Раздавленый мармон

Константин Баландин
                Раздавленный мормон.

Широкомасштабные армейские учения с боевыми стрельбами, в которых принимал участие и наш «актогайский полк», на пятый день вошли в свою завершающую фазу. Предстояло наступление танковых подразделений полка при поддержке полковой артиллерии.
По замыслу организаторов учений, после ночной артподготовки через боевые позиции артиллерийского дивизиона, в котором я служил тогда заместителем командира дивизиона по технической части, а попросту, зампотехом, должен был выдвигаться в наступление мотострелковый батальон полка.

Мы отстрелялись, выполнив свою главную задачу, и ждали команду на выдвижение вперед вслед за наступавшими танкистами и мотострелками. Водители сидели в кабинах машин, готовые подъехать к орудиям, чтобы зацепить их и выдвигаться на новые позиции.

Одного парня «приспичило» и он выскочил из кабины, чтобы «отлить». В этот момент на бешеной скорости  по позиции дивизиона пронеслась боевая машина пехоты (БМП). На полном ходу она под острым углом врезалась в «автомобиль» из кабины которого минуту назад «по нужде» выскочил водитель, протаранила всю левую его сторону, подмяв под себя, как спичечный коробок. Не останавливаясь, БМП, как ни в чем не бывало, понеслась дальше и растворилась в темноте, оставив облако пыли и гари выхлопных газов двигателя.

Как оказалось, БМП-ешка обломалась перед тем, как мотострелки пошли через наши позиции.

 Естественно, тогда весь личный состав дивизиона был в стороне от боевых позиций, в полной безопасности, а теперь, когда все вернулись на свои места, экипаж БМП ринулся догонять своих и в темноте не заметил стоящий впереди «мармон».

Мармонами в армии, уж не знаю почему, называли грузовые автомобили ЗИЛ-157, которыми был укомплектован и наш дивизион, в качестве тягачей боевых -орудий. Это были новенькие, модернизированные 157-е ЗИЛЫ, которые перед самыми учениями поступили в дивизион.
Водителя спас случай (на самом-то деле, конечно же, Ангел Хранитель). Не выскочи он тогда «по нужде», был бы всмятку раздавлен в кабине.

Машина выглядела плачевно. Кабина, передний мост, а главное, рама, смяты и погнуты, но двигатель, как не странно, почти не пострадал.

Доложили командиру полка. Немедленно вызвал меня на командный пункт. Что будем делать, майор?  А что, отвечаю, спишем на боевые потери, получим взамен новый. Ты что, «с дуба рухнул?» Только мне еще боевых потерь не хватало! - Ладно, говорю, нет проблем. В полку есть списанный после целины, вполне приличный «мармон», который еще не успели растащить и разобрать на металлолом, сделаем из двух один и все будет «о,кей». В дивизион возьмем новый из числа транспортных танкового батальона, а этот летом отправим на целину и спишем потом «под шумок».

 Только мне нужно снять с учений троих моих ремотников, летучку, водителя «мормона», и Ваша команда, чтобы сухие пайки выдали, что там еще нужно из полка…. Все сделаем «втихаря» дня за три на точке «трапосферной» связи.

 Действуй, тебе «зеленая улица». Командир улыбнулся, озабоченность ушла с его лица, было видно, что он рад такому простому решению щекотливой проблемы.

Четыре с лишним года жизни в «актогайском» гарнизоне, удаленном от благ цивилизации в полупустынном прибалхашье, службы в полку непосредственного прикрытия государственной границы в постоянном  режиме повышенной боевой готовности, научили многому, а главное тому, что без друзей, без взаимопомощи и взаимовыручки делать здесь нечего.

Мне, как технарю, автомобилисту многим приходилось помогать в гарнизоне, да и местному населению тоже. В хороших товарищеских отношениях был с такими же технарями ближайших совхозов, поселковых организаций, энергетиками, геологами. Все друг друга выручали, когда возникала в этом необходимость.

Был моим хорошим товарищем и командир точки трапосферной связи, которая дислоцировалась на территории учебного центра, но подчинялась сугубо своему начальству и напрямую военному округу. Туда мы и отбуксировали волоком раздавленный мармон. Все сделали за пару дней, еще день «малость отдохнули», благо на точке была своя отличная баня и бассейн.

Учения к тому времени уже закончились. Полк «отыграл нахорошо». Сам за рулем подъехал на отреставрированном «мармоне» к штабу полка, под командирские окна, посигналил. Командир выглянул в окно, махнул рукой, дескать, заходи.

Товарищ подполковник, задача выполнена. - Спасибо Костя, молодец, сегодня одыхай.  -Разрешите идти? - Конечно, привет супруге. - Спасибо, передам.

Вот так мы и служили.

А с Александром Михайловичем Набойщиковым, моим актогайским командиром мы встретились через много лет, в его московской квартире, выпили за встречу, вспомнили былое, в том числе историю с раздавленным на учениях «мармоном».