Спирт

Александр Рапопорт
СПИРТ


С алкогольными напитками я познакомился очень рано, лет в 12-13. Причём инициатором был папа:

- Всё равно попробует, пусть уж лучше дома!

Мне понравилось, вино и коньяк я люблю до сих пор, меньше водку, но меру всегда знал, за всю жизнь сорвался считанное число раз.

 А вот со спиртом не сложилось,  хотя всю мою трудовую деятельность этот драгоценный продукт был вокруг да около.

Для начала научное определение спирта – действующий компонент алкогольных напитков, являющийся психоактивным веществом и воздействующий как депрессант на центральную нервную систему человека. Дело серьёзное, а если не как компонент, а чистый? Становиться опасно !

Первая моя встреча со спиртом произошла в 14 лет. Я рано пошёл работать, по разным причинам, в том числе, по материальным,  Папа с трудом устроил меня-малолетку на телевизионный завод в кварцевый цех.  Раньше телевизоры делали с лампами, основу которых составлял кварц. Конвейерное производство, множество операций, в том числе промывка, очистка спиртом.

На конвейере работала добрая сотня прекрасного пола, в основном – молодые девчонки немного старше меня, но были и одногодки. Все в белых халатиках, в белых толи шляпках, толи колпаках, они были бесконечно хороши собой.

Наш небольшой механический участок наоборот состоял только из мужчин. Команда из двенадцати разновозрастных слесарей, различной квалификации следила за техническим состоянием приборов и оборудования, осуществляла мелкий ремонт и наладку. У каждого были свои любимые точки на конвейере, но все, поголовно, обожали проводит там большую часть рабочего дня. В мастерскую спускались только по производственной необходимости или чтобы выпить спирта.

Работницы, начальство средней руки, необыкновенно ловко обходились с драгоценным продуктом, в результате образовывались излишки, которые шли по основному предназначению. Спирт давали за всё, за выполненную работу, за услуги, за хорошие отношения, на праздник, просто так.

Слесаря были под шафе всегда, больше, меньше, но всегда, причём пили чистый, неразбавленный спирт. Через пару месяцев работы пришёл мой черед на обряд посвящения в высшую лигу. Меня вызвали в туалет и протянули стакан спирта:

- Пей!

Я не смог. Меня учили как вдохнуть выдохнуть, ничего не помогало, экзамена я не сдал:

- Не мужик!

Таков был вердикт, результаты его быстро стали известны всему конвейеру, тетки подсмеивались, молодые девицы не смотрели в мою сторону, лишь ровестницы продолжали смущенно улыбаться.

После окончания института, придя на работу в центральный научно-исследовательский институт, я с удивлением обнаружил, что спиртовой вопрос абсолютно повторяет заводскую схему. Только вместо конвейера – лаборатории, где столь же эффективно возникают литры излишек, а в роли  получателей – кто угодно. Те же слесаря, такелажники, плановики, экономисты, да и начальство вполне адекватно к психоактивному веществу.

Я довольно быстро продвигался по службе, немного везло, самое главное попал в нужное место, где мои способности пригодились. Теперь это называется «попал в команду», премии, грамоты, я был на виду, меня знало начальство.

После очередного совещания по сверх закрытому вопросу заместитель директора 3-х тысячного института попросил остаться меня и секретаря парткома. Он запер дверь, достал из сейфа хрустальный графин:

-Давай, парторг, наливай!

Опять чистый спирт, я опять не выпил, мой служебный рост остановился.

Заместитель директора ушёл на пенсию, парторга с большим повышением перевели в министерство, меня снова стали продвигать. В это время один деятель из другого института , профессор, доктор технических наук, задумал шахматную комбинацию в результате которой он должен стать заместителем директора. У него были для этого все основания и поддержка на всех уровнях, не хватало лишь количества подчиненных, ну человек сто.

Профессор нашёл их в нашем институте, он доказал, что дела пойдут лучше, если часть сотрудников перейдут под его начало. Вышел министерский указ о переводе определенного количества научных работников и инженерно-технического персонала в другой институт. Одновременно передавалось тематика, финансирование, оборудование, снабжения и, конечно, спирт.

Это был пик моей популярности. Я непосредственно занимался всеми этими переездами, переоборудованиями, передачей. Некоторое время у меня в кабинете стояли две 200 литровые бочки спирта, сколько это бутылок алкогольных напитков невозможно определить. Меня любили все, простые рабочие, профессура, вспомогательные службы, даже физрук, народ требовал назначить такого честного человека директором института. Я еле отбился от предложений, появилась масса завистников и неблагожелателей, пришлось уволиться.

Может быть, все-таки зря, тогда в туалете, может, надо было попробовать?


Александр Рапопорт