Кутии - народ воин. Ч. 2

Кудряшов Николай
фото Яндекс  - 0_4d6eb_b173c559_XL







                Индоевропейцы – точка отсчёта.

   Окончание последнего ледникового периода в 10 тыс. до н.э. ознаменовалось освобождением огромных пространств Земли от ледника. Уже в 9 тыс. до н.э. земли Восточной Европы до побережья Северного Ледовитого океана были свободными от ледника, в Европе он сохранился лишь на землях Скандинавии, такие данные приведены авторами книги «Палеография Европы за последние 100 тысяч лет» (М.: 1982). 8 – 5 тыс. до н.э. отмечены необычайно тёплым климатом на Севере, где температура держалась постоянно выше 0 С. В период  бореального теплового климата (7 – 4 тыс. до н.э.) среднегодовая температура к северу от условной линии «Кольский полуостров – Урал – Байкал», была на 5 градусов по С выше, чем к югу от неё. В это время Северные области предстают необычайно благоприятными для хозяйственной деятельности и развития культуры человечества.
   В 1903 году впервые была опубликована книга известного индийского учёного, знатока санскрита Б.Г. Тилака (1856 – 1920), называлась она «Арктическая родина в Ведах». Опираясь на данные древнеиндийской литературы, Тилак привёл ряд описаний содержащихся в Ведах и, по его мнению, явно указывающих на северное происхождение, причём приполярный север, до индийских арьев. Выводы Тилака ценны тем, что ни в то время, да и в настоящее вряд ли кто мог и может соперничать с ним в знании санскрита.
   Ещё ранее Тилака, Заполярной родиной человечества, причём всего, а не только индоевропейцев считал американский историк В. Уоррен «Найденный рай, или Колыбель человечества на Северном полюсе» (Бостон, 1893). Из отечественных учёных первым идею северной прародины человечества поддержал Е. Елачич «Крайний Север или родина человечества» (СПб., 1910). Основная мысль этих авторов сводилась к предположению, что условия мягкого климата арктических районов, где тундра ещё не успела захватить лесные пространства (считается, что климатический оптимум голоцена закончился на российском Севере лишь к 3 тыс. до н.э.), существовали все условия для выпестовывания культуры древних обществ, в том числе и индоевропейцев. Наступившее затем похолодание, наступление тундры привело в движение всё население северных районов. Предполагаемое время начала движения индоевропейцев из Северных районов Восточной Европы 5 – начало 4 тыс. до н.э., может несколько ранее. Именно с индоевропейцами можно связать население этих районов, о чём ниже будет сделана попытка обоснования данного предположения. Исход индоевропейцев из Заполярья и Приполярья совпал с взрывом металлургического дела в Балкано-Карпатском регионе и с большой долей вероятности связывается с этой группой населения.
   Единственными историческими источниками, которые могут подтвердить данную точку зрения, являются изначально устные, а затем перенесённые на письменные носители: индийские Веды и иранская Авеста, а также ряд религиозных древнеиндийских трактатов. Непосредственно к Ведам относится четыре сборника гимнов, ритуальных правил и предписаний. Главной и самой древней считается Ригведа, её окончательное оформление произошло в третьей четверти 2 тыс. до н.э. в северной части современного Пакистана и в северо-западных районах современной Индии, хотя отдельные, самые ранние стихи Ригведы можно отнести к более древним временам – 10 тыс. до н.э.
   Современная наука местом формирования индоевропейских народов называет несколько противоборствующих территорий: это Восточно – Европейская прародина населённая народами с ямной археологической культурой, наиболее последовательными защитниками этой теории являются Г. Чайдл и М. Гимбутас; Малоазийская прародина во главе с выдающимися лингвистами Т.В. Гамкрелидзе и В.В. Ивановым; а также Центрально – Европейская прародина населённая представителями лендельской археологической культуры и культуры воронковидных кубков, наиболее яркий представитель этой теории в России В.А. Сафронов. Это основные точки зрения. Другие теории происхождения индоевропейцев не получили серьёзного научного исследования в силу малочисленности письменных и археологических доказательств.
