Виктор Борисов-Мусатов

Улексия Миссосупова
Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов (2 (14) апреля 1870 — 26 октября (8 ноября) 1905.)
В творчестве почти каждого художника есть произведения, вобравшие в себя самую суть его творческих исканий, раскрывающие с наибольшей полнотой индивидуальность и место мастера в истории искусства. В художественном наследии Борисова-Мусатова такими являются "Водоем", "Призраки", "Изумрудное ожерелье", как в творчестве его современника М. А. Врубеля - "Демон", "Сирень", "К ночи".
Призраки Борисова-Мусатова
Улекса фон Лу
Неоклассическое именье,
портик эллинский, но в зыбкости зданья
слышишь не имена - местоименья,
тени пульсации и колебаний.

Белый богат здесь оттенками цвета,
кобальт и хром, полутоны, нюансы,
дерево -в призраках птиц, дремлет ветер,
и многозначно звучит шепот "stance"*.

Женщина в белом и камень надгробный,
призраки лестницы - ритмы октавы,
белая шаль на плечах - наст сугроба,
холод именья, в тоске мысль витает.

Ангелы - призраки ль в ритме ступеней?
с портиком в призрачной гамме гармоний?
Тихо. Безвременно. Боли иль плены?
Окаменевший лик в тлении тонет...

Но представление о художнике было бы неполным, обедненным, если судить о нем только по вершинам его творчества, по произведениям наиболее известным, много раз воспроизводившимся в печати. Выставка В. Э. Борисова-Мусатова, открывшаяся в 1973 году в Государственной Третьяковской галерее, позволила зрителям познакомиться не только с шедеврами, принадлежащими государственным собраниям Москвы и Ленинграда, но и с картинами, рассеянными по музеям страны, по частным коллекциям.
Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов (1870- 1905) принадлежит к той линии развития русского искусства рубежа XIX и XX веков, которая представлена именами А. А. Блока, А. Н. Скрябина, М. А. Врубеля. Художник вступил на творческий путь накануне нового столетия. Он болезненно переживал равнодушие буржуазного общества к духовным идеалам, которыми жил. Веря в преобразующую роль искусства, художник обретал силы и смысл творчества в романтической жажде утвердить светлый мир красоты и поэзии в противовес прозе и сухому рационализму.
Персонажи его картин - воплощение мечты художника об идеале. Он стремится в живописи передать безмолвное, но внятное собеседование человеческих душ, как бы прислушивающихся к себе и к миру в поисках отзвуков извечных законов красоты.
Окно В. Борисова-Мусатова
Улекса фон Лу
                Чьи-то, руки окна растворят...
                Чьи-то, голоса сам сад разбудят...
                Но, каким же должен быть тот сад?...
                И в том саде,-дом?...а в доме,-люди?...
                Вадим Константинов 2 http://www.stihi.ru/2011/02/02/2014


Чернота в распахнутом окне,
дом вдыхает сад, волнуясь, дышит,
занавесок кружево в огне
таинства и глубины, что свыше.

Плющ, рододендроны и вьюнки -
Рама тьмы немного ренессансна,
Чудится движение руки,
звук фортепиано - венским вальсом.

Листья заглянули в тьму окна -
Почему на них никто не смотрит?
Колдовская глубина и тьма...
Взгляд окна манИт и в дом заводит.

Картина Виктора Борисова -Мусатова "Окно"
Разумеется, эмоционально-лирическую стихию невозможно воплотить прямолинейно, протокольным воспроизведением натуры, определенностью бытового сюжета.
Ожидание гостей
Улекса фон Лу
Шахматны тени.
Белый и черный квадрат
в пересеченьи.

Нотка сомнений.
Призрачно бел стеклоряд -
мела черченье.

Шепчет гостей имена
Тихо хозяин.
Комната  - словно бокал
вин ожиданий...

Черного "ферзя" рука
в диагонали.
Свет в черно-белого ряд -
зала бьеннале.

В.Борисов-Мусатов.Ожидание гостей.
Мироощущение и особый строй образов раскрываются в жанровых, колористических и композиционных поисках, в обращении к языку иносказаний.
За вышиванием Борисова-Мусатова
Улекса фон Лу
"За вышиваньем".
Свет "полотна в полотне" -
вышивка в рамке.

Память-мечтанье?
И ароматом сирень
дом наполняет.

Тени.Шопена ноктюрн
в клавишах пола...
Веретено с нитью Урд -
лигой минора.

В человеке Борисов-Мусатов умеет видеть и ценить сложность и тонкость духовкой организации, способность проникнуться гармонией, присущей природе. Поэтому все значительные его работы включают изображение пейзажа.
Одиночество Борисова - Мусатова
Улекса фон Лу
Белая ночь выгорела,
светом луны в одиночество
синее с черным вылито -
тяжесть души в отрочестве.

Синее с черным на душе,
тишь свинцом наливается,
и не спасет с мятой саше,
сердце тоской снедается.

В синем безбрежность велика,
мертвенность черт, лик статуи,
а под луной душ великан
молится Богоматери.

