Весенние голоса

Ольга Косарева
               

        24 апреля в Концертном зале Училища искусств состоялся юбилейный концерт детского хора «Весенние голоса» (дирижер – Т.А. Андреева), отметившего 40-летний юбилей своего существования. Прекрасный концерт! Сложная, разнообразная программа, талантливое исполнение, эффектная  завершающая кульминация: на сцену вышли два младших хора Школы искусств, подарили старшим разноцветные надувные шарики, прочитали стихи, спели по небольшой песенке, затем все вместе исполнили гимн музыке – песню Л. Марченко «Эта музыка». Под аплодисменты зала хористы покинули сцену. Началось нашествие слушателей с цветами, восторженными отзывами.

   Вы скажете, уважаемые читатели, что все это хорошо, так всегда бывает на концертах, ничего особенного в этом нет. Согласна с вами. Но дети пели так вдохновенно, что захотелось написать и о концерте и о роли хорового пения в воспитании подрастающего поколения.

  Давайте задумаемся, насколько важно для возрождения национальной культуры  хоровое пение. Дети поют в хоре народную, классическую, современную музыку всех эпох и народов. Отрабатывая на репетициях каждую интонацию, каждое созвучие, поющие постигают красоту исполняемого произведения, так сказать, изнутри. Они пропитываются возвышенным, благородным звучанием музыкального языка. Песня – это не только музыка, но и стихи. Невольно за годы пения в хоре дети знакомятся с мировым поэтическим наследием. Хоровое пение – это и умение слышать других, корректировать интонацию, чутко встраивать свой голос в гармонию общего звучания. Для общего воспитания вещи немаловажные: умение управлять своими действиями является основой этики, выразительное владение голосом  способствует умственному развитию. Кроме того, репетиции, выступление – это нелегкий труд. Не думайте, что простоять на станках полтора-два часа, это просто. Тут можно и сознание потерять от перенапряжения. Но юные хористы идут «на подвиг» потому, что они покорены той красотой, в которой купаются.  Многие, закончив  школу, продолжают ходить на хоровые занятия, пробуют себя в индивидуальном пении. Позже ведут в музыкальную школу своих детей и внуков. Это ли не пример воспитания гармоничной личности?! Маленький мир той высокой культуры, о которой в наше время пишут как о невосполнимо утраченной.

  Конечно, уровень исполнения  зависит от личности дирижера, его музыкального таланта, интеллектуального уровня, психологической чуткости. Если руководитель хорош, то дети наслаждаются процессом сотворчества, трудятся в полную силу, гордятся успехами после выступлений. Само выступление – это действо единого организма, тонко реагирующего на мельчайший жест дирижера, вдохновенно плетущего чарующие узоры музыки и поэзии. Хор «Весенние голоса» - яркое тому подтверждение. Со знанием дела скажу, что этот хор является бесценной жемчужиной не только нашей республики, но и России. Немного найдется хоров такого высокого уровня.

  Руководитель хора – Заслуженный работник культуры РБ Татьяна Алексеевна Андреева. Сорок лет назад она создала детский хор во Дворце культуры им. Орджоникидзе. Потом приняла деятельное участие в создании Школы искусств и перевела свой хор в новую школу. Ее умение зажигать других творческими идеями, кипучая энергия, полная самоотдача в работе светили и светят животворным факелом ее соратникам.

   Самой удивительной чертой ее творческого почерка, на мой взгляд, является неугасающая жажда познания. Услышит о новых методиках – «вгрызается» в них, досконально изучает, но не подчиняется слепо, а ищет то, что отвечает ее духовной потребности, находит новые пути творческих и вокальных решений. Помню, как выговаривали ей: «Дети должны петь веселые пионерские песни, а у вас как монахи духовную музыку распевают». Ее твердый ответ: «Детям очень нравится духовная музыка, они понимают, что она прекрасна. А пионерские песни мы тоже поем».

   Музыканты могут оценить уникальность ее подхода к вокально-хоровому звучанию. Она одна из первых в нашей республике отказалась от пения-полукрика, характерного для митингового исполнения на открытых площадях. Этот стиль «чем громче, тем лучше», бывший символом революционного подъема масс, перетек в концертные залы и намертво там укрепился. Хор Татьяны Алексеевны поет не форсированным звуком, ему доступны тончайшие нюансы, откликающиеся сердечным трепетом у слушателей. На юбилейном концерте «мороз по коже» вызвало исполнение  «Улетай на крыльях ветра» (хор из оперы «Князь Игорь» Бородина) и русской народной песни «Ты река ль моя, реченька» –  вязь нежнейших динамических и тембральных переливов, щемящая задушевность, слова, выплетенные завораживающей музыкой. В хоре – ни одного равнодушного лица. Дети голосом, лицом, телом – все в музыке.

   После первой части концерта, составленной из произведений классической и народной музыки, лирическим интермеццо прозвучала средняя часть – выступление солистов. Этого новшества я ни в одном хоровом концерте не видела и не слышала. Обычно у хорового дирижера все время занято работой с хором, как единым цельным коллективом. В качестве солистов выступают одаренные от природы дети. Татьяна Алексеевна пестует каждого своего «птенца»: фальшивишь – не страшно, исправим. Голос не подчиняется – не пугайся, подчиним. И детонирующие дети постепенно начинают петь, голоса развиваются, наполняются силой и тембром. В ее хоре много солистов, в чем мы и убедились на концерте. Уверенно и красиво пели одиннадцатилетние хористы. Приятным баритоном  четырнадцатилетний Даниэль Ристовски исполнил сложную вещь – «В путь» Шуберта. Выпускница хора, ныне студентка медицинского института, Галина Акимова покорила зал красивым сопрано и выразительностью («Ты» Соснова). Ансамбль девочек «Весна» спел программу из трех контрастных по стилю произведений, сначала уведя нас в XV век, затем в XX, закончив песней грузинских девушек. Девочки пели вдохновенно, чувствовалось слияние не только вокальное, но и душевное. Они даже не пели – ворожили.

  В третьей части своего выступления хор исполнил современную музыку. Прозвучали произведения и башкирских композиторов С. Низаметдинова, С. Шагиахметовой, Р. Сабитова. И снова на глазах слушателей слезы – так трепетно, тепло прозвучала «Мама» Смирновой. Много лет работает с Татьяной Алексеевной концертмейстер Елена Николаевна Понявина – высокого класса музыкант. Есть в ее игре и бархатное туше, и глубина, и сила. Нет у нее того, что является нередким качеством многих концертмейстеров – бездушного отстукивания текста с желанием перебить звучание хора собственными экзерсисами. Ее стиль  - музыкальность и интеллигентность.

    Большой был концерт, но усталости не чувствовалось. Так всегда бывает, когда исполнитель подчиняет публику своим мастерством. Символичным оказался и день: 24 апреля, Пасха, Воскресение Христово. А перед нами, на концертной эстраде – хор «Весенние голоса» – как символ  возрождения нашей культуры.