   Рассматривая Северную полярную прародину, мы входим в серьёзные противоречия с современной наукой, так как исследование происходит в основном в области предположений. Правда подтверждаемых устными и письменными источниками, интерпретация которых недвусмысленно подтверждает Северное происхождение. Однако, ещё раз повторим: выдвинутая в начале 20 века теория Северного происхождения не получила своего развития в силу малочисленности исторических источников.
   Археологические исследования позволили выяснить, что в доледниковый период Европу и северные районы Евразии населяли люди кроманьонского типа. С началом ледникового периода ареал их обитания значительно уменьшается. Надвигавшийся ледник заставил эти группы людей искать новую среду обитания в более южных районах. Однако некоторая часть продолжала обитать и на самом леднике. В 1823 году в графстве Гламоргэншир в Уэльсе открыли пещеру называвшуюся – Козья дыра.
Профессору Баклэнду удалось раскопать в ней человеческий скелет, украшенный различными предметами, изготовленными из мамонтового бивня, раковинами морских моллюсков и полностью окрашенными в красный цвет охрой, которой в древности посыпали тело покойника. Баклэнду удалось выяснить, что скелет принадлежал человеку высокого роста двадцатипятилетнего возраста. Из-за отсутствия черепа пол скелета определить не удалось. Баклэнд предположил, что это женщина. Так в науке появилась «Красная дама». В определении возраста профессор был введён в заблуждение найденной в этой же пещере римской монетой и находившимися поблизости древними земляными валами с городищем эпохи железа. Баклэнд предположил, что римский воин две тысячи лет назад завлёк девушку в пещеру и после издевательств убил, закопав труп в пещере. Но спустя почти столетие профессор У. Дж. Соллас установил, что скелет имеет возраст верхнего палеолита. Современное исследование, проведённое радиоуглеродным методом, в лаборатории Британского музея в Лондоне дало цифру 16 520 (+ - 340) лет до н.э. У.Дж. Солласом была установлена принадлежность скелета мужскому полу. Таким образом, стало известно, что палеолитический охотник, названный «Красной дамой» жил в период последнего ледникового времени на территории занятой континентальным ледниковым покровом. Однако каменные орудия, найденные в пещере, принадлежат к ещё более ранней эпохе, к начальным фазам верхнего палеолита, т.е. к середине ледниковой эпохи. Что подтверждает предположение об обитаемости ледника во весь период его существования. Конечно, о массовом его заселении речи не идёт.
   К моменту завершения ледникового периода протоиндоевропейцы видимо одними из первых стали осваивать земли, освобождавшиеся от ледника, в том числе и Север Восточной Европы, а также Заполярные районы Сибири. Причём речь идёт о продвижении из районов Заполярной Сибири в Восточную Европу и далее вслед за отступающим ледником. Именно об этом свидетельствуют ведийские предания.
   В 8 -5 тыс. до н.э. северные области Евразии были необычайно благоприятны для обитания людей. Леса, не затронутые тундрой полны дичью и дарами природы. Переполненные водой реки ломились от разнообразной рыбы. Тёплый климат позволял широко развиваться скотоводству. Свидетельством обитания предков индоарьев в лесах является одно из древнейших преданий Вед о боге Рудре. В этом же предании есть одно очень интересное сообщение: о браке Рудры обратившегося в быка и Земли принявшей облик пятнистой коровы.
