Минута славы. Из Тунисской тетради

Борис Бем
              Борис БЕМ

         
       С самого раннего утра  небо над морским побережьем не предвещало ничего хорошего. Темно-серые лохматые тучи повисли над голубой волнистой гладью..  Я распахнул дверь гостиничной лоджии и убедился в том, что,сегодня , похоже, не бывать пляжному отдыху, однако,расстраиваться по этому поводу у меня причин не было. Очень кстати, именно на этот день я заказал экскурсию в древнейший город мира- Карфаген. В поездку я решил захватить свои авторские книги. Все туристы-русскоязычные, приехали из разных уголков мира. Гид,хоть и африканка со смуглой кожей,но прекрасно изъяснялась на нескольких европейских языках,в том числе и на русском. Разговаривала она бойко и чисто, выдавал лишь малозаметный акцент. Чувствовалась Советская школа образования. Женщина училась в Москве в Международном университете дружбы народов имени Патриса Лумумбы на филологическом факультете. В поездке в стариный город я решил для себя убить и второго зайца -чуть чуть поправить свои финансовые дела продажей собственных книг. В Германии, где я постоянно проживаю,русская литература-не в фаворе. Магазинные полки ломятся от  разной всячины, а вот берут почему-то только раскрученных брендовых авторов, к коим относятся мастера детективного жанра типа  Александры Марининой,Дарьи Донцовой, или магистра исторической романистики Бориса  Акунина...
     Наш автобус катил по мокрой бетонке,а я в задумчивости сидел в кресле  и листал свежий номер газеты «Аргументы и факты» Неожиданно наплыли воспоминания детских лет  Перед глазами предстала школа, пятый класс и  дикторский голос учительницы,читавшей нам ,зеленым мечтателям, курс истории древнего мира.  Очень отчетливо помню,урок, когда она рассказывала о Пунических войнах, о долгой борьбе жителей Туниса с Великим Римом. И особенно хорошо мне врезалась в память  одна рубленая, приказная фраза тогдашнего древне-римского знаменитого политика Марка Порция Катона:
     -Карфаген должен быть разрушен...
    Пока мы ехали к археологическим раскопкам старого города я сделал несколько неуклюжих попыток заинтересовать туристов своими книгами. Они брали их в руки, листали,заинтересованно спрашивали о  цене и вежливо возвращали. И я их очень хорошо понимал. Никто не хотел расставаться со своими деньгами: покупать книги неизвестных литераторов -это было равносильно тому, что  кота приобретать в мешке. Мало ли что могут подсунуть...
    Несколько часов мы гуляли по развалинам старого Карфагена , где фундаменты и останки старых поселений залегали на глубине около десяти метров. Я постоянно щелкал затвором фотоаппарата и любовался неповторимыми картинками из жизни древней цивилизации.
       Когда был объявлен сбор в обратную дорогу я решился подойти к  нашему гиду и попросил ее о том, чтобы она меня представила экскурсантам. В благодарность я протянул женщине свою книжку о войне и на внутренней стороне обложки оставил свой автограф. Растроганная переводчица  обещала выполнить мою несложную просьбу.
   И вот , когда автобус, набирая обороты, уже пылил в обратную сторону,гид взяла в руки микрофон и вкрадчиво произнесла:
    Уважаемые туристы! В нашем автобусе едет бывший петербуржец, а ныне житель Германии писатель и публицист Борис БЕМ. Я хочу предложить Вашему вниманию его книги. Она гордо подняла над головой несколько моих книжек,которые я предусмотрительно вручил ей во время посадки в автобус перед обратным рейсом.
    Ее сообщение  возымело действие. По рядам  прошелся легкий шепоток и ко мне было обращено , как минимум два десятка глаз. И та же соседка,которая сидела рядом, любезно взяла меня за плечо:
     -Покажите, пожалуйста, ту книжку в зеленом переплете!
  Это была книга о войне. Полистав для приличия, женщина полезла в кошелек за деньгами.  И когда я стал подписывать ей книжку, то услышал голоса сзади:
    -Разрешите взглянуть!
    Мы уже были, два часа в пути, как я заметил, что сумка с книжками тает на глазах.
    И тут меня  настиг сюрприз. Чего-чего, а ожидать его я никак не мог. Земной шар он вон какой большой,а Африканский Тунис-совсем маленький и вероятность  встретить здесь знакомую душу очень даже мизерная.. И тем не менее слова из песни не выкинешь. Непредвиденное-случилось! Суету салонного гомона  неожиданно пронзил громкий голос одной экскурсантки:
     -- Простите, Вы Борис Михайлович?
     Я недоуменно подпрыгнул на месте и устремил взгляд вперед. Приподнявшись в кресле, я увидел женщину, примерно, сорока пяти лет. Она не дав мне опомниться, продолжила словесную атаку:
     -Я читала ваши книги. И с фотографией Вашей тоже знакома.  Вы же  общались в Питере с Ириной Бурой, она дочь Анны Пименовны Клочковой и моя лучшая подруга...
    Тут уже пришла моя очередь удивляться. Анну Пименовну Клочкову я знал очень хорошо. Меня с ней познакомил лет семь назад один мой бывший сослуживец по Ленинграду. В 2004 году,когда я приехал по своим личным делам в Питер, и  Геннадий, мой приятель, сосватал меня к этой женщине на постой.  С тех пор, когда я приезжал на берега Невы, то почти всегда останавливался у этой гостеприимной бойкой и живой старушки.
    Я поднялся с кресла и направился к  пассажирке из Питера. В руках я держал три книжки и рекламный флаер со своей фотографией на фоне изданных корешков повестей, рассказов, афоризмов. Женщина,представившаяся Галиной, тут же сгребла книги к себе и полезла в кошелек, протянув мне две новенькие десятиевровые хрустящие банкноты. Эти три книжки стоили несколько выше той суммы,которую выложила питерская гостья , однако, мне неудобно было с ней торговаться. Тут же со всех сторон ко мне потянулись руки экскурсантов с деньгами.
    Когда мы подъезжали к моей гостинице,в автобусе оставалось только трое пассажиров. Им тоже очень хотелось приобрести мои книги, но, к сожалению,сумка с чтивом оказалась пустой. Я  поделился с соседями визитками и пообещал на завтра принести книжки на пляж.
    Настроение у меня было радужное. Вот ,что значит, оказаться в нужное время в нужном месте. И приятно, что не говори,получить свою, пусть и малую, но порцию славы! Я снова вспомнил школьные годы, тот же пятый класс,строгое лицо учительницы по истории, а мозг продолжал надоедливо сверлить властный приказ древнеримского политика Катона:
    -Карфаген должен быть разрушен!...

  г. Кельн, апрель, 2011 год.