От одиночеств нет лекарств -
только всплеск чувства светлого,
и голубая ночь - река
странно тиха, но ветренна.

Спит Саша - тяжко на душе -
безбрежно одиночество,
Млечный Путь падал в пруд, как плед,
плечи укрыть в снах доченьке..
Пейзажные этюды составляют большую часть его ранних произведений. С середины 1890-х годов художника все больше привлекает изображение человека в пленэре.
Прогулка Борисова-Мусатова
Улекса фон Лу
Лес тянет руки,
к бегу готов и прыжку
в гонке весенней.

Радость прогулки.
И ноги сами несут
сквозь светотени.

Как хорошо здесь вдвоем!
Лес обнимает.
А впереди - водоем,
в зеркале таем...
Задача штудирования обнаженной натуры, изучение эффектов солнечного освещения, стремление достигнуть декоративности, используя локальный цвет, в этюде "Мальчик с собакой" (1895), сочетаются с попыткой образного решения мотива. В застывшей в неудобной позе детской фигурке видится не напряженность натурщика, а самозабвенная поглощенность игрой. Естественность ребенка наедине с природой рождает ощущение интимности образа.
Полотно "Гармония" (1900) было важной вехой в формировании художественной системы мастера. Он пытался в нем передать согласно звучащую красоту искусства, человеческого творчества и красоту природы в самом сюжете (дамы в парке слушают кавалера, декламирующего стихи).
Водоем Борисова-Мусатова
Улекса фон Лу
Две женщины, и солнце в облаках
в зеркальном штиле водоема,
накидка белоснежна, что в глазах,
опущенных в смиреньи нежном долу,
у женщины  другой - задумчив взгляд,
но кажется, что с ноткою вопроса.
Они молчат, но будто говорят,
деревья опустили в воду косы,
и втягивает душу водоем,
но, отражая, в глуби не пускает.
Они молчат о чем-то о своем,
печаль с тревогою, сияя, тают.
Созданная в 1902 году картина "Водоем" знаменует вступление Борисова-Мусатова в пору зрелости и расцвета. Этим же годом датирован "Портрет дамы", в котором убедительно передана индивидуальность модели и вместе с тем в кем ощутим проникновенный лиризм. Так же, как в этом портрете, в картинах "Осенний мотив", "Дама в голубом платье", "В парке" каждый раз раскрывается новая грань идеала одухотворенной женственности.
Гобелен Борисова-Мусатова
Улекса фон Лу
День замечтался слегка,
время остановилось...
Длинные листья агавы
Веером дамским раскрылись.

Брабантских кружев волан...
Тени ткут свет в гобеленах.
Слово "замри" колдовало
В полуденной кантилене.

В лике усадьбы бледнеет
прошлое отзвуком давним...
Легкость волненья - виденье
из сновидений о дальнем?
"Девушка в ожерелье" (1904) - этюд к одному из самых совершенных по воплощению и самому светлому по строю чувств созданию мастера - к картине "Изумрудное ожерелье". В этюде переданы очаровательная непосредственность, застенчивая милая неуклюжесть, даже некоторая простоватость юной девушки. Перенесенное в картину, то же лицо преображается отсветом душевного движения, та же фигура приобретает благородное изящество. Красивая, легкая гамма этюда, строящаяся на сочетании зеленого с розово-сиреневым и золотисто-желтым, в картине становится строже, архитектоничнее, но и сложнее, обогащаясь фактурной аранжировкой.
Весна Борисова-Мусатова
Улекса фон Лу
Сильфиды, эльфы - сущности дней мая -
В цвету сирени, яблони и груш
Живут на грани яви и мечтаний
В гармонии сердец, умов и душ!

Сквозь яблоневый цвет весь мир прозрачен,
И все, что происходит, - не беда!
в цветущих облаках - феншуй удачи,
Танцующие Ветер и Вода!

Таинственна Весна, в разгар цветенья
упрятано лицо в вуаль цветов.
И света торжество, и тень смущенья
слегка - весь мир цветет, в нем - к ней любовь!
2006\2011

Стихи Вадима Константинова - http://www.stihi.ru/2011/04/15/1585,
Эллы Гоник - http://www.stihi.ru/2010/07/25/5523.
Важную страницу творческой биографии художника занимает работа над эскизами неосуществленных панно на тему "Времена года", предназначавшихся для украшения интерьера частного дома. Как и другие листы цикла, "Летняя мелодия" свидетельствует о мастерстве акварелиста, о его большом декоративном даре, музыкальном чувстве ритма.
"Венки васильков" - последний замысел художника. Его помешала осуществить преждевременная смерть. Над эскизами к этой картине художник работал летом 1905 года в Тарусе. Венки и гирлянды, по-видимому, были для него эмблемой печали, утраты. Но образ произведений Борисова-Мусатова всегда многозначен. Звучная цветовая гамма - яркая синева цветов, ослепительная белизна облака - знаменуют преодоление скорби, растворение ее в восторге перед вечной красотой природы.
Использованы материалы сайта - http://www.borisovmusatov.org/