   Как известно, корова – священное животное для индоарьев с древнейших времен, а культ быка был весьма популярен уже в 10 тыс. до н.э. у народов семито–хамитской языковой семьи и несколько позже получил распространение у индоевропейцев, говоривших на анатолийской ветви индоевропейской языковой семьи. Возможно, образ быка и образ коровы в предании о Рудре свидетельствует, о начале древнейших этнических смешений, в результате которых произошло сложение праиндоевропейского языка и появлении праиндоиранского диалекта в этническом массиве индоевропейцев. Лингвисты предполагают, что такой процесс мог произойти в 6 – 5 тыс. до н.э.  Следовательно, верхняя граница такой датировки соответствует бореальному тепловому периоду и вполне логично предположить, что начало формирования индоевропейского языка началось за долго до этого времени. В 5 тыс. до н.э. в Месопотамии обитали представители халафской культуры, чья индоевропейская принадлежность вряд ли ставиться под сомнение. Основным религиозным культом этого народа был культ быка. Сходные с халафской культурой поселения обнаружены на довольно большой территории от Сирии до Юго-Западного Ирана, то есть на всём Анатолийском плоскогорье. Культ быка также являлся основным культом в поселении Чатал-Гююк уже на самом раннем этапе его появления.
   В предании об Индре, которого исследователи относят к числу древнейших персонажей Ригведы, постоянно встречаются сюжеты с водными пространствами. В одном из них повествуется: что узнав о предательстве друга Намучи, Индра пришёл за советом к Ашвинам которые покрыли его ваджру морской пеной. Как сказано в Гимне: «оружием ни сухим, ни мокрым». В то далёкое время только берега Северного Ледовитого океана могли быть близки индоарьям, а под морской пеной, которая ни мокра и ни суха, вполне может пониматься ледяная крошка. Но если древние индоарьи обитали рядом с Северным Ледовитым океаном, тогда должны быть и свидетельства своеобразия природных явлений.
   В Ригведе, в Гимне Индре говориться:
…Среди непрестранных, среди неутишных
Струй водяных тело сокрыто.
Воды смывают тайное место Вритры.
Враг Индры в долгую тьму опустился.

Жены Дасы, драконом хранимые, - воды
Стояли скованные, как коровы – силою Пани.
Выход водам, закрытый накрепко,
Индра дал, убивши Вритру…

   Долгая тьма может быть только в районах близких к Заполярью, где три месяца полярной ночи – тьма. Да и скованные воды могли быть только в северных районах, где лёд встаёт на долгое время. Вызывает интерес и враг Индры Вритра, под именем которого, несомненно, скрывается какой-то народ. Кто мог быть соседом индоарьев в Заполярье или Приполярье? Ответ напрашивается самый очевидный – это представители другой ещё не сформировавшейся общности финно-угро-самодийской. Однако не будем спешить с ответом, который на самом деле не так очевиден, как представляется.
   Многие археологические данные говорят о том, что население прасамодийской народности появилось в Зауралье (в месте формирования финно-угро-самодийской общности) довольно поздно не ранее 5 – 4 тыс. до н.э. и, причём движение их в Зауралье проходило из северных районов Восточной Европы. Прасамодийцы включились в процесс этнического образования единой общности самыми последними из трёх названных этносов. К тому же процесс формирования финнов и угров проходил, скорее всего, в районах Южного Урала и Северного Казахстана. Следовательно, соседями индоарьев, могли быть прасамодийцы и причём, видимо, в районах близких к проживанию современных саамов.
   В Ардвисур Яште богиня Анахита предстаёт перед нами в бобровой шкуре, что говорит о древних культовых представлениях связанных с этим животным обитающем в воде. Интересно отметить, что культ матери-бобрихи был развит у финно-угорских народов. Этот пример не только свидетельствует о древнем соседстве с протофинно-уграми, но и о наличии связи культа богини-матери с водной стихией у самых древних индоарьев. Такое указание может говорить и ещё об одном соседе индоарьев кроме самодийцев, финно-уграх, но здесь речь может идти о более южных районах, чем Приполярье.
