 1802 году оставленный Барановым гарнизон подвергся нападению большого числа тлинкитов. Они беспрепятственно проникли в крепость и с безмерной жестокостью перебили поселенцев. Индейцы захватили пушки, ружьям, большой запас готовой к вывозу пушнины и сожгли крепость. Лишь нескольким алеутам и русским чудом удалось спастись. Их подобрал торговый английский бриг и доставил на остров Кадьяк. Российско-Американской компании был нанесен значительный урон. Правитель Баранов намеревался немедленно наказать вероломных тлинкитов за разорение основанного им поселения и восстановить утерянные позиции России на острове Ситка, но ни средств, ни возможности для этого у него в тот момент не было. Компания серьезно нуждалась в государственной поддержке, нуждалась в грамотных людях и опытных мореходах. Одной из таких мер, направленных на укрепление компании, послужил вышедший в апреле 1802 года указ императора Александра I, позволявший морским офицерам, не покидая службы, поступать в Российско-Американскую компанию. Другой, и наиболее важной мерой стала подготовка прямого морского сообщения между Санкт-Петербургом и русскими поселениями в Америке, положившая начало русским кругосветным экспедициям.