   Позднее эта связь проступает у скифов как змееногая нимфа-дочь Борисфена, у нартов – прародительница Дзерассы – дочь Донбеттыра, живущей в воде в облике водяной черепахи. И сложение этого древнего культа связанного с водной стихией указывает на его евразийское лесостепное происхождение. Возможно прародина индоарьев, исходя из этих данных, находилась в районах близких к Приполярью в Приуралье и Зауралье, а может быть и вдоль всего побережья Северного Ледовитого океана. В частности, археологически следы индоевропейцев (возможно арьев) выявлены в низовьях реки Индигирки. Более позднее проникновение в эти районы индоевропейцев в 3 – 1 тыс. до н.э. весьма проблематично. Впрочем, нельзя полностью исключать возможность проникновения в район Нижней Индигирки групп ираноязычных саков в середине 2 – 1 тыс. до н.э. и прототохар во второй четверти 2 тыс. до н.э.
   В ряде ведических гимнов воспевается период «мерцающего полумрака», сильно напоминающий полярную ночь. В Ригведе есть описание того, как богиня Ушас грустит с наступлением долгих сумерек, когда Солнце пропадает с небосклона на долгое время. Такие сюжеты близки теме Заполярья.
   К сожалению, в ведической литературе нет прямых описаний полярной родины индоарьев, но пристальное и глубокое осмысление многих гимнов, их интерпретация приводит именно к выводу: свидетельствующему о северной прародине не только индоарьев, но и всех индоевропейцев.
   В подтверждение данного вывода, резонно привести ещё один стих из Гимна Агни:
…О скакун, от хулений оборони нас,
Когда возжигает тебя, о Агни, вместе с другими Агни!
Ты приносишь богатство, ты пресекаешь беды.
Да возликуем мы, доблестные, живя сто зим!

   Выражение сто зим могло появиться лишь в месте, где её наступление ожидаемо и, несомненно. Где зима занимает значительный отрезок времени года. Упоминание в Гимне скакуна не должно вводить в заблуждение исследователя. Известно, что лошадь стали использовать для верховой езды во 2 тыс. до н.э., возможно в конце 3 тыс. до н.э.; но выражение «живя сто зим» как пожелание долгой жизни возникло задолго до одомашнивания лошади и, причём в районах почти круглогодичной зимы. Для индоарьев зима была обыденным явлением в момент появления этого выражения, а освоение лошади произошло намного позже в районах лесостепи и степи Евразии.
   Упоминание о мифической прародине иранцев (арьев) есть и в Авесте.
  Айрйанэм-Ваэджа – прекрасная страна, на которую злой демон наслал холод и снег, год превратился в один день и одну ночь. Очень трудно не локализовать эту местность с районами близкими Заполярью или Приполярью. По Авесте время выхода протоиранцев из этой страны настолько отдалено, что не представляется возможным его просчитать. Только гипотетическая память праиранцев несла воспоминание о местности их древнейшего обитания. Следовательно, вполне правомерно предположить, что местность, где год длиться один день и одну ночь за полярным кругом
   В целом Заполярная теория прародины индоарьев весьма кажется перспективной и заслуживает своей дальнейшей разработки.
   Протоиндоиранцы – ветвь индоевропейской семьи народов и отождествляя их прародину с Заполярьем, мы сталкиваемся с другой проблемой: где жили народы других групп праиндоевропейцев?
   Утвердившееся мнение о месте сложения индоевропейской общности в Юго-Восточной Европе, либо на Иранском нагорье с появлением, а точнее с возвращением Заполярной теории становится проблематичным. Археологически достоверно созданной индоевропейским массивом считается культура Триполья, существовавшая в 4 тыс. до н.э. Однако, исходя из концепции начала распада индоевропейской общности относящейся к 5 – 4 тыс. до н.э., Трипольская культура вряд ли может являться материнской территорией всех индоевропейцев. Скорее это место начала распада индоевропейской общности.
   Возвращаясь к праиранцам, попробуем рассмотреть вероятных соседей на границах и  на этой основе попробуем выделить территорию обитания других групп праиндоевропейцев. Итак, исходная точка обитания праиндоарьев Приуралье и Заполярье. Районы Юго-Западной Средней Азии, Малой Азии, Индостана, а возможно и южных районов Алтая, вероятно, занимали дравидийские народы. Напомним, речь идёт о времени до 5 тыс. до н.э. Подтверждением локализации дравидов на данных территориях кроме археологических данных могут служить и этнографические свиде-тельства. В ряде преданий алтайских народов есть упоминания о людях с чёрной кожей нападающих на их земли и ближайших соседей алтайцев на юге. В сказаниях манси также говорится о соседстве чёрных людей, которые затем были все истреблены, а оставшиеся ушли под землю и ждут теперь момента, чтобы отомстить за своё уничтожение. Вероятность соседства праиндоарьев в Алтайской зоне с дравидами весьма возможна, так как районы Северного Индостана близко, да и юг Средней Азии находится рядом. Вопрос о соседстве с манси дравидов относится, вероятно, к районам Южного Урала и Северного Казахстана, к месту складывания финно-угорской праобщности. Представители самодийского населения обитали, вероятно, по соседству с современными саамами, то есть в районах близких к Скандинавии и Кольскому полуострову. Возможно, что протосамодийцы обитали и во многих районах Восточной Европы.
   Считается, что лесная территория Европейской части Восточной Европы в 6 – 4 тыс. до н.э. была занята прафинскими племенами ранненеолитических культур – верхневолжской, нарвской и волго-камской. Однако исследования последних десятилетий позволяют сомневаться в прафинском происхождении этих культур и говорить об их европеоидном происхождении. Справедливости ради отметим, что свыше 85% всех людей входящих в индоевропейские народы, и около 95% говорящих на языках финно-угорской лингвистической семьи принадлежат к европеоидной расе (Бромлей Ю.В., Подольный Р.Г. Человечество – это народы. М.,1990). Волго-Камскую, Верхневолжскую и Нарвскую культуры всё чаще соотносят с культурами местных ранненеолитических племён – скорее всего европеоидов. И только экспансия финно-угров из Азиатских регионов принесла с собой и в себе ряд признаков монголоидности. Напомним, несмотря на то, что финно-угры в современном мире принадлежат в основном к европеоидам, в древнейшие времена они являлись представителями монголоидной расы, и только распространение их на пространствах Восточной Европы стало менять их внешний вид, впрочем, как и их соседей. К прафинно-уграм принадлежал в то время не только Север Восточной Европы, а возможно и часть Центральной Европы. Появившаяся в 4 тыс. до н.э. Волосовская археологическая культура, в целом является правопреемницей Верхневолжской. Однако, непосредственный переход одной в другую сомнителен, между ними существует значительный хронологический разрыв. А наличие в Волосовской культуре элементов ямочно-гребенчатой керамики указывает на гибридность, причём изначальную этой культуры. Такое заключение подтверждает и существование в волосовских поселениях жилищ овальной и прямоугольной  форм. Процесс слияния культур наблюдается и в Прибалтике (нарвская и гребенчато-ямочная) и в Среднем Поволжье (волго-камская и ямочно-гребенчатая балахнинская культура). Очевидно, именно этот процесс слияния культур и принёс монголоидные черты, в культуры, связываемые с европеоидами. Выше указывалось, европеоидами являлись не только индоевропейцы, но и большая часть финно-угорских народов приняла европеоидные черты впоследствии. Однако значительный контингент монголоидов связывают с населением, занимавшим северо-запад Восточной Европы представленной протосамодийцами. Центральную Европу заселяли племена культуры боевых топоров, которых считают предками ещё не разделившейся единой германо-балто-славянской общности. Причём северная часть этого населения имела тесные контакты с племенами Прибалтийских культур. А восточная ветвь боевых топоров, представленная племенами шнуровой керамики, впоследствии выделила племена так называемой фатьяновской культуры, которая расселилась от Прибалтики до Камы и от Вологды до Пензы. Причём прослеживается тесная связь между местными волосовцами и пришедшими фатьяновцами. Поселения этих культур зачастую совпадали. Да и сам процесс расселения фатьяновцев на новой территории не сопровождался антагонизмом с местным населением. Возможно, речь может идти о генетическом родстве культур пусть и отдалённом, связываемым с индоевропейской общностью. К слову, фатьяновцев считают одним из компонентов будущего балтского этноса. Что касается населения верхневолжской, нарвской, волго-камской и вероятно волосовской, соотнеся их с индоевропейцами предположим, что представители этих культур являлись остатками всей древней праиндоевропейской общности.
   Подводя краткий итог, отметим: что дошедшие до нас сведения о древнейшем прошлом индоарьев (индоиранцев) соотносят свою прародину с Заполярными районами. Древние индоиранцы заселяли, по всей видимости, Приуралье и Зауралье в основном по всей береговой линии Северного Ледовитого океана начиная с Кольского полуострова и до районов Восточной Сибири. Их северными соседями и отчасти северо-западными близ Скандинавии и по береговой линии Балтийского моря являлись народы протосамодийской группы, возможно, что расселение шло чересполосно. Западную и Южную часть Европы занимали древние южные европеоиды. Просторы Восточной Европы занимали представители верхневолжской, нарвской и волго-камской культур, чья принадлежность долгое время соотносилась с протофиннами. Однако в последнее время эта точка зрения пересматривается в пользу индоевропейцев, а с протофиннами связывают лишь население, пришедшее не смену фатьяновцам представленное гребенчато-ямочной керамикой. Причём фатьяновцы Волго-Окского междуречья, перейдя на финский язык, даже в историческое время в 1 тыс. н.э. ещё сохраняли свой неповторимый уклад быта, особенно хорошо просматриваемый в культуре ярославской мери. Невероятно, но факт финноязычная меря это в основном протобалты (речь идёт только о мере Волго-Окского междуречья). В связи с этим представляется уместным предположить, что фатьяновские группы населения перейдя на финский язык, ассимилировали пришельцев представленных финской меря, а ещё ранее первую волну, представленную сетчатой керамикой дьяковцев.
   Исходя из расселения населения верхневолжской, нарвской и волго-камской культур и их соседства с индоиранским населением возникает возможность определения их праэтнической принадлежности. В первую очередь верхневолжской и волго-камской, а также более поздней волосовской.
   Уже давно подмечено, что число схождений при сравнении индоиранских и европейских языков приходится на славянские языки: в первую очередь восточнославянские, а затем – на литовский. Другая часть учёных, и тоже значительная считает сначала на литовский, а затем уже на восточнославянские. Но как бы там ни было суть не меняется и литовский, и восточнославянские языки находились в древнейшие времена в теснейшем контакте с индоиранским миром. Следовательно, высока вероятность их близкого соседства. Что в принципе не расходится с Заполярной прародиной индоиранцев. На юге Урала обитали протофинно-угорские народы, Западную и Восточную Сибирь населяли представители пока ещё малопонятной гипотетической общности народов Сибири: то, что такая общность существовала, сомнений не вызывает. Значит, для контакта с протоиндоиранцами у протобалтов и протославян остаётся только территория заселённая племенами верхневолжской, волго-камской и нарвской культур. Впрочем, идентификация этих культур с восточной ветвью славянства и протобалтами спорна и требует дальнейшего изучения. Однако, как рабочая гипотеза она объясняет ряд необъяснимых вопросов: а) количество схождений с индоиранскими языками, которое могло возникнуть только при близком соседстве или общей праэтнической общности; б) довольно позднее появление славянства на исторической арене, которое могло произойти только в случае их позднего выделения из протобалтов; в) отсутствие чёткой локализации территории формирования славянства и т.д.
   Именно таким образом выглядела реконструированная карта населения Северного полушария Евразии в 10 – 4 (4 – 3) тыс. до н.э.


http://www.proza.ru/2011/04/25/1686